Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе действуют многочисленные психологические стрессоры, которые могут привести к повышению агрессии среди различных категорий населения. Одной из возрастных категорий, которая является наиболее уязвимой при этом, являются школьники. Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению загадки детской и подростковой агрессии. Но до сих пор ощущается недостаток в практических программах по её профилактике.
Степень разработанности. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучения. Зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология исследует агрессию школьников и связывает это с изучением социальных и психологических черт, куда входят их потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Проблема. Исходя из анализа научной литературы, описывающей особенности агрессивности в различных возрастных категориях школьников, мы пришли к выводу, что теоретические разработки далеко не всегда отталкиваются от специфики конкретного контингента.
Объект: агрессивность школьников.
Предмет: – особенности агрессивности детей и подростков.
Цель: определить особенности проявления агрессивности детей и подростков.
Задачи:
1.Провести анализ литературных и информационных источников по теме работы.
2.Экспериментально изучить условия социально-психологической профилактики агрессивности детей и подростков.
3. Организовать эмпирическое исследование специфики агрессивности детей и подростков. Подобрать психодиагностические методики и провести первичную диагностику в сравнительном плане в группах детей и подростков.
База: СОШ.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте агрессивность более высокая, чем в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: эксперимент, анализ документов, статистический анализ.
Психодиагностические методики:
1. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла
2. Методика диагностики состояния агрессии А. Басса-Дарки (адаптация Осницкого).
3. Тест «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора (вариант опросника адаптированный Т.А. Немчиновым).
4. Тест А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».
Статистические методы: критерий Манна-Уитни.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава I. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения детей и подростков
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения
В переводе с латинского слово «агрессия» обозначает "нападение". Под термином "агрессия" понимаются множество проявлений [5]. Это явление связывается с отрицательными эмоциями, с отрицательными мотивами, с отрицательными установками, разрушающими действиями.
Психология агрессию расценивает как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей. Направленность такого рода универсальна, и данная дефиниция в основном нейтральна. Агрессивность является положительной, если это способность выжить. Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне - это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (ауто агрессия) [12].
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С точки зрения обыденных представлений агрессия и насилие рассматриваются преимущественно в следующих аспектах:
1. Ситуация, в которой отмечается явное (криминальное) насилие, представляющая собой преступное деяние, направленное против личности или социальной группы и причиняющее физический вред. В данном аспекте, как правило, внимание уделяется ситуации в мире, в стране, в регионе и часто сравниваются такие показатели, как динамика и уровень насилия [19].
2. Выявление структуры насилия, мотивов насильственных действий, характеристика субъектов, совершающих насильственные деяния. В данном аспекте обсуждаются в основном условия, в которых происходило формирование личности, психологические особенности, которые могут привести к развитию агрессии [13].
3. Агрессия и насилие как допреступная форма поведения, являющаяся основой для развития субъекта как будущего преступника. В данном аспекте речь идёт о проявлениях насилия и агрессии в подростковой среде, личностных особенностях лиц, склонных к агрессивным проявлениям, причинах возникновения различных форм деструктивного поведения [23].
Большой опасности подвергаются люди, когда агрессия направлена на них. По определению А. Бандуры и Р. Уолтерса [9] такая агрессия носит название асоциальная, и связана она с социально-деструктивным действием, поэтому результатом их может быть разрушение субъекта, имущества, но не всегда это преследуется органами закона.
Агрессивность проявляется открыто и скрыто [25]. Агрессивность в виде термина обычно употребляют, чтобы обозначить разрушительные намерения, и она маскируется, к примеру, честолюбивыми представлениями. Под такими действиями понимается самоутверждение, и подразумевается, что в их основе лежит побуждение мотивации конкуренции, стремлений к достижению, ироничного отношения к происходящему и высказываний по этому поводу. Однако окружающие эти проявления оценивают как проявление агрессии против них. Выраженной агрессивностью чаще считается конфликт, злые слова, тип давления, плохая оценка. При скрытой агрессии происходит обрыв общения, саморазрушения, самоубийство. Внутренние репрезентации агрессии выступают как фантазирование, аффективность. К примеру, субъект вынашивает идеи расправы с каким-то человеком, но проявление агрессии происходит только в сфере фантазии, либо при испытании сильного аффекта [6].
Влечения проявляются через аффективность. Агрессивность выступает как борьба за свободу, уход от угрозы и страданий, борьба с препятствиями по пути к достижению потребностей, осознание и снятие внутренних конфликтов, возрастание самооценочного отношения. Здесь агрессивность парциальна, она в полном объёме не представлена.
Однако дефиниции агрессии и агрессивности разные по своему содержанию [3]. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам. Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Установлено, что периодически подавляющее число подростков - агрессивны в поведенческих актах, однако особого беспокойства подростковая агрессия не вызывает, и только если она проявляется постоянно и ярко выражена – тогда должны быть срочно приняты меры по её коррекции.
Агрессивность проявляется или очевидно, или завуалировано, она может иметь пассивный характер, к примеру, супруг не реагирует какое-то время на супругу, которая не уделила тепла. В мире взрослых под агрессивностью понимается типы поведения, которые существенно осложняют жизнедеятельность, ослабляют коммуникацию. Агрессивность несёт в себе и позитивность, что выражается в способности субъекта защитить себя, окружающих, в способности отстоять свои позиции - в этом случае агрессия – это способность следовать принятым ценностям, что является неотъемлемой чертой лидера. Если подавлять агрессию, то это приведет к проявлению пассивности в поведении, и разовьёт неспособность человека отстоять свои права. Если контролировать агрессивность, то это будет способствовать его успеху в разнообразных сферах жизни, будет направлять проявления жизнестойкости.
Таким образом, агрессия - это поступок, а под агрессивностью понимаются личностные черты, которые определяют склонность реагирования на окружающее преимущественно враждебно. Формирование агрессивности происходит при развитии сознания у детей, а проявляется рано – ещё в возрасте дошкольника. Это важный момент, так как её закрепление определяет дальнейший путь развития личности. Есть много теорий, объясняющих агрессивные паттерны поведения, и они разделяются на 2 главные категории [11]: социологическую и психолого-биологическую.
1.2. Причины агрессивного поведения детей и подростков
Причины, порождающие агрессивное поведение, разделяются на две большие категории – это наличие общественного и биологического фактора в функционировании субъекта. Ряд данных факторов оказывает прямое или косвенное действие, вместе с тем, прямая зависимость отрицательных последствий и поведенческих характеристик субъекта не наблюдается. В связи с этим по исследованиям авторов Муратовой И. Д., Сидорова П. И. [40] можно выделить 3 генеральных фактора, которые описываются в качестве биологического, психологического и социального. Для подросткового агрессивного поведения характерно проявление этих трёх факторов в виде общественного проявления черты характера; в качестве недостатков культуры – как тенденция отрицать, а так же как особенности высших психических функций. У подростков есть наличие противоречий между общественной нормой и личностью, что проявляется как демонстрация несогласия по ряду правил, как недовольство общественными требованиями по отношению к учащимся; как демонстрация антиобщественного поведения.
Вопрос о необходимости выявления причины, отвечающей за сформированность агрессивного поведения у школьников, должен ставиться
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. – 344 с.
2. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 2015. – 378 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
4. Аудиовизуальная психодиагностика трудного подростка / Под общ. ред. А.И. Ушатикова. Рязань, 2015. – 315 с.
5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. – 497 с.
6. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
7. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. – 132 с.
8. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
10. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
12. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
13. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
14. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
15. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань, - 2015. – 115 с.
16. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
17. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
18. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
19. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
20. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. – 200 с.
21. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. – 198 с.
22. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
24. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
25. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
26. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c.