Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нынешний век характеризуется зарождением и стремительным развитием глобального информационного общества, которое вызвано информационно-телекоммуникационной революцией, быстрым внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, зарождением и последующим развитием глобальной информационной экономики, внедрением электронного управления, созданием глобального сетевого общества.
Информационное общественно прошло путь от исследования теорий, которые определили его наступления, к внедрению информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни по всему миру.
Быстрый процесс информатизации общества делает информацию ключевым объектом в жизни человека. О важности информационных правоотношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, свидетельствует работа с информацией, а именно получение, хранение, использование и распространение. Все процессы, происходящие с нами, например, производство товаров и услуг, их распределение, сбыт, создание и использование новейших технологий и тому подобное никак не могут существовать без использования информации. Результатом этого является тотальная зависимость человека от информации. Поэтому изучение информационного общества является необходимостью современного прогресса человечества.
В настоящее время в мире, в том числе и в России, благодаря распространению информационно-телекоммуникационных технологий, радикальным образом меняются условия жизнедеятельности людей; а коснувшись социальных институтов, данные технологии подняли вопрос об основаниях модернизации российского общества в целом.
Анализ последних исследований по этой проблеме. Научные подходы к сущности информационно-коммуникативного общества разработаны в исследованиях таких авторов, как А.С. Биккулов, В.М. Брижко, Е.Е. Высоцкая, А.П. Дзебань, В.В. Зотов, А.В. Колодюк, П.Б. Кондратенко, П. Лебедев, И.А. Мальковская, О.И. Матьяш, И.С. Мелюхин, Е.А. Путилова, М.К. Раскладкина, Ф.Уэбстер, А.А. Чернов и др.
Цель исследования: изучить особенности информационно-коммуникативного общества.
Объект исследования: современное общество.
Предмет исследования: особенности развития социума в условиях информационно-коммуникационной революции.
Для достижения этой цели в работе решается ряд задач:
- рассмотреть историю и генезис информационно-коммуникативного общества;
- определить основные признаки информационного общества;
- охарактеризовать информационно-коммуникативную среду современного российского общества как фактор его изменений;
- выявить особенности информационно-коммуникативного воздействия на гражданское общество.
Методы исследования. В исследовании использовались методы источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список источников.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
ГЛАВА 1 Понятие информационно-коммуникативного общества
1.1 История и генезис информационно-коммуникативного общества
Процессы глобализации, которые наблюдаются в современном мире, имеют за основу информационные технологии и Интернет, что является фундаментом глобальных процессов и формируют информационное пространство, которое распространяется по всему миру.
Прежде чем исследовать информационные технологии и их влияние на глобальные мировые процессы, необходимо проанализировать само понятие «информационное общество», историю его возникновения и условия, что стали причиной его зарождения и распространения.
Концепция информационного-коммуникативного общества была впервые разработана в Японии в конце 60-х годов, когда профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши предложил этот термин. Учитывая, что японский вариант информационного общества был разработан для решения японских экономических задач, это ограничивало характер его применения и уменьшало возможности.
В 70 - е годы французским социологом А. Туреном была издана работа «Постиндустриальное общество». В ней был проанализирован кризис индустриализма, который тогда царил в мире. А. Турен утверждал, что кризис индустриального общества вызывает вред не только институтам общества, но и социологической организации и мотивации человека. Через это А. Турен во время формулировки понятие «информационное общество» сосредоточивал свое внимание на определенных экономических отношениях .
А. Турен акцентировал на том, что в процессе телекоммуникационной революции происходит совершенствование инвестиционной и управленческой политики.
В 1980 году Д. Белл вводит относительно новое тогда понятие «информационное общество». Вследствие этого в идеях Д. Белла происходит конвергенция постиндустриального и информационного обществ. Поскольку основой определения структуры информационного общества является информация, то Д. Белл назвал постиндустриальное общество информационным.
Д. Белл выражает мнение, что информационное общество - это новое название постиндустриального общества, основой которого является информация . Информацию Д. Белл определяет как научное теоретическое знание. Информационное общество включает в себя все основные характеристики постиндустриального общества. К ним относятся экономика услуг, создание и внедрение новых интеллектуальных технологий. Центральная роль отводится теоретическим знаниям и ориентированности на будущее.
Еще одним ведущим представителем, который исследовал информационное общество, был японский ученый Й. Масуда. В книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» он выдвинул ряд таких принципов формирования информационного общества:
- в основе нового общества будут лежать компьютерные технологии, которые будут усиливать, а частично и уменьшать умственную деятельность человека;
- с помощью информационной революции создастся новая производственная мощность, которая повлечет за собой производство большого количества информации, технологий и знаний;
- расширятся возможности развития сотрудничества и решения проблем;
- интеллектуальная экономика станет ведущей отраслью, в которой будут аккумулироваться результаты производства;
- ценность времени превратится в основную цель в новом обществе. К тому же Й. Масуда прогнозировал бесклассовость и бесконфликтность информационного общества .
Еще одним представителем, который исследовал информационное общество, был А. Тоффлер.
В своей книге «Третья волна» он предложил собственную схему исторического общественного развития.
По его исследованиям, история цивилизации делится на три составные части (волны): первая – аграрная (до ХVІІІ В.), вторая - индустриальная (до 50 лет ХХ в.) и третья - постиндустриальная (начиная с 50 х годов ХХ века) .
Во время первой волны основу составляет сельское хозяйство. Вторая волна наступила после первой, была вызвана индустриальной революцией. На смену индустриальному развитию пришла информационная революция, которая ознаменовала наступление третьей волны. Индустриальные связи меняются информационными связями. Из-за того, что объект и движение информации в новом обществе постоянно будут расти, О. Тоффлер определил его как информационное. Определяющую роль в информационном обществе, по мнению А. Тоффлера, будет играть фактор знаний. А. Тоффер определяет любое общество как систему, которая имеет в себе три основы:
- сила, которая преобладала в доиндустриальную эпоху;
- деньги, которые были основой развития индустриальной эпохи;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.06. / А.С. Бикулов. – Санкт-Петербург, 2003. – 217 с.
2. Брижко В.М. Информационное общество. Дефиниции / В.М. Брижко, А.М. Гальченко, В.С. Цимбалюк и др. – К.: Интеграл, 2012. – 220 с.
3. Высоцкая Е.Е. Коммуникация как основа социальных преобразований (в контексте становления постмодернистского общества): монография / Е.Е. Высоцкая. – Д.: Инновация, 2009. – 316 с.
4. Дзебань А.П. Социокультурное пространство информационного общества как среда бытие современного человека / А.П. Дзебань, С.Б. Жданенко. – Х.: Право, 2014. – 21 с.
5. Зотов В.В. Информационная картина мира и информационно–коммуникативная среда: проблема взаимосвязи в современном обществе / В.В. Зотов, Е.И. Боев // Вопросы культурологии: Научно–практический и методический журнал. – 2018. – №11. – С. 16 – 19
6. Информационное общество и личность как культурологическая проблема // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. учеб. конф. Краснодар–Новороссийск 17 – 19 сентября 2014 г.: Тез. докл. – Краснодар, 2019. – С. 42.
7. Казанская И. К научному пониманию феномена Интернета // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. тр. МПГУ. – М.: Прометей 2007. – 128 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 608 с.
9. Колодюк А.В. Информационное общество: современное состояние и перспективы развития в России / А.В. Колодюк // Автореферат диссертации на приоб. науч. степ. канд. полет. наук. – М.: Росток, 2015. – С. 5.
10. Кондратенко П.Б. Коммуникационная деятельность как организация социального пространства / П.Б. Кондратенко. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2013. – 104 с.
11. Лебедев П. Проблемы и барьеры развития Рунета: экспертные мнения // Социальная реальность. – 2018. - №7. – С.5-20а
12. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека /Пер. с англ. В. Николаева. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 212 с.
13. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор современных теорий) // Социологические исследования. – 2017. - № 2. – С. 1-24.
14. Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. – М.: КомКнига, 2005. – 272 с.
15. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Вестник российской коммуникативной ассоциации. – 2018. - № 2. – С. 103-122.
16. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Издательство МГУ, 2002. – 208 с.
17. Моргенштерн И.Г. Информационное общество: учебное пособие / И.Г. Моргенштерн. – 2-е изд., исп. и доп. – Челябинск, 2010. – 128 с.
18. Новицкий А.М. Феномен «информационного общества как объекта научного исследования // Информация и право. – 2019. – № 1. – С. 25-29.
19. Пархоменко Е.В. Информационное общество: проблемы, особенности / О.В. Пархоменко // Научно-техническая информация. – 2018. – № 1. – С. 3-6.
20. Путилова Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества: автореф. дис. кадн. социолог. наук. / Е.А. Путилова. – Тюмень: Изд-во ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2014. – 27 с.
21. Раскладкина М.К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: Дисс.... канд. полит. наук: 10.01.10. / М.К. Раскладкина. – СПб.: СВП+, 2006. – 198 с.
22. Уэбстер Ф. Теории информационного общества // Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е.Л. Вартановой. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004. – 400 с.
23. Чернов А.А. Информационные технологии как база для развития глобального информационного общества // Тамбовский курьер. – № 12. – 2018. – 15-16 с.