Фрагмент для ознакомления
2
1.Теоретическая часть. Прибыль организации, ее роль в управлении финансами
1.1. Сущность прибыли как экономической категории
При осуществлении деятельности предприятием в условиях рынка получение прибыли
является одним из самых важных результатов деятельности, одной из важнейших целей
предпринимательской деятельности. Прибыль предприятия является движущей силой
развития предприятия и предпринимательства, а также основным источником
финансирования ресурсов. Все это определяет ведущую роль и многогранность прибыли в
развитии всей рыночной экономики.
Сущность прибыли как экономической категории можно изложить следующим образом:
прибыль коммерческого предприятия показывает финансовый результат и представляет
собой денежные накопления организации.
Прибыль характеризует эффективность деятельности предприятия, его финансовых
ресурсов и экономического направления деятельности, уровень эффективности
реализации продукции. Прибыль считается через выручку, уменьшенную на расходы
предприятия на свою деятельность.
С точки зрения экономического смысла прибыль представляет собой еще и задолженность
определенных средств, полученных от деятельности предприятия, перед учредителями,
держателями акций и собственниками предприятия. Эта задолженность погашается при
оплате дивидендов на акцию и иных выплат собственникам. Оставшаяся часть прибыли
направляется на пополнение собственного капитала в баланс предприятия для
финансирования имущества [6, с.111].
1.2. Формирование и использование прибыли
Предприятие от своей деятельности получает прибыль или убыток (отрицательную
прибыль).Различают такие виды прибыли[4,с.123]:
1. По порядку образования: валовая прибыль- как разница между выручкой и затратами,
без управленческих или коммерческих расходов; маржинальная прибыль- как разница
между доходом и переменными расходами; прибыль до налогообложения- как прибыль от
реализации, увеличенная или уменьшенная на величину прочих доходов или расходов;
чистая прибыль- как прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль.
2
2. По источникам формирования: прибыль от продажи продукции, прибыль от реализации
услуг; прибыль от продажи имущества или других финансовых в том числе операций, не
связанных с основной деятельностью.
3.По видам деятельности: прибыль от основной или обычной деятельности (называется
еще-операционная прибыль); прибыль от инвестиционной деятельности (прибыль,
полученная от инвестиционных вложений); прибыль от финансовой деятельности
(прибыль от разных финансовых операций: получения процентов, дивидендов и прочих
паев, и участий в других организациях).
4.По периодичности получения: постоянно и регулярно получаемая прибыль и
единоразовая прибыль.
5.По характеру использования: прибыль, направленная на формирование фондов,
выплаты собственникам и нераспределенная прибыль, направляемая на пополнение
объема собственного капитала в пассив баланса [9,с.106].
Процесс формирования прибыли представлен на рисунке 1 [3,с.140].
Важнейшая роль прибыли определяет необходимость правильного ее расчета. Все
показатели прибыли отражены в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской
отчетности предприятия - «Отчет о финансовых результатах». На размер прибыли влияют
различные факторы. Факторы, влияющие на прибыль можно разделить как внешние,
которые не зависят от предприятия, так и внутренние, которые зависят только от
предприятия.
- высокий или низкий темп инфляции в стране;
- уровень процентных ставок за кредит.
К внутренним факторам относятся [3,с.88]:
-объем выручки предприятия и факторы, на него влияющие;
- уровень производительности труда работников предприятия;
- скорость оборота услуг, продукции, товаров;
- отсутствие или наличие собственных оборотных средств;
- показатели эффективности использования основных фондов.
Анализ факторов, влияющих на величину прибыли, должен осуществляться в
зависимости от того, результатом чего является прибыль.
Доходы организации формируются как доходы от продажи товаров (работ, услуг) и
внереализационные доходы, они определяется как разность между товарооборотом и
покупной стоимостью товаров.
Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается
в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» отчетности.
Направление использования чистой прибыли определяется предприятием самостоятельно.
К основным расходам из прибыли можно отнести [11,с.177]:
-уплату финансовых обязательств перед бюджетом и государственными органами;
-проведение расчетов с коммерческими банками, поставщиками и предприятиями;
-инвестиции в развитие предприятия;
-выплата собственникам и по акциям;
-выплаты, направленные
Таким образом, прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, направляется на
пополнение фонда накопления, потребления, а также в резервный фонд.
Средства фонда накопления расходуются на развитие компании- постройку новых
объектов, модернизацию зданий и реконструкцию, приобретение нового имущества и
модернизацию производственного оборудования. За счет этого фонда финансируются и
другие направления развития предприятия.
Для материального поощрения работников предприятия и укрепления социальных
потребностей образуется фонд потребления. Средства фонда расходуются на -оплату
питания, проезда, путевок, доплаты к пенсиям для работников предприятия; материальное
их поощрение работникам предприятия.
3
Для покрытия потерь, подстраховки в условиях рыночной экономики и создания общего
резерва, согласно действующего законодательства, часть прибыли в акционерных
обществах направляется в резервный фонд[3,с.107].
В Обществах с Ограниченной Ответственностью не регламентировано использование
чистой прибыли. Распределение чистой прибыли определяется собственниками
предприятия и фиксируется в Уставе предприятия.
Относительным показателем финансовых результатов является рентабельность-это
относительный уровень прибыли предприятия.
Рентабельность может определяться на основе различных пока-зателей прибыли в
зависимости от целей экономического анали¬за. Так, для расчета уровней рентабельности
предприятий может использоваться прибыль от продаж товаров, ра¬бот, услуг, то есть
финансовый результат от основной деятель¬ности; прибыль (убыток) от других видов
деятельности (опера¬ционной и прочей); прибыль отчетного периода (до
налогообложения); чистая прибыль.
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество
показателей рентабельности, различных не только по ре¬шаемым задачам и содержанию,
но и по использованным при ее расчете по¬казателей прибыли для целей планирования в
том числе (таблица 1).
Для целей планирования финансовых результатов применяется ретроспективный анализ
прибыли и рентабельности.
Задачами анализа прибыли и рентабельности являются [8,с.166]:
- оценка степени выполнения плановых (прогнозных) данных и динамики показателей,
характеризующих валовые доходы, прибыль и рентабельность в целом по организации,
структурным подразделениям и сегментам деятельности;
-выявление важнейших факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность;
- оценка эффективности использования прибыли;
-изыскание резервов, выявление которых повысит прибыль и рентабельность организации;
-определение путей и возможностей роста прибыли, повышение рентабельности при
улучшении качества торгового обслуживания населения.
2.4. Прогноз финансовой устойчивости
Для роста и развития компании в направлении выбранной стратегии необходимо
направить усилия на увеличение прибыли от деятельности. Увеличения прибыли от
деятельности возможно достичь: введением новых видов продукции в производство,
выход на новые рынки сбыта, введением новых материалоемких технологий, снижением
удельных затрат на выпуск продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Басовский Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:
учеб пособие / Л. Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 366 с.
2. Ковалев В.В.Финансы организаций (предприятий)/ Ковалев В.В. Ковалев
Вит.В.Учебник.-М.:Проспект,2015.-352 с.
3. Ковалев В.В.Финансовый менеджмент в вопросах и ответах/ Ковалев В.В. Ковалев
Вит.В.Учебное пособие.-М.:Проспект, 2015.-304с.
17. Казакова, Н.А. Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М,
2014. - 343 c.
4. Лупей Н.А. Финансы организаций (предприятий) Учебное пособие Издательство:
Дашков и К, 2013.-256с.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2013.-338с.
6. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:
Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 c.
4
7. Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии.- М.: Кнорус,
2014. - 248 с.
8. Осламов В.И., Балдин К.В., Григорьев Н.П. Финансовое состояние предприятия. -
М.: Инфра – М, 2014. – 544 с.
9. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное
пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2013. - 536 c.
10. Финансы. Под ред.Ковалева В.В.3-е издание. Учебник. -М.: Проспект 2014.-1237с.
11. Платонова, Н.А. Планирование финансовой деятельности предприятия: учеб.
пособие. – М.: Изд-во Дело и Сервис, 2014. – 432 с.
12. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М.. Финансы и кредит. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013.- 488 с.
13. Пласкова Н.С. Экономический анализ. - М.: Эксмо, 2013. – 542 с.
14. Пятов М. Л. Управление обязательствами организации / М. Л. Пятов. – М. :
Финансы и статистика, 2015. – 256 с.
15. Тодоров А.И. Управление финансовым состоянием современного предприятия / А.
И. Тодоров. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2014. – 122 с.
16. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. Учебное пособие.-
М.:Проспект,2015.-304 с.
17. Крылов С.И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности
коммерческой организации. //Экономический анализ: теория и практика, 2014, № 19.-С45-46.
18. Лысенко Д.В. Бухгалтерская отчетность организаций // Аудит. 2015. №5. С. 21-22.
19. Мазурина Т.Ю. Об оценке платежеспособности. //Финансы, 2015, № 10.-С 32-34
20. Рентабельность предприятия: пути её оптимизации. Правовая и финансовая основы
//Библиотечка «Российской газеты». 2013. № 8 – 152 с.
21. Марусенко И.И. Анализ баланса // Аудит. 2015. №9. С. 19-21.