Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 5
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 5
1.2. Факторы конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 7
1.3. Методы оценки конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 9
2. Анализ государственной политики России по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 15
2.1. Анализ государственной политики России по повышению конкурентоспособности страны 15
2.2. Анализ государственной политики России по повышению конкурентоспособности отраслей 18
2.3. Анализ государственной политики России по повышению конкурентоспособности предприятий 20
3. Оценка эффективности государственной политики России по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий 26
2.1. Оценка эффективности государственной политики России по повышению конкурентоспособности страны 26
2.2. Оценка эффективности государственной политики России по повышению конкурентоспособности отраслей 31
2.3. Оценка эффективности государственной политики России по повышению конкурентоспособности предприятий 35
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие конкуренции - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической поли-тики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфра-структурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.
Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, сни-жение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение эконо-мической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъек-тов.
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, опре-деляющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.
Цель курсовой работы – оценить эффективность государственной по-литики России по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
исследовать теоретические основы конкурентоспособности стра-ны, отраслей, предприятий;
провести анализ государственной политики России по повыше-нию конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий;
оценить эффективность государственной политики России по по-вышению конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий.
Объект исследования – Россия в целом, ее отдельные отрасли и пред-приятия.
Предметом исследования является государственная политика России по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нор-мативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных ав-торов, посвященные вопросам конкурентоспособности и государственной политики по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, пред-приятий.
Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного и метода сравнительного исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и спис-ка использованной литературы.
1. Теоретические основы конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности страны, отраслей, предприятий
Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrere» «сталкиваться» и определяется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства . В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
В настоящее время существует множество определений понятия конкурентоспособности фирмы (приложение А).
Баринов А.В. пишет, что конкурентоспособность объектов определяется суммой конкурентоспособности его составных частей и их согласованности для того, чтобы достичь определенной цели. Блинов А.О. и Захаров отмечают, что конкурентоспособность предприятия – это его свойство, позволяющее превзойти конкурентов, и достичь определенных результатов Захаров А.Н. под конкурентоспособностью предприятия понимает наличие у него определенных черт, благодаря которым появляется преимущества у данной организации в конкурентной среде .
Изучив, рассмотренные выше определения, можно говорить о том, что главным в конкурентоспособности товаров и услуг является соотношение цена/ качество. Товары/услуги являются конкурентоспособными, т.е. удовлетворяющие требованиям рынка, если цена и качество, данных услуг, устраивают потребителя.
Также можно говорить о том, что конкурентоспособность предприятия есть относительная характеристика, отражающая то, насколько отличается уровень развития данной фирмы от уровня развития фирм-конкурентов, прежде всего по степени удовлетворения потребностей потребителей.
На рисунке 1.1 приведена схема взаимосвязи основных понятий в теории конкурентоспособности .
Рис. 1.1. Схема взаимосвязи основных понятий в теории конкурентоспособности
То насколько быстро и эффективно предприятие может приспособиться к конкурентным условиям рынка определяет конкурентоспособность предприятия, которая зависит от многих факторов, например, однородность рынка, возможность использования технических новшеств; емкость рынка, легкий доступ на рынок, вид производимого товара, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на этом рынке.
По сути конкуренция – это разновидность экономического соревнования, в котором побеждает более шустрый и расторопный субъект, так как он «забирает» себе большую долю рынка. Проанализировав определения конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод о тот, что именно в связи с многогранностью этого понятия, на данный момент, нет единой трактовки этого термина.
Есть смысл дать определение конкурентоспособности организации, как комплексной характеристики фирмы, определяющей ее способность реализовывать свои преимущества перед конкурентами и обеспечивать свою рентабельность через лучшее приспособление к изменениям конкурентной среды в сравнении с фирмами-конкурентами.
Чтобы проанализировать положение организации в рыночной среде, в сравнении с фирмами – конкурентам нужно выявить факторы, определяющие позиции организаций в условиях конкуренции. Также, рассмотрение данных факторов позволит определить достоинства и недостатки данной фирмы и фирм- конкурентов и предложить способы повысить конкурентоспособность организации, а также повысить долю продаж, и таким образом, добиться процветания компании .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42622
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" от 27.12.2019 N 485-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
3. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции" от 27.12.2019 N 509-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 01.03.2020 N 33-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
5. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 (ред. от 04.09.1995) "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
6. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579-р (ред. от 28.10.2015) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р и от 17.12.2010 N 2295-р»Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев – Москва: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 142 с.
8. Андрианов, В. Конкурентоспособный бизнес / В.Андрианов// Маркетолог. – 2015. - №8. - С.3-9.
9. Ахметжакова, С. Оценка конкурентной среды / С. Ахметжакова // Новый маркетинг. - 2015. - №11. - С.70-75.
10. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учеб.пособие / С.Н. Белоусова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 256 с.
11. Голокова Г.В. Оценка конкурентных преимуществ предприятия: российский и зарубежный опыт // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 652-657.
12. Доклад о глобальной конкурентоспособности 2020. URL: https://www.iksmedia.ru/news/5707448-Lish-izbrannye-ekonomiki-demonstrir.html
13. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год. ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/documents/687048
14. Завьялов, П. С. Конкурентоспособность / П. С. Завьялов// Маркетинг PRO. - 2016. - № 2. - С. 50-55.
15. Инструменты оценки конкурентоспособности / Рындина Т.И., Захарова Л.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-2 (60). С. 114-116.
16. Корокошко, Ю. В. Маркетинг-менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности современной компании // Инновационная наука. 2020. № 5. С. 97-98.
17. Коротков, Э. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Э.М. Коротков, Ю.Я. Еленева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014.- №6.- С 58 - 72.
18. Коротков, Э. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Э.М. Коротков, Ю.Я. Еленева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014.- №6.- С 58 - 72.
19. Куатова, Д.Я. Источники конкурентных преимуществ предприятия: отраслевой аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-1 (60). С. 160-163
20. Лобанов, М.М. Оценка конкурентоспособности предприятия / М.М.Лобанов // Маркетинг PRO. - 2015. - №7.- С.53-58.
21. Мигунов Д. Поскромничали: Россия упала в мировом рейтинге конкурентоспособности. URL: https://iz.ru/1025294/dmitrii-migunov/poskromnichali-rossiia-upala-v-mirovom-reitinge-konkurentosposobnosti
22. Мустафина Э.И. Выбор стратегии развития организации на основе матрицы Мак-Кинси // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 32-43.
23. Николаева Н.В. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на основе аудита ключевых факторов успеха // Вестник Академии знаний. 2020. № 2 (37). С. 238-246.
24. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики / Асаул В.В., Кощеев В.А., Цветков Ю.А. // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 533-548.
25. Оценка состояния конкурентной среды в России. Аналитический центр при Правительстве РФ. Доклад 2020. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf
26. Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет. URL https://www.rbc.ru/economics/01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95
27. Портер, М. Конкуренция: учеб. пособие/ М. Портер. – М.: Вильямс, 2008. – 495 с.
28. Применение метода многоугольника для оценки конкурентных преимуществ компании / Тогунова Е.Д., Возилова А.В., Ляпустин И.Д. // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 2 (152). С. 115-119.
29. Родионова, Л.Н. Методы конкурентной борьбы лидеров рынка/ Л.Н.Родионова // Коммерсант. - 2014. - №3. - С.63-65.
30. Россия вошла в ТОП-10 государств с наиболее эффективным конкурентным правоприменением. URL: http://www.medargo.ru/news.php?id=2388
31. Устимкин О.А. Конкурентоспособность предприятия в современных условиях: проблемы и перспективы // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С. 614-620.
32. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 312 с.
33. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие / А.Ю. Юданов. - 5-е изд. – Москва: Гном-Пресс, 2014. – 314 с.
34. IMD World Competitiveness ranking 2020. URL: https://www.campiogroup.com/assets/files/obshiy.pdf
35. The Global Competitiveness Report. Special edition 2020. How Countries are Performing on the Road to Recovery. World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf