Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложным и трудным искусством является наука управления людьми. Процессы власти всегда усложняются, и сама теория управления, как любая наука, упорядочивает явления, выявляет закономерности и указывает причинные связи между ними. На базе этого формируются выводы для применения управления на практике, даются рекомендации.
Любой процесс управления - это не только наука. Это искусство, поскольку при каждом своем решении руководитель базируется не только на рекомендациях и выводах науки, но и на свою интуицию. Руководитель, к тому же, принимает решения в условиях ограниченности временных ресурсов.
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций. Этапы этого развития в литературе предлагается считать управленческими революциями, подразумевая существенные качественные изменения в самом управлении и его месте в обществе.
Первая управленческая революция произошла около семи тысяч лет назад и получила название религиозно-коммерческой.
Уже в древних обществах – Шумере, Египте и Аккаде – наблюдалось расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они по-своему переформулировали основополагающие религиозные принципы.
Целью данной работы является рассмотрение управленческой революции в истории человечества.
Задачи:
- описать управление в древних обществах, создание системы производственного контроля;
- рассмотреть этап бюрократической революции и современный этап развития управления.
Объект исследования – развитие управления в истории человечества. Предмет исследования – влияние каждого этапа развития управления на последующий.
Глава 1 Управление в древних обществах. Создание системы производственного контроля
1.1 Первая управленческая революция: общая характеристика
В Древнем Египте в долине Нила к четвертому тысячелетию до н.э. было создано около сорока небольших государств, называвшихся «номы». Они являлись основой того, что в середине четвертого тыс. до н.э. формируются царства Верхнего и Нижнего Египта.
Около 3000 г. до н.э. при царе Менесе царства интегрируются в единое царство Древнего Египта. Это время – начала правления первой династии царей.
К этому времени в царстве Древнего Египта создаются первые, дошедшие до нас источники письменности, в которых есть упоминание самых простых управленческих элементов. Тексты, которые были в данных источниках, представляются максимально краткими. В данных текстах говорится о наличии и важности государственного управления, о том, как важно существование особой группы людей, которые заняты управленческой деятельностью .
Центром управления был царь. Его облик в большем количестве случае восхваляется и идеализируется.
Чаще всего популярность была у кадровых тем. Важно было правильно организовывать большие массы людей для реализации масштабных работ по строительству пирамид, систем орошения и ирригации.
Основной вид хозяйства в эпоху Древних царств и в более поздних государства Шумера и Аккада было земледелие, которое основывалось на искусственном орошении. Поэтому основной функций государственных правителей было поддержание и создание порядка сети орошений, о чем правители постоянно говорили в своих надписях .
Описывая деятельность в управлении, древние египтяне постоянно уделяли внимание взаимоотношениям, которые должны были формироваться между верховными правителями и высшими чиновниками.
Ахтой III в «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара» (XXII в. до н.э.) писал: «Велик царь своими вельможами». Правитель говорил о важности обучения народа, кто привлекался к управлению. Он говорил о том, как важно пополнять знания народа. Несмотря на то, что порядки рабовладельческого порядка являлись жестокими, постоянно говорилось об отражении в управлении интересов простого народа и о том, как важно защищать справедливое отношение.
Тема забота о подданных в управлении существовала и в других документах Древнего Египта. Например, в «Поучениях царя Аменемхата» (XX в. до н.э.) существовали такие слова царя: «Я подавал бедному, я возвышал малого. Я был доступен неимущему, как и имущему».
В общем наборе действий управления специфическое внимание уделялось функциям карательного характера, которые были нацелены на обеспечение порядка в государстве и подавление конфронтации действиям власти правителя.
Ахтой III: «Вредный человек — это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри имя его... Не возвышай человека враждебного... Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее».
Во II тыс. до н.э. египтяне стали формировать прототипы будущих табелей о рангах, формировать инструкции для наиболее важных участников процесса управления в государстве с перечислением их функций, особенностей службы, должностных обязанностей и прав визирей – верховных сановников. Например, в иероглифической надписи о назначении визиря, который относился к правлению Тутмоса III (XIV в. до н.э.), были рекомендации уделять больше внимания управления территориями. «Обращай твое внимание, — говорилось в документе, — на округа, укрепляя их. Если ты отсутствуешь при обследовании, то посылай обследовать начальников округов, сотских и квартальных». Тут же говорилось о том, что управление визиря – это сложная работа, что работать визирем не представляется простым делом .
Описывая разных участников процесса управления, источники Древнего Египта подробно описывали роль и деятельность писцов, которые не только составляли тексты и занимались делопроизводством, но и выполняли разные административные и финансовые функции. Например, в тексте войскового писца Каипера (начало V династии) говорилось о двадцати семи должностях, которые писец последовательно занимал: писец пастбищ, писец документов, писец царского войска, надзиратель писцов, начальник царских работ и т. д.
Примером писцов и других сановников в источниках Древнего Египта показана не только почетность, но и выгодность деятельности управления, которая давала прямые и дополнительные доходы от выполняемых функций должности. Понимая выгодность деятельности управления, источники Древнего Египта говорили также о том, что реализации управленческой деятельности часто встречается вымогательство, недобросовестность, мздоимство. Источники выступали против таких злоупотреблений. В «Поучениях Ани» для борьбы с злоупотреблениями в управлении предлагалось не передавать должности управления по наследству.
Управленческие идеи также были интересны в древних народов Передней Азии. Данные народы создали наряду с египтянами еще один старейших очаг цивилизации людей. В IV-Ш тыс. до н.э. в Двуречье были созданы города-государства Ур, Урук, Лагаш, Киш, Шурунпак, Исин, Ниппур и др.
Источники Двуречья говорят о том, что управление было достаточно активным и разветвленным еще в самые древние времена. В ранних источниках Старовавилонского Царства, как и в документах Древнего Египта, говорилось о важности привлечения верховным правителем верных сановников к управлению, о важности распределения между ними функций управления. Часто такая структура приписывалась богам, а после проектировалась на дела на земле. В «Сказаниях об Атрахасисе» (XVIII в. до н.э.), например, богам приписывалось определение правителя и назначение управляющего, советника и надсмотрщика.
Древний Вавилон первым выдвинул и реализовал идею деления государства на округа административного типа и назначения во главе них управленцев, которые были посланы царями Вавилона. На этих управленцев возлагалось управление округами, сбор дани, контроль за соблюдением законов и другие обязанности.
Система управления в Передней Азии становилась все более разветвленной. Ее масштабы достигли таких размеров, что уже в VII в. до н.э. в Ассирии список должностей в управлении царя Асархаддона включал в себя 159 должностей.
Полезным для управленческого развития было создание в Новохетском царстве специальных предписаний для сановников и служащих государства, которые определяли их права и обязанности. Подробно их описывала «Инструкция» для «господина пограничной охраны». Также инструкции были созданы для управленцев в городах, для высших чинов военного характера и др.
Справедливость фиксировалась и в официальных документах по отношению ко всем и по всем делам, где было прописано, от кого зависит «счастье в государстве».
Фиксация на принципе справедливости сохранялась долгое время в разных частях мира. Например, в Древнем Иране царь Дарий I (VI в. до н.э.) в надписи на скале в Накши-Рустаме: «Для справедливого я друг, для несправедливого я — недруг. Не таково мое желание, чтобы слабый терпел несправедливость ради сильного, но и не таково мое желание, чтобы сильный терпел несправедливость ради слабого».
Представление о системе административного управления в Вавилонии в 1-й половине 2-го тыс. до н.э. дает переписка царя Хаммурапи с его чиновниками в городе Ларса. В малоазиатской практике постоянно проводился принцип решительности и твердости в управлении, декларирующий обязательное и беспрекословное выполнение принятых установок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Берри Л. Л., Легендарная клиника Мэйо : уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013. — 380 с.
2) Берри Л. Л., Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2019.
3) Бибб Д. Две тысячи лет до нашей эры: эпоха Троянской войны и Исход, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса. — М.: Центрполиграф, 2018
4) Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М.:Советское радио, 1958
5) Винер Н. Я — математик / Пер. с англ. Ю. С. Родман, Н. А. Зубченко. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2018
6) Гиллеспи. R, Дж.Э. Мэйо Классики менеджмента: Энциклопедия Под ред. М. Уорнера. - СПб., 2001.
7) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб.: Питер, 2018.
8) Грэхем Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991
9) Даниляк В. И., Нормативная поддержка человеческого фактора в интегрированных системах менеджмента // Методы менеджмента качества. — 2016. — № 2. — С. 40-45
10) Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. М., Магистр, 2019. 575 с
11) Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2018.
12) Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В. А. – М.: Зерцало, 2018. – 560 с.
13) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 347 с.
14) Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем. Б. М. Святского. – Смоленск: Русич, 2001.− 368 с
15) Кузищин В.И. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. – М. : Высшая школа, 2018.-719с.
16) Макарова И. К. Современные модели корпоративной социальной ответственности: мировой и российский опыт//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2018. № 4. С. 107-112.
17) Мухаев Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018
18) Рыжов К. В. Величайшие монархи мира: энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2018
19) Стрежнева М. В., Системный подход в международных исследованиях: об актуальности теоретического наследия Александра Богданова // Полис: Политические исследования. — 2020. — № 4. — С. 112-120
20) Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: «Юрист», 2018. – 596 с.
21) Чудина Ю. Ю. История Древнего мира. — М.: Мир книги, печ. 2018
22) Шкредов А., Теория М. Вебера и тенденции оформления современной бюрократии // Государственная служба. — 2019. — N 4. — С. 96-98.
23) Якобсон В. А. //История Древнего мира /Ред. И. М. Дьяконова ,В Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой .Т.1.РанняяДревность.М., 1989
24) Blau. P. Bureaucracy in Modern Society. - N.Y., 1961
25) Claassens S.J. The SoCalled “Mesopotamian Law Codes”: What Is In A Name? // Journal for Semitics. 2010
26) Culbertson L.E. From text to process: ditilas as sources for disputes and the sumerian di // Dispute Resolution in the Provincial Courts of the ThirdDynasty of Ur: PhD Dissertation, University of Michigan, 2009.
27) Driver G.R., Miles J.C. The Babylonian laws. Oxford, 1956
28) Mayo, G.E. The Human Problems of an Industrial Civilization. - Boston: Harvard University Press. 1946
29) Whitsett. D.A., Yorks. L. From Management Theory to Business Sense: The Myth and Realities Of People at Work. - N.Y.: Amacom. 1983
30) Wren. D.A. The Evolution of Management Thought.-N.Y., 1987