Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные СМИ под влиянием общих тенденций интеграции медиа претерпевают трансформации в пользу мобильности, мультимедийности, мультиформатности, доступности для потребителей информации и развития интерактивного контакта с аудиторией. Перемены в сфере журналистики привели к конструктивным преобразованиям технологического и экономического рынка, общественного и индивидуального сознания. Человек из потребителя информации стал не только ее создателем, но и создателем новой медиареальности. Одним из активно развивающихся каналов, предоставляющих аудитории площадку, инструментарий для совместного медиагенезиса, является радиовещание.
Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий. Именно он информирует слушателей о происходящем, создает и поддерживает стиль и формат станции, концентрируя эмоции и выражая тем самым отношение к тем или иным событиям, фактам и музыке, которая звучит в эфире.
Радио на протяжении всей истории своего существования априори предполагало активное взаимодействие со слушателями. Появление Интернета и его динамичное развитие в качестве нового информационно-коммуникационного поля модифицировало рынок СМИ и технологий.
К концу ХХ в. в современной России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр радиостанций разных типов. Наряду с прежней мощной системой государственного радиовещания развиваются частные и некоммерческие станции, образуются радиосети и медиахолдинги. Современный рынок радиовещания сложился благодаря гласности, перестройке, зарождению рыночных отношений. Истоки «второго рождения» отечественного радио уходят корнями к функционированию советского радиовещания.
Современные телевизионные и радиоведущие рассматриваются исследователями как знаковые фигуры в современном обществе, как модельные личности эпохи. Их стереотип поведения служит символом культуры настоящего времени. Основной характеристикой речевого поведения ведущих является умение установить социально-психологический контакт с аудиторией. На первое место выходят такие качества, как уверенность в себе, коммуникативность, активность, эмоциональная выразительность, интеллектуальное лидерство в общении.
В первые годы демонополизации эфира и появления принципиально новых форм вещания программные директора негосударственных информационно-музыкальных радиостанций предпочитали не переучивать ведущих государственных радиостанций, которым было гораздо труднее привыкнуть и приспособиться к новым правилам «игры», а набирать молодых людей, которые не имели профессионального образования и опыта работы в эфире. Новые коммерческие радиостанции, ориентированные большей частью на подростков, девушек и юношей, чтобы завоевать их доверие, должны были разговаривать с ними на «привычном» им языке, для этого для работы в эфире подбирались люди, соответствующие требованиям "нового времени".
В середине 1990-х годов многие радиожурналисты часто переходили с одной радиостанции на другую, при этом, иногда меняя область деятельности -из ведущего становясь музыкальным или программным директором, пресс-секретарем радиостанции или менеджером по связям с общественностью.
Степень научной разработанности: Труды Я.Н. Засурского, В.М. Горохова, Р.П. Овсепяна, а также работы по теории и практике телевидения, принадлежащие перу А .Я Юровского, С.А. Муратова, P.A. Борецкого, Г.В. Кузнецова, Ю.А. Шерковина, Н. В. Рождественской и других исследователей, занимающихся вопросами истории и психологии журналистского творчества в процессе общения с аудиторией.
Интересны материалы Игоря Стадника "Радиостанции" в "Российском Музыкальном Ежегоднике - Итоги 95/96", "Радио" Рифата Юсупова ("Российском Музыкальном Ежегодник - Итоги 96/97) и Кирилла Мошкова "Радиовещание в России сегодня" для "Российского музыкального Ежегодника - Итоги 97/98", в которых представлена достаточно полная информация о положении дел в отечественном радиовещании.
Особенности работы радиоведущего в прямом эфире остаются объектом изучения российских ученых. Отдельные аспекты этой темы находят свое отражение в материалах отечественных теоретиков и практиков журналистики. Д.С. Авраамов анализирует профессиональную этику журналистов и ее особенности за последнее десятилетие ХХ и первые годы ХХI века. Н.С. Барабаш исследовал отдельные стороны профессиональной деятельности ведущего радиопередачи, в частности, предложил их творческую типологию. И.А. Зимняя подробно изучала в своей работе речевой акустический (слуховой) сигнал, как он воспринимается и понимается окружающими. В исследованиях И.В. Кузнецова рассматриваются этапы развития отечественного радиовещания. Б.П. Ляшенко, изучая профессиональные стороны ведущих на телевидении и радио, формулирует основные правила постановки интонации и голоса, тренировки дыхания и многое другое. Е. П. Прохоров определял основные законы, функции и правила журналистов, обосновывал социальную позицию работника масс-медиа, рассматривал основные профессиональные качества. В.В. Смирнов в своем исследовании выявляет жанры журналистики, их становление и развитие, изучает психологию общения в прямом эфире и творческие проблемы работы в СМИ.
Цель данной работы: рассмотреть роль и место популярных радиоведущих России в 1990 годы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть радиовещание в системе современных каналов коммуникаций;
• Проследить историю развития российского радиовещания в 1990-е годы;
• Рассмотреть профессию радиоведущего;
• Изучить роль радиоведущих в системе радиовещания;
• Проанализировать популярных радиоведущих 1990-х годов.
Объект исследования: радиовещание России в 1990-х годах.
Предмет исследования: популярные радиоведущие 1990-х годов.
Методами исследования стали методы наблюдения, обобщения и комплексного сравнительного анализа.
Основу эмпирической базы исследования составили программы российского радио 1990-х годов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изученный материал, сделанные на его основе выводы будут способствовать более полному и глубокому пониманию особенностей, закономерностей и тенденций, присущих процессам, происходящим в изучаемой сфере.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический дискурс: история радиовещания
1.1. История российского радиовещания 90-х годов XX века
Радиовещание – один из важнейших социокультурных феноменов, играющих значительную роль в жизни современного общества. Значение радио, как средства массовой коммуникации, не всегда было одинаковым: оно прошло путь от простого средства ретрансляции до сильного инструмента воздействия на сознание людей.
Безусловно, в современных реалиях и сложившихся медиаусловиях акценты смещены, изменились предпочтения и приоритеты аудитории. Тем не менее, радиовещание в системе СМИ по-прежнему занимает особое место, так как обладает набором уникальных характеристик, которым посвящен ряд отдельных научных исследований. Так, одна из первых работ, опубликованных по данной теме, – «Понимание медиа: внешние расширения человека», в которой рассмотрена специфика радиовещания как одного из средств массовой информации, принадлежит ученому-социологу М. Маклюэну [8].
В частности, исследователь заявляет, что радиовещание вынуждает и побуждает аудиторию активировать иные виды восприятия (кроме непосредственно слуха) самостоятельно. Таким образом, у слушателя появляется возможность отстраниться и более осмысленно и критично воспринимать поток информации. По мнению ученого, даже в свое время, не обладая видеорядом, радиовещание вызывало у аудитории эмоциональную реакцию, заставляя словно соучаствовать в происходящем. Все это, по мнению М. Маклюэна, свидетельствует о значительном интеграционном социальном потенциале данного средства массовой информации [8].
«Специфическая особенность этого канала массовой коммуникации заключена в том, что… он способен отражать явление действительности в большей конкретности и с большей чувственной полнотой», – утверждает радиожурналист, профессор А. А. Шерель [18, с. 98]. По мнению исследователя, «звук, представляющий собой суть природы радио, воспроизводит факты и явления действительности в их непосредственной звуковой характеристике, т. е. в более чувственно конкретной форме» [18, с. 98]. Поэтому, считает А. А. Шерель, «радио не должно ограничиваться только словом как средством выражения; оно способно воздействовать на аудиторию целым комплексом выразительных средств, создаваемых возможностями звукового отражения действительности» [18, с. 98].
Таким образом, можно утверждать, что радио в одинаковых пропорциях ориентировано как на логическое, так и на эмоциональное воздействие, опираясь при этом на воображение и фантазию слушателя.
В 1990-х годах началась реорганизация государственного радиовещания, появились первые автономные формы общественного вещания и коммерческое вещание (существующее за счет рекламы).
В СССР до 1990 г. пейзаж внутреннего радиовещания выглядел довольно пустынно: исключительно государственное вещание – всего четыре радиопрограммы (плюс радиопрограммы союзных республик). Из центрального радиовещания еще как-то по контенту, вспоминают очевидцы, можно было слушать только вторую программу – «Маяк» (на длинных, средних волнах и на УКВ), которая, в отличие от сегодняшних времен, передавала немузыкальные программы только 240 минут в сутки (т.е. по 5 минут в начале каждого получаса), а остальное время шла музыка, – правда, предварительно одобренная компетентными органами – и именно из-за своей, если можно так выразиться, легковесности «Маяк» и был популярен.
Основополагающим документом в работе средств массовой информации стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый 16 июня 1990 года. В 1991 г. его заменил Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (Принят 27 декабря 1991 года). Эти документы предоставляли широкие права на учреждение новых СМИ, а самое главное – была отменена цензура. (Этого в России не было никогда). В 1993 г. была принята Конституция РФ. Основной Закон страны провозглашал новые демократические ценности: права и свободы человека и гражданина, в том числе, и на получении им информации, свободу самих средств массовой информации и запрет цензуры. Так была заложена правовая база создания новой журналистики России.