Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития различных сфер современного общества, туризм стал рассматриваться не только как рекреационно-досуговая деятельность, но и как вид познавательной деятельности. Туризм сегодня – один из самых эффективных средств для воспитания современного поколения. Так, в формировании личности молодежи играет патриотическое воспитание – воспитание, которое направлено на уважительное отношение к своей Родине, ее истории, памятникам и событиям.
Актуальность данной темы исследования связана с задачами формирования и дальнейшего развития у современного общества чувства патриотизма. Несомненно, что способствовать развитию этой педагогической деятельности могут мероприятия и экскурсионные маршруты, которые знакомят молодое поколение с историей, культурой, бытом и традициями определенного города или региона.
Об актуальности вопроса свидетельствует и действующий федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», цель которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Планируется, что результатом проекта станет вовлечение к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
1. Теоретическое основы проведения военно-исторических экскурсий
1.1. История развития военно-исторических экскурсий
Экскурсионная деятельность имеет важное экономическое значение в деятельности туроператоров, музеев и других социокультурных объектов.
Термин «Экскурсионная услуга» означает вид как общественной, так и культурной деятельности, которая направленна на предоставление услуг удовлетворения познавательных и духовных потребностей людей в ходе их передвижения по маршруту профессионально подготовленными специалистами (экскурсоводами).
Достаточно велика социальная роль экскурсионной деятельности- формирование патриотических чувств, повышение уровня образованности граждан, пропаганда охраны историко-культурного наследия и экологического поведения. Для реализации этих функций вводится отдельный вид в области туризма и экскурсионной деятельности- военно-исторические экскурсии или более обширно- военно-исторический туризм.
В начале своего развития военно-исторический туризм употреблялся исключительно в контексте идеи духовности и теории патриотизма, которые сформировались в России в конце XIX – начале ХХ в. великими русскими мыслителями Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным и Э.В. Соколовым. Так, Н.А. Бердяева писал, что структура русской духовности складывается из целого набора ценностей, среди которых выделяются стремление к самосовершенствованию, социальная чувствительность, нравственный потенциал, ответственность, патриотизм [9].
Исследованию военно-исторического туризма посвящен ряд трудов таких авторов, как Д.А. Троицкого, В.П. Голованова, В.И. Омельченко, А.А Остапец, в работах которых прослеживалась роль туризма в процессе патриотического воспитания.
Проблемам военно-исторического туризма как явления посвящены исследования С.К. Волкова [1], Д.Ю. Шулякова [2], Э.А. Рыживоловой [3], Е.Л. Драчевой [4], Д.А. Троицкого [5], К.С. Мишкиной [16] и др., в которых определены основные тенденции развития данного вида туризма, установлена взаимосвязь с культурно-познавательным туризмом в числе проблем, выявлено его влияние на формирование патриотического воспитания молодежи, отмечены отсутствие сбалансированных туристских ров и т.п.
1.2. Сущность и особенности организации военно-исторических экскурсий
В поисках наиболее эффективных форм и методов работы с населением, в частности, с молодежью, по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», значительную роль играет такая индустрия, как туризм. Через различные формы и виды туристской деятельности возможно осуществление дальнейшего развития таких направлений, как культурно-познавательного и военно-исторического.
В данном контексте выступает важная составляющей туристского обслуживания- экскурсионная деятельность, которая выполняет одновременно образовательную, воспитательную, развивающую функции обучения и способствует многостороннему развитию личности.
В процессе развития экскурсионной деятельности, совершенствуется вариативность способов ее осуществления, так и ресурсная экскурсионная база. Сегодня многие музеи предлагают интерактивные путешествия, ролевые и интеллектуальные игры, тем самым, формируя наиболее полное и яркое представление о прошлом и настоящем нашей страны. Памятники военного периода позволяют воссоздать на экскурсиях значимые периоды отечественной истории, а также активно содействуют патриотическому воспитанию. Их использование в туристско-экскурсионных маршрутах вызывает у экскурсантов особого рода сопереживания и размышления, глубоко затрагивая каждого. Тем самым происходит процесс формирования нравственных идеалов, что является предпосылкой к актуальному вопросу современного поколения- развитие патриотического воспитания.
Так, экскурсионная деятельность в рамках военно-исторической темы напрямую способствует формированию чувства патриотизма у общества.
Приведем некоторые трактовки исследователей на определение «военно-исторический туризм»:
- под военно-историческим туризмом понимаются формы представления исторических героических событий в виде событийных мероприятий (фестивалей, реконструкций), туристских маршрутов на места боевой славы [4];
- посещение мест военных сражений, военных музейных объектов и экспонатов, действующих объектов и полигонов, мест дислокации боевых транспортных средств [3];
- участие в военно-спортивных мероприятиях [1];
- вид путешествия, в ходе которого турист знакомится с национальной и местной культурой, связанной с военной историей [18];
- вид туризма на основе использования военной техники ориентирован на развитие культурных и спортивно-туристских программ [17].
Военно-исторические экскурсии могут быть посвящены истории войны, отдельной военной кампании, определённому историческому событию или подвигу.
1.3. Методика проведения военно-исторических экскурсий
Процесс подготовки новой экскурсии является составляющим экскурсионной методики.
Экскурсионная методика – совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсии. В отечественном экскурсоведении существуют четко разработанные методики подготовки экскурсии. Подготовка экскурсии регулируется ГОСТом Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Если обратиться к первой попытке рассмотрения вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела в России, то появляется она в начале 1920-х годов и сразу вносит значительный вклад в развитие экскурсионного дела СССР. В это же время в своих трудах «Экскурсионное дело», В.А. Герд дает определение экскурсии.
В процессе изучения данного вопроса, трактовка сущности и содержания методики экскурсионной деятельности среди исследователей существенно изменялась.
Одни в качестве основной особенности экскурсионного метода считали моторность (т.е. движение экскурсантов), И. М. Греве определял сущность данного метода формулой: «путешественность – душа экскурсионности», Б. Е. Райков утверждал, что экскурсионный метод является одним из видов активно-двигательного усвоения знаний.
В. И. Адо делал упор на преимущества экскурсионного метода в рамках исследовательской цели:
- конкретное и жизненное изучение прошлого;
- всестороннее восприятие объекта;
- повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала».
Анализируя представленные подходы, можно установить, что экскурсионный метод представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний и является основной составляющей экскурсионного процесса. Совокупность механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами обеспечивает комплексный характер экскурсионного метода
На сегодняшний день принято рассматривать разработку экскурсии, по Б.В. Емельянову, которая предполагает прохождение 15 этапов и создание сопутствующих документов.
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы и места проведения экскурсии (концепция экскурсии).
3. Отбор литературы.
4. Определение источников экскурсионного материала.
5. Отбор и изучение экскурсионного объектов (карточки экскурсионных объектов)
6. Составление маршрута экскурсии (карта-схема маршрута экскурсии).
7.Объезд или обход маршрута (уточнение маршрута).
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода» (фото и видео материалы).
10. Определение методических приемов проведения экскурсии (комплект методической документации).
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки экскурсии (технологическая карта маршрута).
13. Составление индивидуальных тестов (контрольный тест экскурсии).
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
Процесс проектирования экскурсии охватывает тщательную подготовку следующих аспектов:
• тематическая направленность экскурсии;
• потенциальные объектов осмотра;
• продолжительности экскурсий;
• планируемый объем информации;
• формы перемещения по маршруту экскурсии;
• анализ результатов социологического изучения предложений экскурсантов по условиям обслуживания.
Первый этап в разработке экскурсии начинается с четкого определения ее цели. После постановки цели, формируется тема экскурсии, далее необходимо выполнение нескольких шагов для того, чтобы достичь конечную цель:
1) помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии;
2) дать экскурсантам информацию об этих объектах (с помощью слухового восприятия);
3) помочь прочувствовать значение исторического события (величие подвига народа, эстетическую красоту);
4) обучить экскурсантов практическим навыкам самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (формирование умения видеть).
2. Разработка военно-исторической экскурсии «За город воевали. Военная история Петрозаводска»
2.1. Описание маршрута
1. Аннотация
Город (субъект РФ): Петрозаводск, Республика Карелия
Описание маршрута: городской маршрут по объектам, имеющим отношение к событиям Великой Отечественной войны. Монументы, памятники, братские могилы, их истории. Истории Великой отечественной войны.
Тур доступен как для автолюбителей, так и для вело прогулок.
Великая отечественная война разрушила не один город, не одну деревню в нашей стране и коснулась каждого. Пострадала в годы войны Карельская столица- Петрозаводск.
С первых дней Великой Отечественной войны Карелия стала прифронтовой республикой. 29 июня 1941 г. с территории Финляндии началось совместное наступление финно-германских войск. 31 августа они вышли на старую советско-финскую границу около Ленинграда, замкнув полукольцо блокады города с севера. 1 сентября был образован Карельский фронт, протянувшийся от Баренцева моря до Ладожского озера.
2. Полный текст
Общее описание
Маршрут экскурсии построен по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов с учетом следующих требований:
— показ объектов проводится в определенной логической последовательности, не допускаются повторные проходы по одному и тому же участку маршрута;
— объекты доступны для осмотра;
— переход между объектами не более 10—15 минут, поэтому паузы в показе и рассказе не слишком длительные.
Целевая экскурсия по истории города Петрозаводску в период Великой Отечественной Войны. Протяженность маршрута составляет 22 км. Основная часть маршрута пролегает по центральной части города Петрозаводска и включает посещение 14 знаковых объектов. Часть объектов (5) располагается в отдаленных частях города.
Старт маршрута начинается с посещения Сквера Памяти узников концлагерей, далее проходит мимо Танка Т-34, установленного в честь освобождения г. Петрозаводска от финских захватчиков, по территории, на которой размещался концлагерь № 5.
По желанию, предлагается сместиться с центра города и переехать в район городского кладбища «Пески», где установлены памятный знак узникам фашистских концлагерей и памятник венгерским военнопленным. Также на территории кладбища в братских и одиночных могилах захоронены воины, погибшие при обороне столицы Карелии в 1941 году, и красноармейцы, умершие от ран в госпиталях Петрозаводска в период советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Далее маршрут пролегает через памятники Героям Советского Союза Марии Мелентьевой и Анне Лисициной, площадь Маршала Жукова, бульвар Победы (Галерея городов-героев).
Отдельной точкой маршрута является Центр Воинской Славы Петрозаводска - инновационная площадка патриотического воспитания, где представлены артефакты воинской истории города, материалы и документы.
2.2. Контрольный текст маршрута «За город воевали. Военная история Петрозаводска»
Вот уже семьдесят пять лет отделяют нас от драматичного и трагичного события в истории нашей страны — начала Великой Отечественной войны. 1941 год навсегда останется в памяти народа как год тяжелейших испытаний, огромных людских потерь, но и беспримерного мужества защитников Родины.
С первых дней Великой Отечественной войны жители Карелии и Петрозаводска, как и миллионы граждан всего Советского Союза, с оружием в руках выступили на защиту своего Отечества. Проявлением истинного патриотизма и готовности к самопожертвованию стала героическая оборона столицы республики — города Петрозаводска. В сентябре 1941 года на протяжении целого месяца бойцы и командиры частей 7-й армии, войск НКВД, истребительных батальонов, партизанских отрядов, народного ополчения в кровопролитных боях сдерживали превосходящие силы финской армии. На ближних подступах к городу среди густых лесов и болот возникли рубежи обороны города. Это позволило провести практически полную эвакуацию населения, производственных объектов и учреждений города. А в военно-стратегическом плане оборона Петрозаводска не дала врагу реализовать планы создания второго кольца блокады Ленинграда в районе реки Свирь.
В послевоенный период многие годы оборонительное сражение за Петрозаводск летом — осенью 1941 года в силу субъективных причин не было исследовано отечественными историками. А в общественном сознании сложилась ошибочная точка зрения, что Петрозаводск был сдан врагу без боя. Лишь в начале 2000-х годов историческая правда была восстановлена. Признанием военных заслуг нашего города, в первую очередь в годы Великой Отечественной войны, стало присвоение Петрозаводску 6 апреля 2015 года почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».
2.3. Расчет экономической стоимости экскурсионного маршрута и пути его продвижения
Прежде всего, следует сказать, что себестоимость экскурсии должна включать все затраты экскурсионной фирмы на ее организацию.
Калькулирование полной себестоимости туристического продукта (в нашем случае- экскурсионного маршрута) — это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы продукции.
Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура.
Заключение
Разработке патриотических маршрутов способствовало предварительное исследование существующих предложений на туристическом рынке по данному направлению и уникальные военно-исторические маршруты разработанные кафедрой туризма КГИК можно предложить к реализации краснодарским туроператорам в учебных заведениях, популяризировать их на территории Краснодарского края. Опыт данных проектов возможен и для реализации в других субъектах Российской Федерации. Опыт и методики проектирования подобного турпродукта учитывать в вузах в процессе практикоориентированного обучения так как сопоставление содержания учебной программы с объектами культурного наследия в дестинациях стимулирует познавательную и исследовательскую деятельность учащейся молодежи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Волков С.К., Конина О.В., Дебелый А.А. Перспективы развития военного туризма в Волгоградской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11–1 (76–1). С. 850–852.
2. Шуляков Д.Ю., Шулякова М.С. Перспективы развития военно-исторического туризма в Туапсинском районе Краснодарского края // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 289–292.
3. Рыживолова Э.А.,Коротких М.С.Военно-патриотический туризм в России //Курортнорекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 419–423.
4. Драчева Е.Л. Историческая реконструкция – основа турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 55–67 [Электронный ресурс]. URL: http://spst-journal.org/Archive_article/2014/2014_04/06-Dracheva.pdf
5. Троицкий Д.А. Туризм и военно-патриотическая тема в контексте диалога культур // Туризм и сервис в панораме тысячелетий: альманах. М.: РГУТиС, 2009. С. 252–266.
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: государственная программа Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 // Техэксперт [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru
7. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы) № 644 (с доп. и изм.) от 2 августа 2011 г. / Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
8. Национальная программа детского культурно-познавательного туризма / Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
9. Беспалова Т.В. Патриотизм в концептуальной версии Н.А. Бердяева: социально-философский анализ // Философия права. 2009. № 1. С. 85–88.
10. Овсянников А.В. Очерки теории культуры: локально-исторический подход: уч. пособие. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ПФ «Картуш», 2010. 345 с.
11. Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма // Теория и практика дополнительного образования. 2010. № 9. С. 8–10.
12. Бахвалова А.А. Отличительные особенности услуги детско-юношеского туризма // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 19(3). С. 79–81.
13. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
14. Омельченко В.И. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации // Вестник детско-юношеского туризма [Электронный ресурс]. URL: http://tour-vestnik.ru/v-i-omelchenko-sovremennoye-sostoyaniye-iperspektivy-razvitiya-detsko-yunosheskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii
15. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: РМАТ, 2001. 87 с.
16. Мишкина К.С., Кулямина О.С. Перспективы развития военно-исторического туризма Московской области // Научный аспект. 2015. Т. 2. № 2. С. 171–182.
17. Гордиенко Т.В. Перспективы развития военного туризма // Интернет-конференции ХНУМГ им. О.М. Бекетова [Электронный ресурс]. URL: http://ojs.kname.edu.ua/index. php/area/article/view/1279
18. Титова Е.А. Военный туризм как новое направление на туристском рынке // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/titova.html
19. Гордиенко Т.В. Перспективы развития военного туризма // Интернет-конференции ХНУМГ им. О.М. Бекетова [Электронный ресурс]. URL: http://ojs.kname.edu.ua/index. php/area/article/view/1279
20. Парубец О.В., Тищенко Е.Н. Актуальность и проблематика военно-исторического туризма в Севастополе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 651–653.
21. Голуб Н.Н., Кудлай А.А. Военно-патриотический туризм как перспективное направление развития города федерального значения Севастополь // Вестник Международного юридического института. 2016. № 1 (56). С. 101–105.
22. ГороховВ.В., НебытовВ.Г. Организация военно-мемориального туризма в крестьянскофермерском хозяйстве Горохова В.В. // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3 (15). С. 48–53.
23. Реестр туристско-экскурсионных маршрутов, расположенных на территории Приморского края // Туристический портал Приморского края [Электронный ресурс].URL:http://tour.primorsky.ru/turizm/turisticheskie_marshrutyi/reestr_turistsko_ekskursionnyih_ marshrutov_raspolojennyih_na_territorii_primorskogo_kray
24. Гомилевская Г.А., Калачинская Н.Б. Организация туристской деятельности в контексте формирования познавательной активности школьников // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. № 4. С. 100–115
25. Балагуров, Я. А. Приписные крестьяне Карелии в XVIII— XIX вв. / Я. А. Балагуров. — Петрозаводск, 1962. — С. 4—5, 29.
26. Веригин, С. Г. «Карельский вопрос» в национальной политике финских оккупационных властей в Восточной Карелии в 1941—1944 гг. / С. Г. Веригин // Карелы российско-финского пограничья в XIX—XX вв. : сб. статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т ; [отв. ред. А. М. Пашков]. — Петрозаводск, 2013. — С. 212—235.
27. Загорулько, М. М. Военнопленные в СССР: 1939—1956 гг. Документы и материалы / М. М. Загорулько, С. Г. Сидоров, Т. В. Царевская ; под ред. М. М. Загорулько. — Москва : Логос, 2000.
28. Герои земли советской. — Изд. 2-е. — Петрозаводск, 1968.
29. Героям Родины слава! — Изд. 3-е. — Петрозаводск, 1985.
30. Дамаданова Х. Д., Омаров О. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях социальных перемен // Учёные записки. 2010. № 12 (70). С. 63–69.
31. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. Белгород: БелГУ, 2013. 156 с.
32. Сириченко А. О развитии культурно-познавательного туризма в Российской Федерации // Самоуправление. 2011. № 8. С. 38.