Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные суда насыщены разнообразным пароэнергетическим оборудованием, основой которого, как правило, является генератор пара - котел.
Паровой котел - это теплообменник, аппарат, в котором при сжигании органического топлива вода превращается в пар, используемый для нужд судна. В судовых установках энергия может подводиться путем непосредственного сжигания топлива в топке котла и путем подвода отработавших газов от ДВС или ГТУ. В последнем случае котлы называются утилизационными.
На судах с главными паровыми двигателями, являющимися основными потребителями пара, обслуживающие их котлы называются главными. Главные котлы обеспечивают паром одновременно и все другие вспомогательные потребители. На судах с главными дизельными или газотурбинными двигателями применяются вспомогательные котельные установки, в состав которых, как правило, входят вспомогательные и утилизационные котлы. Вспомогательные, как и главные котлы, работают на топливе, сжигаемом в топке, и обеспечивают паром вспомогательные потребители.
Такими потребителями независимо от типа главного двигателя могут быть: паровые вспомогательные механизмы аппараты (турбогенераторы, турбонасосы, испарители); паровые палубные механизмы (шпили, брашпили, лебедки); паровые подогреватели воды, топлива, масла, воздуха, жидкого груза, запаса топлива и воды 6 в танках, воды в системе мойки танков; система пропаривания танков, продувания кингстонных решеток и др.; оборудование, служащее для удовлетворения бытовых нужд в паре (системы отопления, бани, прачечные).
Котлы, вырабатывающие пар на основе теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в топке, представляют собой агрегат, в состав которого входят: непосредственно котел с парообразующими элементами, топка, топочное устройство, котельная арматура и контрольно-измерительные приборы (КИП). Совместно с котельным агрегатом они образуют котельную установку.
1. Краткое описание и характеристики котла
Паровым котлом называют теплообменный аппарат, предназначенный для превращения воды в пар заданных параметров за счет тепловой энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива.
Принцип действия парового котла определяется сущностью рабочих процессов, происходящих в нем. Рабочие процессы в паровых котлах протекают в воздушно-газовом тракте, в пароводяном тракте, и тесно взаимосвязаны друг с другом.
Существует два основных источника получения тепла в паровом котле:
- непосредственное сжигание органического топлива в топке котла (основной способ). При этом образуется большой объем горячих продуктов сгорания (дымовых газов), которые являются теплоносителем, передающим теплоту нагреваемой и испаряемой воде и перегреваемому пару;
- использование теплоты отработавших газов других типов тепловых двигателей: дизельного двигателя или газотурбинной установки.
Рабочий процесс, происходящий в паровом котле, весьма сложен. Его можно рассматривать состоящим из отдельных процессов, происходящих в воздушно-газовом и пароводяном трактах котла.
В воздушно-газовом тракте котла происходит непрерывный подвод воздуха и топлива, горение топлива и отвод продуктов сгорания (дымовых газов), которые являются основным теплоносителем. Горение топлива и движение продуктов сгорания по газоходам обеспечивают протекание основного процесса, связанного с тепловыделением и передачей теплоты поверхностям нагрева котла. При движении воздуха и газов в ВГТ котла возникает сопротивление, на преодоление которого требуется определенный расход энергии, затрачиваемой котельным вентилятором или компрессорным агрегатом.
В пароводяном тракте котла происходят процессы подвода питательной воды, нагрев ее до кипения, парообразование, перегрев пара и отвод его к потребителям.
Оценку различных типов паровых котлов можно произвести по их характеристикам.
К основным характеристикам паровых котлов относятся:
- паропроизводительность - , [т/ч] (кг/ч) - весовое количество пара, вырабатываемое котлом в единицу времени;
Паропроизводительность является главным показателем, характеризующим нагрузку котла. В зависимости от мощности ПТУ судна паропроизводительность современных главных котлов может составлять от 10 до 100 т/ч и более, вспомогательных котлов - от 0,5 до 15 т/ч.
Так как в современных котлах может производиться отбор не только перегретого, но и насыщенного пара, в этом случае общая паропроизводительность котла равна сумме паропроизводительностей по перегретому и насыщенному (охлажденному) пару:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гусев Ю. Л. Основы проектирования котельных установок. (Учебное пособие). 2-е изд. М., Стройиздат, 2015, 248 с.
2. «Тепловой расчет котельных агрегатов». Нормативный метод, под редакцией Н.В. Кузнецова, Москва, Энергия, 2015 г-296 с.
3. Двойнишников В.А. и др. Конструкция и расчёт котлов и котельных установок: Учебник для техникумов по специальности «Котлостроение»/ В. А. Двойнишников, Л. В. Деев, М. А. Изюмов. - М.: Машиностроение, 2014. - 264 с.
4. Бойко Е.А. и др. Котельные установки и парогенераторы (тепловой расчёт парового котла): Учебное пособие/ Е. А. Бойко, И. С. Деринг, Т. И. Охорзина. Красноярск: ИПЦ КТГУ, 2017. 96 с.
5. Зах Р. Г., Котельные установки. М., «Энергия», 2013 г. 352 с.
6. Делягин Г.Н. и др. Теплогенерирующие установки: Учеб. для вузов/ Г. Н. Делягин, В. И. Лебедев, Б. А. Пермяков. - М.: Стройиздат, 2015. - 559 с.
7. Деев Л. В., Балахичев Н. А., Котельные установки и их обслуживание: Практ. пособие для ПТУ. - М.: Высш. шк., 2017. - 239 с.6.