Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир характеризуется высокой интенсивностью интеграционных
процессов в различных областях жизни человека: экономике, политике, науке, культуре и т. д.
Широкий круг интересов как отдельных людей, так и экономических и социальных структур
различного уровня вышел за пределы отдельных государств и реализуется в форме
различного рода мирохозяйственных связей и взаимодействий. Однако, переход общества на
новый - мировой уровень хозяйственных взаимоотношений не отменяет роль государства,
как субъекта хозяйственной жизни, хотя в заметной степени и изменяет ее. Современные
государства, встраиваясь в систему мирохозяйственных связей, отказываются от политики
обеспечения хозяйственной самодостаточности, переходя вместо этого к определенной
международной специализации, поиску и занятию своего места в системе мирового
хозяйства. При этом, поскольку единая общемировая система хозяйства еще не сложилась
окончательно, она является весьма динамичной, характеризуется постоянно меняющейся
структурой потребностей и связей. Их понимание является актуальным вопросом
экономической политики любого государства, особенно достаточно молодого, ищущего
новые точки приложения своих экономических возможностей. К таковым можно отнести все
постсоветские государства, в том числе и Республику Беларусь (РБ).
1. ПОНЯТИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.1. Мирохозяйственные связи и их структура
Современный мир живет в условиях практически единого (но территориально
неоднородного) мирового хозяйства. Ее особенностью является существование и постоянное
развитие межгосударственных экономических и неэкономических связей, обеспечивающих
функционирование мировой экономики в качестве единого целого с достаточно
выраженными особенностями существования и развития отдельных частей — национальных
государств и вненациональных (транснациональных и многонациональных) экономических
структур.
Появление системы мирового хозяйства было обусловлено экспансией
западноевропейских государств за пределы своих национальных территорий на другие
континенты. Основной движущей силой такой системы явилась разница в природно-
ресурсном потенциале, характере материальной культуры и уровне технологического
развития различных стран. Существование этой разницы позволяет использовать
конкурентные преимущества национальных экономик для более эффективного ведения
хозяйственной деятельности, например, для замены национального товара с высокой
себестоимостью более дешевым привозным, размещение производств в странах с более
соответствующим им набором ресурсов и т.п. Начавшая формироваться в эпоху Великих
географических открытий система мирового хозяйства уже практически сложилась в общих
чертах к началу XX века, когда империалистическими государствами (преимущественно
европейскими) были закончены колониальные завоевания новых земель. К этому времени в
системе мирового хозяйства сложились центр, полупериферия и периферия, установилось
международное разделение труда и возникли устойчивые мирохозяйственные связи. Под
мирохозяйственными связями понимаются финансово-экономическое и торговое
взаимодействие стран мира и других хозяйствующих субъектов между собой в частности и в
своем единстве в целом. Оно может осуществляться как государствами, так и
негосударственными экономическими структурами, например, транснациональными
корпорациями (ТНК) или многонациональными корпорациями (МНК).
Сложившаяся в начале XX века система мирового хозяйства была основана на
колониальной эксплуатации центром ресурсов периферии и полупериферии. Система
мирохозяйственных связей того времени представляла собой преимущественно
неравноценный товарообмен между метрополиями и колониями (сырьевые ресурсы и
сельскохозяйственная продукция колоний в обмен на простую потребительскую продукцию
промышленного изготовления из метрополий), а также более сбалансированный, но, по сути,
тоже неравноценный товарообмен между центром и полупериферией (в обмен на сырье,
сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары низких переделов из стран
полупериферии в них поставлялись потребительские товары высоких переделов и средства
производства). Государства центра устанавливали между собой весьма тесные и
разнообразные хозяйственные связи, что, однако, не мешало их борьбе друг с другом за
влияние на полупериферию и периферию. Существование и жесткий характер такой борьбы
формировали у государств центра стремление к экономической самодостаточности,
самообеспеченности основными ресурсами и средствами их производства. Поэтому в
странах центра, даже несмотря на большие экономические затраты, создавались полные
комплексы производств стратегически важных товаров.
1.2. Формы мирохозяйственных связей
Исследование участия страны в мирохозяйственных связях требует предварительного
рассмотрения их форм, поскольку формы мирохозяйственных связей во многом определяют
и их характер.
К важнейшим формам мирохозяйственных связей относятся:
• международная торговля товарами и услугами;
• движение капиталов и зарубежные инвестиции;
• международная миграция рабочей силы;
• международное научно-техническое сотрудничество;
• международные валютно-кредитные отношения .
Международная торговля товарами и услугами является древнейшей формой
международных экономических отношений. Она зародилась и существовала еще задолго до
формирования системы мирового хозяйства, однако, с ее появлением заметно
усовершенствовалась и видоизменилась. Если первоначально международная торговля
носила характер бартерного обмена или близких к нему торговых операций (доставка товара
из одной страны в другую, его реализация и приобретение местных товаров, их доставка в
первую страну и реализация с окончательной фиксацией прибыли) в системе мирового
хозяйства торговля изменила свою цель и формы. Теперь задачей многих торговых операций
стало не челночное перемещение товаров между странами и даже не всегда получение
средств в национальной валюте страны-покупателя 9которые можно затем реализовать на его
же территории в форме инвестиций), а получение средств в одной из мировых валют. При
этом, продажа товаров/услуг из одной страны в другую может осуществляться продавцом из
третьей страны, в том числе и через структуру, принадлежащую четвертой стране, а
вырученные средства использовать еще в ряде стран для совершенно различных целей
(торговля, инвестиции в производство и недвижимость, валютные спекуляции и т.п.). Кроме
того, в международной торговле широкое распространение получила практика долгосрочных
контрактов, обеспечивающая надежные потребление и оплату больших объемов товаров
(услуг). Международная торговля стала происходить, в том числе и при посредничестве и на
условиях крупных международных организаций (например, Всемирной торговой
организации – ВТО), декларирующих в качестве своей целей своей деятельности снижение
влияния на международную торговлю национальных торговых барьеров и преференций,
обеспечение равноправного доступа на мировой рынок всем его участникам, независимо от
страны происхождения, международную стандартизацию товаров, услуг и механизмов
торговли и т.п.
1.3. Роль Республики Беларусь в международном разделении труда
На уровне конкретного государства его роль в международном разделении труда
(МРТ) определяется большим количеством внутренних и внешних факторов и может со
временем меняться. Роль, которую в настоящее время играет Республика Беларусь в системе
МРТ, определяется влиянием комплекса исторических и геополитических факторов, а также
особенностей экономического и политического развития государства и мира в целом.
В современной системе мирохозяйственных связей Республика Беларусь участвует
пока в основном за счет расширения торговли товарами. Экономика страны слабо вовлечена
в международную кооперацию, производство, торговлю услугами, международную
миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановый научнотехнический и информационный обмен. Степень ее интегрированности не соответствует
фактическому внутреннему потенциалу .
Республика Беларусь в качестве независимого государства существует с конца 1991
года. Обретение республикой государственной самостоятельности поставило перед нею и
вопрос поиска пути самостоятельного экономического развития, что в это время уже было
эквивалентным поиску своего места в системе мирохозяйственных связей. Поскольку страна
характеризовалась высокой зависимостью от поставок сырья и комплектующих с территории
других республик Советского Союза, Беларуси пришлось восстанавливать эти связи уже в
качестве международных.
В отличие от ряда других постсоветских государств: Российской Федерации,
Республики Казахстан, Азербайджана, Кыргызстана, Туркменистана — Республика Беларусь
не располагала минерально-сырьевой базой мирового значения. Основными экономическими
преимуществами республики являются ее выгодное экономико-географическое положение, а
также развитый промышленный и научно-технический комплекс, созданный еще во времена
СССР. Главными экономическими задачами республики, как самостоятельного государства в
первые годы независимости стали сохранение и адаптация этих экономических преимуществ
в новых реалиях.
2. СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ БЕЛОРУССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Динамика основных социально-экономических показателей Республики Беларусь
Республика Беларусь в настоящее время является одной из наиболее экономически
развитых стран постсоветского пространства. Несмотря на небольшие размеры (площадь —
207, 6 тыс. км2) и численность населения (9,5 млн. человек — 93 место в мире), страна
занимает шестьдесят восьмое место в мире по ВВП по паритету покупательной способности
(ППС) .
Одними из важнейших показателей развития национальной экономики являются
объем и структура ВВП. ВВП Беларуси по официальному курсу в 2015 году составил 54,61
миллиардов долларов. Это составляет около 0,09% объема мировой экономики. Средний
ВВП Республики Беларусь за период с 1990 по 2015 год составил 32,27 миллиардов долларов
США. Самый высокий показатель был зафиксирован в 2014 году и составлял 76,1
миллиардов долларов США. Самый низкий – в 1999 году. Тогда белорусский валовый
внутренний продукт равнялся 12,14 миллиардов долларов США.
В структуре ВВП страны в последние годы ведущую роль играет обрабатывающая
промышленность, обеспечивающая от 1/5 до 1/4 объема ВВП. Второй по значимости
отраслью является оптовая и розничная торговля и оказание услуг по ремонту. Ее доля в ВВП
составляет 10-15%. Доля остальных отраслей (кроме строительства) составляет менее 5%.
Среди отраслей хозяйства страны в последние годы устойчиво растет доля
информации и связи, а также здравоохранения, профессиональной научной и технической
деятельности, администрирования и вспомогательных услуг. Подобные тенденции
характерны для стран с развитой индустриальной и постиндустриальной экономикой, т. е.
развитие экономики \республики идет в русле экономического развития передовых стран.
Однако, малая доля указанных отраслей в белорусской экономике не позволяет отнести
страну к государствам с современным типом экономики.
В развитии экономики Республики Беларусь немаловажную роль играли процессы
трансформации экономических связей на постсоветском пространстве. В советский период
экономика республики развивалась в рамках общего хозяйственного комплекса Советского
Союза, поэтому основные поставщики сырья и комплектующих, а также основные
потребители белорусской продукции находились в других советских республиках.
2.2. Дальнейшее совершенствование международной специализации страны
Одним из актуальных вопросов развития Республики Беларусь в качестве
самостоятельного государства является совершенствование системы ее международных
экономических связей, что может быть выполнено только на основе углубления
международной специализации страны.
Республика Беларусь обрела государственную самостоятельность в период
переформатирования двух больших пространств (в геополитическом понимании этого
термина) – советского (постсоветского) и европейского. Развитие международной
специализации Республики Беларусь в ближайшей и среднесрочной перспективе сопряжено с
членством страны в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) с Российской Федерацией,
Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией. Эти постсоветские государства являются
важнейшими внешнеэкономическими партнерами Беларуси, с которыми страна сохранила и
развивает тесные экономические, политические, научно-технические и социальнокультурные связи. Развитие связей с бывшими советскими республиками обусловлено одной
системой технических стандартов на продукцию белорусских предприятий и поставщиков и
потребителей из них, высокой репутацией белорусских товаров на постсоветском рынке. В
свете же налаживающихся тесных российско-китайских экономических отношений, членство
Республики Беларусь в ЕЭП потенциально может способствовать и существенному росту
товарооборота страны с КНР.
Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономических связей для
страны является сотрудничество с ЕС. Государства Европейского Союза непосредственно
граничат с республикой, при этом они испытывают потребность в квалифицированной
рабочей силе, научно-технических разработках Беларуси. Кроме того, сама Республика
Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами ЕС, как с источником технологий и
современных стандартов производства и реализации товаров и услуг. Сотрудничество со
странами Евросоюза может быть особенно перспективным, если из них на территорию
Республики Беларусь будут выноситься те или иные высокотехнологичные производства.
Другим перспективным направлением сотрудничества с государствами Евросоюза
представляется создание совместных научно-производственных объединений, проблемных
исследовательских групп и иных видов международного сотрудничества в области научнотехнических решений.
Углубление интеграции Республики Беларусь и отдельных ее регионов в систему
мирохозяйственных связей может быть осуществлено на основе методики «точек роста»:
выделения перспективных отраслей, в пользу развития которых и перераспределяются
ресурсы национальной экономики. Практически это может быть реализовано в форме
создания комплексной, многоуровневой и многоцелевой системы особых экономических зон
внутри республиканских регионов.
2.3. Необходимость развития интеграционных взаимодействий для Республики Беларусь
Для современной мировой экономики хозяйственная интеграция является одним из
важнейших факторов развития национальной экономики. Собственно говоря, сама система
мирового хозяйства представляет собой результат глобальной экономической интеграции,
протекающей как осознанно, так и стихийно. Интеграция, как способ снизить влияние
таможенных барьеров, унифицировать технологии, уменьшить потери субъектов
хозяйственной деятельности от конвертирования национальных валют в резервную,
расширить рынки сырья, труда, капитала и сбыта готовой продукции, а также решить ряд
других экономических вопросов, возникающих при межгосударственном экономическом
взаимодействии, активно применяется национальными политическими и экономическими
структурами абсолютного большинства стран мира. Особенно актуальна интеграция для
такой страны, как Беларусь, хозяйственная система которой в значительной мере
ориентирована на работу на привозном сырье и энергоносителях и сбыт продукции за
пределами страны. Однако, экономическая интеграция, создавая для национальной
экономики ряд существенных преимуществ, формирует и крупные риски, связанные со
снижением экономической самостоятельности и, при глубоком уровне интеграции,
необходимости разделить судьбу партнеров по интеграционному объединению, в том числе,
кризисные явления в их экономике.
Особенности международной экономической интеграции, как процесса развития
национальной экономики современного государства создают значительные вызовы для
белорусской экономики и политической системы страны. С одной стороны, для Республики
Беларусь при существующем ее геополитическом положении, характере и уровне развития ее
производственно-экономического потенциала более реалистичной представлялась бы
сложная международная интеграция: пересмотр на новых принципах структуры уж
сформировавшихся связей с постсоветским пространством, экономическая реинтеграция в
него, а затем, уже интеграция в систему мирохозяйственных связей уже единым
хозяйственным блоком (как предполагалось, например, при создании ЕЭП). Большая
приемлемость для страны именно такого пути интеграции в международные экономические
структуры и институты подтверждалась, в частности, судьбой восточноевропейских (в том,
числе, постсоветских) государств, интегрировавшихся напрямую в ЕС или пошедшими на
резкое экономическое сближение с Европой. Не изменив соответствующим образом свою
политическую и экономическую систему. Это привело к затяжным структурным
экономическим и политическим кризисам в таких странах, как, например. Румыния,
Болгария, страны Балтии, Молдова, Украина, государства Закавказья. С другой стороны,
углубленная интеграция в ЕЭП современных условиях высокой политической
нестабильности постсоветского пространства и интенсивного внешнего экономического и
политического давления на него (прежде всего, на Россию) резко повышает политические и
экономические риски для Республики Беларусь. Кроме того, предстоящая в долгосрочной
перспективе дальнейшая интеграция ЕЭП в систему международного разделения труда и
иные системы мирохозяйственных связей так или иначе потребует от Республики Беларусь
осуществления капиталовложений на приведение своей производственно-экономической
структуры в соответствие с мировыми стандартами, а также институциональных реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеграция в мировую хозяйственную систему является важным условием развития
национальной экономики любого государства в современных условиях. Особенно актуальна
такая интеграция для постсоветских государств, утративших с распадом СССР прежние
хозяйственные связи и стремящихся обрести свое место в системе международного
разделения труда. Одним из таких государств является Республика Беларусь.
Республика Беларусь обладает небольшой по площади территорией, при этом, страна
не располагает значимыми на мировом уровне природно-ресурсным потенциалом. Кроме
того, Беларусь в течение последних нескольких веков не имела государственной
самостоятельности, следовательно, страна не имела (не могла иметь) и колоний. Тем не
менее, Республика Беларусь располагает важными хозяйственными факторами,
позволяющими ей занимать заметное место в мировой системе экономических отношений
именно на основе развития международных связей.