Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Обеспечить неразрывную связь национальной безопасности России с проблемами раскрытия, расследования и предотвращения транснациональных преступлений, в том числе актов международного терроризма. Концепция национальной безопасности Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государства. Неотъемлемой частью этой концепции является пограничная политика, которая объективно предотвращает распространение транснациональной преступности, постоянно связанной с неконтролируемыми миграционными процессами.
Незаконная миграция в современных условиях и масштабах стала реальной угрозой национальной безопасности России, демографическому, научному, техническому и экономическому потенциалу страны, приводит к криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения. Кроме того, неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, религиозно-политического экстремизма, этнического сепаратизма, создает условия для возникновения конфликтов на этой почве.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является уголовно-правовой и криминологический анализ незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации, а также разработка адекватных мер пресечения рассматриваемого преступления.
Для достижения цели исследования были предложены следующие задачи:
1) тщательно анализировать объективные и субъективные признаки незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации;
2) выявлять пробелы и противоречия в законодательном регулировании данного состава преступления, в его практическом и теоретическом толковании;
3) указать свою позицию по вопросам квалификации и отграничения незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации от связанных с этим преступлений;
4) вносить предложения по совершенствованию норм уголовного права, устанавливающих ответственность за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;
5) попытаться представить реальную картину незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации и его тенденций на региональном уровне;
6) для придания криминологического характера личности преступника, незаконно пересекшего государственную границу Российской Федерации;
7) выявляет причины и условия, способствующие практике незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации и связанных с этим преступлений, с учетом региональных особенностей;
8) предлагает общие и специальные криминологические меры по предотвращению незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате совершения преступления в виде незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации.
Предмет исследования: нормы конституционного и уголовного права, устанавливающие ответственность за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, их законодательное выражение и практика применения.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический, статистический, исторический. Литература по уголовному праву, административному праву, общей политической и правовой теории, криминологии, социологии и психологии была исследована и проанализирована с точки зрения рассматриваемых тем.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана Государственной границы Российской Федерации является неотъемлемой частью охраны Государственной границы Российской Федерации и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности, на границе территории силами Вооруженные Силы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной сфере. Охрана государственной границы осуществляется в целях предотвращения незаконных изменений при пересечении государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Защитные меры рассматриваются в законодательстве как ограничивающие.
Таким образом, Конституция Российской Федерации является базовым документом в правовой основе взаимодействия органов государственной власти по обеспечению безопасности в приграничной зоне.
В последние годы усиление защиты государственных границ, национальных интересов и безопасности Российской Федерации стало необходимостью. Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в приграничной зоне являются: неполнота международно-правового оформления государственной границы России; проявления национализма, этнического и регионального сепаратизма, религиозных противоречий; экономическая и демографическая экспансия; разграбление национального богатства страны, усиление контрабандной деятельности; массовый вывоз капитала и стратегически важного сырья и товаров; нестабильность ситуации в результате этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов; трансграничная организованная преступность и терроризм; региональные вооруженные конфликты у государственной границы; распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах.
Учитывая социальную ценность государственной безопасности, государственные границы должны быть надежно защищены от преступных посягательств. Для этого в уголовном законодательстве предусмотрена отдельная уголовная норма - статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этой статье «формулируется состав преступления, который по своей сути близок к составу преступления, предусмотренному ст. 83 УК РСФСР. При этом редакция статьи прокомментирована по сравнению с редакцией ст. 83 УК РСФСР значительно упрощен. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно подрывает неприкосновенность государственной границы Российской Федерации [3].
В изменении законодательства, касающегося незаконного пересечения государственной границы более сорока лет, выделяют пять этапов: 1) Ст. 83 УК РСФСР «Незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР» с изменениями, внесенными Уголовным кодексом от 27 октября 1960 г., действовал с 1 января 1961 г. по 12 февраля 1984 г .; 2) Ст. 83 УК РСФСР «Незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР» с изменениями, внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 30 января 1984 г., действовал с 13 февраля 1984 г. по 1 июня 1995 г. ; 3) Ст. 83 УК РСФСР «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 18 мая 1995 г. № 79-ФЗ, действовал с 2 июня 1995 г. по 41 декабря. , 1996; 4) Ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, действовал с 1 января 1997 г. по 4 июля. 2003»; 5) Статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации»в редакции Федерального закона от 18 декабря 2003 г. № 162-ФЗ вступила в силу с 18 декабря 2003 г. по настоящее время.
Уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации - вид ответственности на службе в сфере общественных отношений, обеспечивающий безопасность государства.
Как отмечает В.Ю. Федякова, значение территории в современных международных отношениях очень велико, потому что это не только пространство, но среда обитания и материальная основа для развития каждого государства в отдельности и всего человечества в целом. «Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно посягает на неприкосновенность государственной границы», а также на безопасность границы. Спектр потенциальных и реальных внешних и внутренних угроз в приграничной зоне, достигаемый за счет интеграции возможностей федеральных органов государственной власти, иных сил и средств при координирующей роли Федеральной пограничной службы России».
Пограничная безопасность, характеризующая состояние защиты государственной границы и приграничной территории, обеспечивает жизнеспособность государства и условия для его развития. Государственная безопасность - это прежде всего безопасность границ.
Уголовный кодекс РФ классифицирует преступления, связанные с незаконным пересечением государственной границы, как преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы. Преступления против порядка власти включены в раздел «Преступления против государственной власти», что подчеркивает их особую опасность для людей, общества и государства. Порядок управления - это нормальная административная деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления, преследующая интересы личности, общества и государства, основанная на законах и постановлениях, направленная на ее стабильное и эффективное функционирование.
Если преступление против административного порядка связано с вмешательством в личность сотрудников государственного аппарата или их родственников, то лицо также является прямым дополнительным объектом такого преступления.
Объектом преступления является работа с общественностью в сфере административного регулирования.
Объективная сторона преступления является незаконным и нарушает установленные правила об охраняемой границе, т.е. въезд или выезд из Российской Федерации (пешком, на транспортном средстве) за пределами пунктов пропуска или в этих пунктах, но без действительных документов (паспорт, виза).
Преступление считается завершенным с момента пересечения государственной границы или пересечения (перехода) через пункт пропуска. Неудачная попытка пересечения границы считается покушением.
Таким образом, отметим, что объектом преступления являются общественные отношения в сфере управления заказом, а объектом преступления является незаконное, с нарушением установленных правил, пересечение охраняемой границы, т.е. въезд или выезд из Российской Федерации любым способом (пешком, на транспортном средстве) за пределами пунктов пропуска или в этих пунктах, но без действительных документов (паспорт, виза).
1.2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предметом дальнейшего изучения уголовно-правовых аспектов незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации является определение субъективных признаков данного преступления. К субъективным признакам состава преступления в соответствии с общепринятой точкой зрения относятся предмет и субъективная сторона преступления.
Предмет преступления охарактеризован в уголовном праве как один из основных элементов преступления. Наличие субъекта преступления - важное условие уголовной ответственности, которая возможна только при наличии, прежде всего, лица, совершившего преступление. В соответствии с доктриной и требованиями уголовного права (статьи 19, 20 УК РФ) субъектом любого преступления является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста, виновное в совершении преступления. Общественно опасное деяние запрещенный. по закону. Поэтому такие качества человека, как возраст и психическое здоровье, имеют важное значение в уголовном праве.
Согласно ч. 2 ст. 322 УК РФ предусматривает особое дело, а именно иностранного гражданина или лица без гражданства, въезд которых в Российскую Федерацию заведомо запрещен правонарушителю по причинам, предусмотренным законодательством РФ.
В ст. 341 УК РФ «лицо» именуется субъектом преступления, но определение круга этих «лиц» требует анализа действующего законодательства. Рассматриваемое преступление описано в гл. 33 УК РФ, которому законодательные органы дали название «Преступления против военной службы». Понятие этого преступления сформулировано в натуральной форме. 331 УК РФ обязательна как отдельный уголовный закон. Вот где виновники гл. В соответствии со статьей 33 Уголовного кодекса Российской Федерации в нем указываются военнослужащие, которые по призыву и контракту проходят военную службу в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В искусстве. 2 Федерального закона «Военная служба и военная служба» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ наряду с другими воинскими формированиями числится ФСБ России, в которой граждане проходят военную службу. Поскольку пограничная служба является структурным подразделением ФСБ России, служащие в ней граждане также имеют статус военнослужащих.
Выше уже отмечалось, что охрана государственной границы Российской Федерации осуществляется пограничной службой ФСБ России, а это значит, что только лица, проходящие там службу, подлежат правонарушению по статье 341 УК РФ. Российская Федерация. В настоящее время пострадавшие де-факто представлены только двумя группами лиц, указанными в ст. 331 УК РФ, - военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту в пограничной службе ФСБ России. В то же время в пограничной службе ФСБ России есть еще две категории военнослужащих. Теоретически не исключена возможность нарушения правил проведения пограничной службы.
В первую категорию входят те, кто остается на военной службе в соответствии со статьей 17 п. 34 положения о порядке перехода на военную службу до предоставления им постоянного места жительства в соответствии с установленными стандартами.
В таких случаях необходимо исходить из правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что по истечении срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на прохождение либо дальнейшей военной службы - до тех пор, пока ему не предоставят с жильем или увольнением с военной службы - с условием предоставления ему в будущем жилого помещения. Если военнослужащий не согласен со вторым вариантом, то до момента предоставления ему жилого помещения он должен считаться проходящим военную службу на добровольной основе, а значит, он может быть привлечен к охране границы в случае нарушения. правил прохождения пограничной службы при наличии оснований для привлечения к уголовной ответственности по ст. 341 УК РФ.
Ко второй категории относятся несовершеннолетние курсанты пограничных ведомств ФСБ России, которые теоретически также могут быть задействованы в охране границы. Статьей 35 Федерального закона «Военная служба и военная служба» предусмотрено, что в военно-учебные заведения профессионального образования принимаются граждане, не прошедшие военную службу в возрасте от 16 до 22 лет, которые до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву ... В соответствии со ст. 331 УК РФ, которым определяется привлечение военнослужащего к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ, состоит в том, что лицо имеет статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или по контракту. Метод обретения в искусстве. 331 и в других статьях УК РФ не упоминаются и, следовательно, не имеют юридического значения при решении вопроса об уголовной ответственности за правонарушения против военной службы, в том числе предусмотренные ст. 341 УК РФ [8].
Принимая во внимание изложенное, курсанты погранучреждений ФСБ России также могут быть подвержены нарушениям правил ведения пограничной службы. В этом вопросе автор согласен с позицией кафедры уголовного права Военного университета и Главной военной прокуратуры.
Согласно положениям ст. 341 УК РФ, военнослужащий пограничной службы ФСБ России становится объектом преступления только при прохождении пограничной службы в составе пограничника или при исполнении иных служебных обязанностей пограничной службы. Согласно Временному уставу пограничных войск Российской Федерации, пограничная служба - это действия, направленные на выполнение приказа по охране установленного участка государственной границы Российской Федерации.
Отсюда следует, что лицо, осуществляющее пограничную службу в составе пограничной охраны, должно быть признано военнослужащим Погранслужбы ФСБ России, назначенным в пограничную службу и осуществляющим действия, направленные на выполнение охранного приказа. Российской Федерации в период с момента получения настоящего приказа и заканчивая отчетом о выполнении задания. Судебной практике известен пример, когда пограничник не был признан субъектом нарушения правил проведения пограничной службы, поскольку не был закреплен за бригадой пограничников для охраны государственной границы Российской Федерации в г. в установленном порядке. 30 июля 1995 г., прекратив охрану пограничного поста, рядовой Б. убил из автомата несколько солдат, ранее применявших к нему насилие [2].
Военный трибунал Тихоокеанского флота установил, что Б. в нарушение требований ст. 13 2 части II Временного устава пограничных войск Российской Федерации не был отдан приказ об охране границы и поэтому не допустил что он проходил продвижение пограничной службы, и говорил с ним 30 июня 1998 г. по обвинению в свободном совершении преступления, предусмотренного пунктом "в" статьи 256 Уголовного кодекса РСФСР, действовавшего в то время, когда Б. совершил деяния, инкриминирующие его.
Ответственность за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации наступает по достижении общего возраста уголовной ответственности от 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). «Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства». Гарантировав это положение в законе, законодатель исходил из того, что с этого возраста человек уже может осознавать по степени своего интеллектуального и добровольного развития социальную опасность этого преступления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX – начале XX века / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2016. - 172 c.
2. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
3. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под ред. Г. П. Геращенко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
4. Киладзе, А. Б. Логистика в таможенном деле. Учебное пособие / А.Б. Киладзе. - М.: Проспект, 2016. - 144 c.
5. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 223 с.
6. Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.
7. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
8. Ноздрачев, А. Ф. Административная организация таможенного дела. Учебно-практическое пособие / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2019. - 480 c.
9. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2016. - 342 c.
10. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
11. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
12. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
13. Самолаев, Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации / Ю.Н. Самолаев. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. - 419 c.
14. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.
15. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.