Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что спорт, несмотря на постоянную физическую активность, способствующую, казалось бы, поддержанию здорового образа жизни, в некоторых случаях может оказывать негативное влияние на здоровье человека, а отдельных ситуациях даже являться причиной серьезных хронических заболеваний.
Перенагрузка организма, силовые действия и многие другие факторы могут стать причиной сердечных патологий, появления различных заболеваний суставов и т.д. Особое место в числе нарушений здоровья, связанных с занятиями различными видами спорта, занимают разного рода нарушения осанки, которые достаточно часто встречаются у современных спортсменов в связи с недостаточной диагностикой возможностей каждого спортсмена, отсутствие должного учета его индивидуальных рисков, а также неэффективной организацией спортивных тренировок.
Цель исследования – проанализировать особенности осанки представителей различных видов спорта – баскетболистов, легкоатлетов и гимнастов.
Объект исследования – представители различных видов спорта – баскетболисты, легкоатлеты и гимнасты.
Предмет исследования – особенности осанки представителей различных видов спорта – баскетболистов, легкоатлетов и гимнастов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие осанки человека.
2. Определить основные причины и виды нарушения осанки.
3. Рассмотреть методы диагностики и коррекции осанки.
4. Выявить особенности нарушений осанки у баскетболистов.
5. Проанализировать характерные особенности осанки у легкоатлетов.
6. Провести анализ специфики осанки у гимнастов.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация, синтез, хронологический, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением подробного анализа научных источников и выделением основных известных нарушений осанки у спортсменов разных спортивных категорий.
Практическая значимость исследования состоит в анализе статистики нарушений осанки у представителей различных видов спорта, методах диагностики этих нарушений и попытке выработать методы ее коррекции.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие, основные нарушения и методы коррекции осанки
1.1. Понятие осанки человека
Как считают исследователи, физическое совершенство человека во многом определяется его осанкой. Умение правильно держать свое тело в сочетании с ловкими и скоординированными движениями делает человека привлекательным, сильным и уверенным в себе.
По определению, данному в научной литературе, осанка – это привычная непроизвольная поза стоящего человека.
С точки зрения морфологии, осанка определяется положением головы, формой позвоночника и груди, положением таза, а также состоянием и качеством работы мышц, участвующих в поддержании баланса тела.
С точки зрения физиологии, под осанкой понимается некий динамический стереотип, который формируется механизмом условных рефлексов в процессе развития и воспитания личности.
Как указывают исследователи, доминирующую роль в формировании осанки играет специальное обучение и систематические упражнения. Поэтому считается, что детей нужно с раннего детства приучать правильно стоять, сидеть и ходить. Неправильно сложившийся стереотип выработки осанки с возрастом превращается в негативную привычку, которую исправить сложно уже даже в школьном возрасте, не говоря про взрослых.
Кроме того, надо отметить, что осанка человека является не только эстетической ценностью. Она оказывает влияние на положение, развитие и функции различных органов и систем человеческого организма.
Правильная осанка обеспечивает лучшие условия для функционирования всех внутренних органов, и, следовательно, для поддержания здоровья человека. Любые нарушения осанки негативно влияют на функции опорно-двигательного аппарата, а также деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
В качестве примера можно отметить тот факт, что при сутулой или круглой спине уменьшается амплитуда движений грудной клетки и диафрагмы, следовательно, дыхание становится поверхностным, а также снижается жизненная емкость легких. Это означает, что доставка кислорода к тканям и органам тела уменьшится, что может быть одной из причин головных болей, недомогания или других заболеваний.
Согласно исследованиям, проводимым в сфере биомеханики, правильная осанка – это так называемая базовая стойка, при которой равновесие тела поддерживается без значительных мышечных усилий, а профиль позвоночника однороден и идентичен.
Такая осанка характеризуется вертикальным положением туловища и головы, нижними конечностями, вытянутыми в тазобедренных суставах и полностью разогнутыми в коленных суставах, «разложенной» грудью, слегка отведенными назад плечами и втянутым животом.
Угол наклона таза при правильной осанке колеблется от 35 до 55 градусов. Физиологические изгибы позвоночника выражены равномерно и в норме не должны быть более 3–4 см. Грудь при правильной осанке имеет форму усеченного конуса, расширенного книзу, лопатки прижаты к ребрам.
При условии наличия правильной осанки вертикальная ось тела начинается от середины макушки, пересекает условные линии, соединяющие наружные слуховые проходы, углы нижней челюсти и тазобедренных суставов, и заканчивается перед голеностопными суставами между стопами.
Таким образом, термин «осанка» обозначает привычное расположение тела человека в положении стоя и определяется развитием мышечной системы и положением и формой естественных физиологических изгибов позвоночника. Осанка определяет положение тела в различных статических позах и функцию мышц при выполнении различных движений.
Считается, что осанка имеет определенную генетическую детерминированность, но формирование осанки происходит под действием
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамцева, Е.И. Проблемы и вопросы современного спорта / Е.И. Абрамцева. – Таганрог: Перекресток, 2019. – 568 с.
2. Велитченко, В.А. Спорт и физкультура при нарушении осанки / В.А. Велитченко // Многопрофильный центр клинической лимфологии. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.rostmaster.ru/lib/child/child-0062.shtml (Дата обращения: 04.04.2021)
3. Влияние осанки на здоровье человека // Sekta. Школа идеального тела. – [Электронный ресурс] https://sektascience.com/articles/health/good-posture/ (Дата обращения: 03.04.2021)
4. Влияние различных видов спорта на осанку // Хеликс. Медицинский портал. – [Электронный ресурс] https://helpiks.org/2-49693.html (Дата обращения: 03.04.2021)
5. Забалуева, Т.В. Профилактика и коррекция осанки у школьников на занятиях различными видами спорта / Т.В. Забалуева // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-i-korrektsiya-narusheniy-osanki-shkolnikov-na-zanyatiyah-razlichnymi-vidami-sporta/viewer (Дата обращения: 02.04.2021)
6. Егоров, Г.Е. Ассиметричная нагрузка при занятиях спортом как фактор, способствующий развитию сколиозов и нарушений осанки / Г.Е. Егоров // Евролаб. Медицинский портал. – [Электронный ресурс] https://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/45896/# (Дата обращения: 02.04.2021)
7. Красикова, И.А. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.А. Красикова. – Корона Век, 2013. – 312 с.
8. Левин, А.В. Современные аспекты профилактики и коррекции нарушений осанки у старших школьников / А.В. Левин // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniy-osanki-u-starshih-shkolnikov (Дата обращения: 01.04.2021)
9. Магнус, Р. Установка тела / Р. Магнус. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. – 624 с.
10. Толстова, Т.И., Козеевская, Н.А. Современные представления об осанке (обзор литературы) / Т.И. Толстова, Н.А. Козеевская // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-ob-osanke-obzor-literatury (Дата обращения: 02.04.2021)
11. Чемпалова, Л.С. Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры / Л.С. Чемпалова // Молодой ученый. – 2016. – № 23(127). – С. 99–113.