Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Китай - это не просто восточная страна с богатой историей и культурой. Есть ряд отличий, по причине которых Восток и Запад никогда не смогут воссоединиться в контексте мировоззрения и понимания различных явлений. Это и религия, и понятие о Вселенной, философское мышление, отношение к окружающему миру и т. д.
На заре своего развития древнекитайская философия базировалась на религиозно-мифологических мотивах. Главную роль здесь играли различные боги и духи зооморфного происхождения, а также покойные предки. По мнению жителей Древнего Мира, предки мели значительное влияние на жизнь ныне здравствующих потомков. К нам, в современное европейское общество, пришел культ слияния мужского и женского начал - инь и янь, которые привели первоначальный хаос в порядок. Важно отметить, что мировоззренческая позиция Востока базируется на правом полушарии - музыке, гипнозе, эмоциях и переживаниях, самосозерцании, размышлениях о религии и смысле жизни .
Это крайне важно сейчас, в эпоху «скрытых» войн и дипломатии, когда в политике важно вести переговоры не агрессивно.
Степень разработанности темы.
Огромное количество книг, которые посвящены анализу и изучению разных аспектов теории государства и права.
В русле проблемы генезиса восточной философии и становления китайской духовной культуры конфуцианство исследовано Ф.С. Быковым , А.Е. Лукьяновым . Мировоззренческие основы конфуцианства, интерпретация этических категорий, проблема природы человека в конфуцианском учении исследуются в трудах Малявина и других авторов.
За основу мы взяли книгу Х.Г. Крила , где автор рассказывает подробно источник индивидуальности и жизненности китайской политики как того, что вдохновляет всех и принадлежит к определенной нации. Крил утверждает, что данная политика будет существовать до тех пор, пока китайцы не будут утрачивать интерес к традиции и будут основываться на ней в любых политических делах.
Глава I. Историко-культурные и теоретические основания исследования идеологии конфуцианства
1.1. Генезис и основные этапы становления конфуцианства
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в Китае в семье обедневшего аристократа. Отец Конфуция был прославленным воином и пользовался уважением общества. Личная жизнь, по представлениям той эпохи, была у отца Конфуция неудачной, поскольку в потомстве у него рождались одни девочки. После рождения девятой девочки он взял наложницу, которая родила ему сына.
В возрасте двух лет мальчик теряет отца, в 17 он лишается матери. Не получив никакого богатства, Конфуций избирает себе судьбу «книжника». Конфуций всесторонне развит, умеет понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, считать и читать. В тридцать лет Конфуций открывает свою школу, центром которой стало обучение морали, изучение текстов древности. Конфуций становится учителем.
Как считал Конфуций, мораль, право связаны с политикой, поскольку знания не должны быть пустыми и должны вести к процветанию государства. При этом наиболее достойна сановная деятельность. В 51 год Конфуций поступает на службу к правителю. Теперь он – превосходный чиновник и советник. Но интриги разрушают его положение и он вместе с учениками покидает родное царство и проводит около 15 лет в изгнании.
Конфуций умирает на 73 году жизни.
1.2. Основополагающие категории и принципы идеологии конфуцианства
Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на политику, общество, духовную жизнь Китая .
Базовая основа рассматриваемого учения была заложена в 6 в. до н. э. самим Конфуцием. Конфуций открывает человека и постигает своеобразие его бытия в мире.
Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого соблюдения догм и традиций из древности.
С этических точек зрения конфуцианство признавало правильность существования бедных и богатых, людей трудящихся и людей умственного труда.
На рисунке 1 мы отобразили типы людей по конфуцианству.
Управление государством, мораль и управление были главными вопросами конфуцианства. Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр.
Понятие «жэнь» означает, что человеческое начало в человеке – это начало, благодаря которому человек любит или ненавидит людей. «Жэнь» реализуется при взаимоотношении человека с другими людьми. Взаимоотношения – это база пространства человеческого бытия .
Один раз во время своих скитаний Конфуций с учениками был в ситуации перехода через реку. Один из учеников был послан к рядом находившимся даосским отшельникам, чтобы узнать местоположение брода. Отшельники ответили, что стоил ли искать брод, когда вся Поднебесная в потопе? И вместо того, чтобы держаться Конфуция, не проще ли последовать учениям тех учителей, которые избегают суеты мира? Конфуций, услышав этот ответ, ответил, что человек не может сбиться в одну стаю с птицами и животными. Если человек покинет людей, то кем же он тогда становится? Поэтому важно не уходить, а взаимодействовать с людьми и строить гармоничные отношения в мире.
Таким образом, жэнь проявляет себя только через ли. И последнее теряет себя без жэнь. Итак, этическое учение Конфуция – это гуманизм определенных взаимоотношений человека. Нравственное учение Конфуция базируется на человеческом согласии, которое главнее абстрактных истин. Человечность является главным принципом. Ритуал – это нравственная мера поведения, благодаря которому люди согласно существуют между собой. Ли нельзя разрушать, но, несмотря не это, ли гибок и подвижен.
Глава II. Этические ценности конфуцианства как идеологическая платформа становления государственности в Китае
2.1. Идеология конфуцианства в системе регуляции социальной жизнедеятельности и деятельности Древнего Китая
Централизованная политико-административная система Древнего Китая опиралась на его религиозно-философские учения, такие как конфуцианство, даосизм и легизм.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. На наш взгляд, именно в этот период происходит формирование китайских философских школ - даосизма, конфуцианства, легизма, оказавших затем огромное влияние на все последующие развитие китайской философии и становление Китая как централизованного государства.
Конфуцианство – это одна из главных религиозно-философских традиций в Китае. До правления ханьского императора У-ди конфуцианство было одной из многих философских школ, а после превратилось в государственную философию и идеологию Китая, которая носила отчетливо выраженный религиозный характер . Также со времени правления императора У-ди конфуцианская образованность стала условием для назначения чиновников на государственные должности. Кроме этого, подчеркивалась необходимость заботы государства о народе и принципиальное признание права народа свергать не исполняющих долга правителей. Таким образом, конфуцианство, сразу же после своего возникновения, стала занимать влиятельные позиции в политическом и этическом учении Древнего Китая, провозглашается официальной идеологией и остаётся на правах государственной религии .
Философия Древнего Китая не представляет конфуцианство как цельное учение, некоторые его элементы являются продуктами деспотичного централизованного Китайского государства.
Кроме конфуцианства, одним из религиозно-философских течений, повлиявших на становление Китайского государства, был даосизм. Человек, по этому учению, должен жить согласно «дао». «Дао» понимается здесь как изначальный принцип всего сущего и как нечто, не имеющее формы и не мыслящее. Оно предполагает постоянные изменения и переход вещей в противоположности. Даосизм, по мнению Л.С. Васильева, можно считать одним из течений общественной мысли эпохи Чжаньго, которое отражает обеднение прежней родовой аристократии и появление нового богатеющего слоя. Со временем в Китае появился религиозный даосизм, который утверждался как церковь и утрачивал сходство с даосизмом раннего периода .
Даосизм – одно из самых крупнейших направлений китайской философии, его основателем считается Лао-цзы («старый мастер»), изложивший свои воззрения в трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях). Если говорить о главном трактате даосизма, то «дао» переводится как «путь», состоящий из первоначала всего сущего. По своей сути, дао – небытие, которое вечно. Основная идея философской работы заключается в том, что все подчиняется дао, т.е. все возникает и возвращается в дао, как необратимое. При этом, если познать дао, следовать его основным законам, то можно достигнуть бессмертия своего существования.
2.2. Развитие идеологии конфуцианства в политической философии Мэн-цзы и Сюнь-цзы
Мэн-цзы главной целью своей жизни видел защиту интересов простых людей. Этому в свое время немало внимания уделял и Конфуций. Но во времена Конфуция большую роль играло противопоставление цзюнь-цзы и сяо-жэнь. Как уже говорилось, в диалогах и афоризмах Конфуция сяо-жэнь- это необразованные и неспособные соблюдать конфуцианскую или хотя бы традиционную этику нувориши, ищущие только выгоду, хотя все-таки в основе своей термин относился прежде всего к простолюдинам, социально противостоявшим родовой знати.
Конфуций характеризовал их с не лучшей стороны. Простолюдины не имели образования и очень мало знали о древних традициях, которые в его время явно отмирали или приходили в упадок. Нужно было приложить много усилий, чтобы изменить ситуацию, чем Учитель и занимался всю свою жизнь. Во имя уважения к традиции он, в частности, отобрал наиболее поучительные стихи, создав «Шицзин». Кроме того, он вполне осознанно сделал ставку на воспитание кадров высокообразованных и высоконравственных администраторов (цзюнь-цзы), которые могли бы заменить собой уходивших в прошлое представителей феодальной знати и наладить гуманное управление в Поднебесной. Именно эти цзюнь-цзы и должны были личным примером воспитывать сяо-жэнь, направляя их на путь истинный.
За полтора века, разделявших Конфуция и Мэн-цзы, многое изменилось. Цзюнъ-цзы как эталон не исчез. Упоминание о нем можно часто встретить и на страницах трактата «Мэн-цзы». Более того, цзюнь-цзы подается в этом тексте как великий мудрец, чье влияние ощущается всеми чуть ли не наравне с Небом.
Но кандидаты в цзюнь-цзы уже не выступают как кадры для вновь формирующейся администрации. Место администраторов заняли другие люди, в основном представители соперничавших с конфуцианством учений, прежде всего легистов. Легисты были деловыми людьми, проводили поставленные временем реформы и заботились об укреплении государства. Это нравилось правителям.
А что могли противопоставить таким реформам воспитывавшиеся Конфуцием и его учениками и последователями кандидаты в цзюнь-цзы, представители школы жу-цзя. Призывы быть добродетельными, гуманными и справедливыми? Такие призывы выглядели анахронизмом и при всей их нравственной значимости, которую редко кто открыто отрицал, не имели шансов на то, чтобы всерьез привлечь к себе умы правителей, о чем не преминул заметить в главе 74 Сыма Цянь.
Вот почему, если Конфуций в свое время активно готовил из своих учеников кандидатов в цзюнъ-цзы, т. е. высокообразованных и высоконравственных администраторов, Мэн-цзы последовать этому уже не мог. Время было упущено. Места администраторов на высших, средних и даже мелких местных должностях были заняты либо легистами, либо близкими к ним по духу людьми. А в гуманных, добродетельных и справедливых управителях государи чжоуских царств и княжеств не нуждались, справедливо полагая, что администраторы, опирающиеся на эти высоконравственные, но малопригодные для эффективного управления людьми качества, едва ли удовлетворительно справятся с главным делом - укреплением царства или княжества в условиях жестокого соперничества с соседями в борьбе за выживание. Заявление о том, что хорошее воспитание помогает приобрести сердца людей, мало кого в этом смысле утешало.
Заключение
1 Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на политику, общество, духовную жизнь Китая. Идеи Конфуция легли в этическую концепцию подавления Эго у человека, подавление личной выгоды. Важно преодолевать себя, говорил Конфуций, для того чтобы стать гармоничной личностью. Тот, кто преодолеет свои интересы, станет способным открыть себя общественным интересам, встать на совершенствование радикальное. Таким образом, общество становится гармоничным и стабильным. Конфуцианство трансформировалось, но основа – уважение и почтение к другому в общении – оставались всегда. Это тот самый принцип «сыновней почтительности».
2 Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого соблюдения догм и традиций из древности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность / Н.А. Абрамова. – Москва: Муравей, 2001. – ISBN 5-02-012738-8. – Текст: непосредственный.
2) Абрамов С. А., Конфуцианство как система правовых взглядов на интеллектуальную собственность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2020. - № 5. - С. 60-67
3) Алексеев, В.М. Китайская народная картина / В.М. Алексеев. – Москва: Наука, 1966. – 260 с. – ISBN ГВН 376/БН2-30102018/20. – Текст: электронный.
4) Алиев У. Ж., Почему именно конфуцианство является государственной идеологией Китая? // Философия хозяйства. - 2020. - № 5 (131). - С. 93-107.
5) Барулин, B.C. Социальная философия / B.C. Барулин. – Москва: Наука, 1991. – ISBN 5-8183-0072-2. – Текст: электронный.
6) Борох, Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX вв. / Л.Н. Борох. – Москва: Вост. литература, 2001. – 287 с. – ISBN 5-02-018130-7. – Текст: непосредственный.
7) Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков. - Москва, 1966.
8) Васильев, Л.С. Проблемы генезиса Китайского государства / Л.С. Васильев. – Москва: Наука, 1983. – 324 с. – ISBN 9785458392389, 5458392388. – Текст: непосредственный.
9) Википедия. Свободная энциклопедия: сайт. – Москва, 2001 – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 19.03.2021). – Текст: электронный.
10) Грузинов И. И., Элементы традиционной китайской идеологии в современном идеологическом курсе КПК // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 3. - С. 97-104
11) Делюсин, Л.П. Китай: полвека две эпохи / Л.П. Делюсин. – Москва: ИВД, 2001. – 293 с. – ISBN 5-89282-194-3. – Текст: непосредственный.
12) Джамалова Э. К., Некоторые вопросы правовой преемственности в правовой системе Китая // Закон и право. - 2020. - № 7. - С. 45-46.
13) Канаев И. А., Сравнительный анализ принципов буддизма и древней философии Китая // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 118-129.
14) Карадже, Т.В. Конфуцианство как основа формирования общественно-политических идеалов современного Китая / Т.В. Карадже, И.Л. Савин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология, 2004. – № 1 (5). – 325 с. – Текст: электронный.
15) Клементьева Т. В., Восприятие представлений о «совершенной мудрости» Конфуция в философской мысли КНР (1949–1976) // Восток. - 2020. - № 4. - С. 126-137.
16) Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия / А.И. Кобзев.- Москва, 1983
17) Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу Текст. / Х.Г.Крил. СПб.: Евразия, 2001
18) Кроль, Ю.Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в «Янь те лунь» / Ю.Л. Кроль // Конфуцианство в Китае. – Москва, 1982. – Текст: электронный.
19) Ломанов, А.В. Китайская философия и современная цивилизация / А.В. Ломанов // Проблемы Дальнего Востока, 1995. – №5. – ISBN 978-5-9535-0410-2. - Текст: непосредственный.
20) Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - Москва, 1998
21) Лымарь М. П., К вопросу о влиянии социокультурных особенностей на хозяйственно-культурные практики (на примере Китая) // Восток. - 2019. - № 3. - С. 67-78.
22) Малявин В.В. Конфуций / В.В. Малявин. - Москва, 2001
23) Мартынов А. С., Государственное и этическое в императорском Китае: избранные статьи и переводы. - Москва : Наука - Восточная литература, 2019. - 285, [2] с.
24) Попов, П.С. Китайский философ Мэн-цзы / П.С. Попов // М., 1998. – 278 с. – ISBN 978-5-9710-2930-4. – Текст: электронный.
25) Прушенова, Е.Ц. Демократические идеи в философии Мэн-цзы / Е.Ц. Прушенова // Вестник БГУ – Вып. 13, – Улан-Удэ, 2007. – Текст: электронный.
26) Российский студенческий портал: сайт. – Москва, 2004 – URL: http://www.x-student.ru/ (дата обращения: 19.03.2021). – Текст: электронный.
27) Сюй Фаньчэн, Конфуцианство. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 235 с.
28) Хаймурзина М. А., Конфуцианство как гражданская религия: проблемы и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 3. - С. 166-175.
29) Чепрасов К. В., Конфуцианское «исправление имен» и проблемы парламентаризма в России // Российский юридический журнал. - 2019. - № 2 (март-апрель). - С. 66-75.
30) Янгутов Л. Е., Модернизация конфуцианства, буддизма и даосизма в Китае (XX-XXI вв.) // Вопросы философии. - 2020. - № 4. - С. 197-207.
31) Яо Ян, Идеальный тип правления?: Китай и конфуцианское государство // Россия в глобальной политике. - 2020. - Т. 18, № 4. - С. 188-200.