Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства. Чтобы грамотно распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов.
Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, а внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ
1.1.Понятие и сущность государственного долга
Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами.
На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности РФ. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.
Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали кредиторами.
Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, а внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств [7, c.126].
Государственный долг можно представить в виде общей суммы всех задолженностей государства.
Задолженность может быть как перед физическими, так и перед юридическими лицами, а также перед другими государствами и любыми другими иностранными субъектами. Под задолженностью понимаются полученные государством кредиты, займы, договоры на предоставление государственных гарантий, выпущенные государством ценные бумаги и другие долговые обязательства.
Долг государства может быть текущим и капитальным. Текущий долг возникает, когда приходит срок уплаты по обязательствам. Капитальный долг - это все выпущенные и непогашенные обязательства государства, в том числе и проценты.
Таким образом, долгом являются разные обязательства перед разными хозяйствующими субъектами внутри или вне государства, выражаемые в валюте.
Если на обслуживание государственного долга приходится тратить около 20-30% от внешнеэкономического оборота страны, тогда субъект становится должником.
Таким образом, внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т.д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
Внешний долг РФ связан с обязательствами перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами [4, c.57]. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.
Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).
1.2.Основные методы управления государственным долгом
Сегодня экономическая деятельность страны связана с долгом, поскольку для развития экономической системы необходимы суммы денежных средств, которых не всегда достаточно.
Для грамотного распределения денежные средств должны умело использовать свои финансовые ресурсы, регулировать заемные и собственные ресурсы. Все это относится к общей методике управления госдолгом.
Управление долгом может осуществляться разными методами [13, c.154]:
- погашение выпущенных государством займов, по которым уже истек срок действия;
- выплата процентов по государственным займам, выпущенным ранее;
- проведение конверсии займов, выпущенных ранее - изменение ставки дохода, которую государство обязано выплатить кредиторам;
- проведение консолидации займов - сокращение или увеличение сроков по выплатам ранее выпущенных займов;
- рефинансирование - выпуск государством новых займов для того, чтобы получить возможность рассчитаться по ранее выпущенным.
Все затраты, направленные на погашение сумм государственных займов, процентов по ним, а также все прочие затраты по снижению долга производятся из средств федерального бюджета государства.
Поскольку некоторый государственный займ субъекта не подвергается индексации, долг потеряет свою реальную стоимость, что приведет к инфляционным налогам для владельцев облигаций.
2.АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ РФ
2.1.Анализ динамики государственного долга России на современном этапе развития
Проанализируем динамику внешнего и внутреннего государственного долга России на современном этапе ее развития.
Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.
При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.
Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.
По оценке ЦБ, рост совокупного внешнего долга России в 2020 году был обусловлен двумя факторами:
– приобретением международными инвесторами суверенных долговых ценных бумаг (номинированных в рублях);
– привлечением долгового финансирования от зарубежных связанных структур отечественных компаний.
Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов. Российский госдолг в целом из-за пандемического кризиса возрастет до 21,3% ВВП к концу 2023 года, следует из проекта федерального бюджета. Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.
В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд. долл. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы [25]. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг. Власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд. долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина. Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд. долл. Минфин вернулся на рынок внешних заимствований, успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд. долл.
2.2.Анализ структуры государственного долга страны
Проанализируем динамику и состояние государственного долга РФ по субъектам.
По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ на 1 октября 2020 года составил 2,18 триллиона рублей, что на 3,1% выше, чем в начале 2020 года. В абсолютном выражении государственный долг вырос на 65,2 миллиарда рублей. Наибольший вклад в его рост внесли Санкт-Петербург, Свердловская область, Московская область и Томская область [28].
Объем муниципального долга составил 367,7 миллиарда рублей, что на 3,3% ниже, чем в начале 2020 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября 2020 года составил 2,55 триллиона рублей, увеличившись с 1 января 2020 года на 2,1% [28].
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ
3.1.Проблемы влияния государственного долга на экономику
Выделим основные проблемы управления государственным долгом РФ и предложим пути их решения.
Источник: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_01_2021.pdf
Для решения данной проблемы необходимо создать более эффективную систему учета и мониторинга государственной задолженности. Можно внедрять прогрессивные информационные технологии для анализа долга, которые основаны на оценке задолженности в режиме реального времени, на оценке изменений финансового рынка.
2.Проблема взаимозависимости бюджетного дефицита РФ и государственного долга [23].
Необходимость покрытия бюджетного дефицита является задачей государства. Для его покрытия выпускаются займы, что приводит к росту государственной задолженности.
3.2.Основные пути минимизации государственного долга России
Приоритетная цель реализации экономики любого государства – обеспечение качественного способа управления госдолгом. Главная задача долговой политики РФ – получение оптимального результата от инвестированных средств.
Под управлением госдолгом следует понимать комплекс мероприятий по формированию критериев привлечения денег, их расположение и компенсация, а также приведение государства в платежеспособное состояние. Такие мероприятия требуют подготовить и выпустить ценные бумаги, отрегулировать рынок ценных бумаг, обслужить и погасить государственный долг, грамотно направить одолженные деньги.
Управление госдолгом основано на таких постулатах [10, c.37]:
- открытая информация о привлечении, возврате и использовании одолженных денег;
- краткосрочные займы меняют на долгосрочные во избежание кризисных долговых выплат;
- минимизация цены обслуживания госдолга при последующих займах;
- продуманная структура долга; выполнение обязательств перед кредиторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, а внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.
Государственный долг периодически возникает из-за бюджетного дефицита. Неспособное оплатить разрыв, возникший вследствие большой разницы в пользу расходов относительно доходов, государство вынуждено обратиться за помощью к резидентам или нерезидентам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники, учебные пособия
1) Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Г. Б. Поляка. – М.: Проспект, 2016. - 438 с.
2) Гукасьян, Г. М. Экономическая теория/ Г.М.Гукасьян. — СПб.: Питер,2016. — 480 с.
3) Лавров, Е.И. Экономический рост: теории и проблемы/ Е.И.Лавров. – М.: Инфра-М, 2019. – 443 с.
4) Ломакин, В.К. Мировая экономика/ В.К.Ломакин. – М.: Экономика, 2017. – 350 с.
5) Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России/ Х. В. Пешкова. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
6) Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России/ Б.А.Хейфец. – Москва: Институт экономики, 2017.- 56 с.
7) Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2016. - 874 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
8) Абышева, А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния/ А.В.Абышев// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016. - №5. – с.43-55
9) Агаев, И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях/ И.А.Агаев// Российское предпринимательство. – 2016. - №13. – с. 114-123
10) Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ/ С.А.Афанасьева// Юридические науки. - №3. – 2016. – с.44-51.
11) Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – с. 20 - 32.
12) Иванова, Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации/ Р.Г.Иванова// Инновационная наука. – 2016 - №1. – с.65-67
13) Карандин, Д.Ю. Роль государственного долга в формировании бюджета Российской Федерации/ Д.Ю. Карандин// Вестник университета. - №7. – 2016. – с.103-111
14) Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев// Вестник академии. — 2019. — № 1. — С. 126–132
15) Пахомова, Е.Н. Управление государственным долгом РФ/ Е.Н.Пахомова// Молодой ученый. – 2016 - №25. – с.114-120
16) Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации/Н.А. Толстоброва// Финансы и кредит. – 2018. – № 20. – с. 37-42.
17) Хамалинский, И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние/ И.В.Хамалинский// Вестник МИЭП. - 2017. – №1. – с.32-45
18) Харов С.С. Реальные перспективы развития российской экономики/ С.С.Харов// ИГСУ– 2016. - №6. – с.32
19) Цареградская, Ю.К. Исторический опыт государственного управления госдолгом/ Ю.К.Цареградская// Вестник университета им. Кутафина. – 2017. – 12 с.
Материалы интернет-сайтов
20) Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: РФ http://minfin.ru/
21) Внешний и внутренний долг РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refru.ru/debt.pdf
22) Государственный долг РФ: проблемы и перспективы/ Е.С.Ивлиева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://saransk.ruc.su/upload/medialibrary/79f/ivlieva.pdf
23) Проблема обслуживания государственного долга РФ на современном этапе/ О.П.Васькина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2012-1/PDF/9_finans/Vaskina_Pozdnyakova.pdf
24) Проблема государственного долга: сущность и особенности в РФ/ М.М.Коригова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-gosudarstvennogo-dolga-suschnost-i-osobennosti-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
25) Выплаты по внешнему госдолгу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.finversia.ru/news/markets/vyplaty-po-vneshnemu-gosdolgu-rf-sokratyatsya-na-1-18-mlrd-posle-obmena-evrobondov-27932
26) Факторы, влияющие на внешний госдолг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edrj.ru/article/12-01-2019
27) Внутренний госдолг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chechnyatoday.com/news/310712
28) Рейтинг регионов по долговой нагрузке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riarating.ru/regions/20201029/630189670/Reyting-regionov-po-urovnyu-dolgovoy-nagruzki-za-9-mesyatsev-2020-goda.html
29) Структура госдолга субъектов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://долг.рф/stat/ekonomika/struktura-i-obem-gosudarstvennogo-dolga-subektov-rf-v-marte-2019-goda/