Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 ГЛАВА 1 ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1. Показательные уравнения 5
1.1.1. Метод уравнивания показателей 5
1.1.2. Метод введения новой переменной 7
1.1.3. Метод вынесения общего множителя за скобки 8
1.1.4. Функционально-графический метод 10
1.1.5. Метод почленного деления 12
1.1.6. Метод группировки 13
1.2. Показательные неравенства 15
1.2.1. Неравенства вида af(x)>ag(x) 15
1.2.2. Неравенства вида af(x)>b, a>0 16
1.2.3. Неравенства вида af(x)>bf(x) 17
1.2.4. Решение показательных неравенств методом замены переменной 18
1.2.5. Решение неравенств, содержащих однородные функции относительно показательных функций 19
1.3. Системы, содержащие одно или два показательных уравнения 21
1.4. Системы неравенств. Совокупность неравенств. 23
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Анализ заданий на решение показательных уравнений и неравенств в составе ЕГЭ 25
2.2. Анализ учебников по алгебре и началам анализа по теме «Показательные уравнения и неравенства» 29
2.3. Методические особенности изучения показательных уравнений и неравенств 34
Заключение 46
Литература 48
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями и неравенствами в 10 классе, после того, как познакомятся с показательной функцией и ее свойствами, а системы, содержащие показательные уравнения и неравенства в 11 классе. Показательные уравнения, неравенства, системы, содержащие показательные уравнения, встречаются в заданиях ЕГЭ. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание, т.к. в заданиях ЕГЭ системы, содержащие показательные уравнения и неравенства могут быть и комбинированными. И для того, чтобы решить правильно систему уравнений или неравенств, нужно правильно решить показательное уравнение или неравенство.
При решении показательных уравнений и неравенств часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями:
- незнание четкого алгоритма решения показательных уравнений, неравенств и их систем;
- при решении показательных уравнений и неравенств, ученики производят преобразования, которые не равносильны исходным уравнениям и неравенствам;
- при решении показательного уравнения и неравенства введением новой переменной забывают возвращаться к обратной замене.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы и полезность ее изучения для будущей педагогической практики.
Цель данной работы: изучить теоретический материал по теме, проанализировать данную тему в учебниках по алгебре и началам анализа,
систематизировать задания ЕГЭ на решение показательных уравнений и
неравенств, систематизировать и обобщить методические рекомендации по решению показательных уравнений и неравенств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить требования государственных стандартов по теме
«Показательные уравнения и неравенства»;
- проанализировать материал по теме в учебниках алгебры и начал анализа;
- систематизировать методы решения показательных уравнений и неравенств;
- систематизировать и обобщить методические особенности изучения данной темы.
Объектом исследования является процесс обучения математике в старшей школе.
Предметом исследования являются методические особенности изучения показательных уравнений, неравенств и их систем в старших классах средней школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по изучению показательных уравнений и неравенств могут быть использованы учителями и практикантами в школе, а также в ходе занятий по элементарной математике на педагогическом отделении университета. Весь теоретический материал по теме «Показательные уравнения и неравенства и их систем» сгруппирован, приведены алгоритмы решения и разобраны примеры. Рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Данные материалы можно использовать, как в школе, так и для индивидуального обучения, при подготовке к сдаче ЕГЭ, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме «Показательные уравнения и неравенства и их системы».
Структура работы: состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, и содержит 49 страниц.
Глава I. Методы решения показательных уравнений и неравенств
1.1. Показательные уравнения
Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени.
Например:
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алгебра и начала анализа: Учебник для общеобразовательных учреждений 10-11 классы:/ А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2001. – 335 с.
2. ЕГЭ 2009. Математика. Справочник / А. М. Титаренко, И. В. Третьяк, Т. М. Виноградова. – М: Эксмо, 2008. – 448 с.
3. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004.
– 384 с.
4. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с.
5. Система тренировочных задач и упражнений по математике./ Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. и др. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
6. Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: задачник /А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская.-М.: Мнемозина, 2007. – 315 с.
7. Справочник по математике. / Гусев В.А., Мордкович А.Г. - М: Просвещение, 1995. – 448 с.
8. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др., 2012. – 464 с.
9. ЕГЭ – 2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией А.В. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с.
10. Алгебраический тренажер: пособие для школьников и абитуриентов/ под редакцией Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
– М.: Илекса, 2007. – 320 с.
11. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. Авторы – составители А.М.Титаренко; А.М. Роганин. Под редакцией Т.И. Максимовой. ООО « Издательство «Эксмо», 2008.
– 304 с.
12. Математика. Репетитор. ЕГЭ-2009. Авторы: В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. - М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
13. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства: учебное пособие/ Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. – 352 с.
14. Математика для поступающих в вузы: учебное пособие/ И.Ф. Шарыгин. М.: Дрофа, 2006. – 479 с.
15. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Айрис-прес, 2003. – 432 с.
16. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина. Эл. адрес: http://www.mathnet.spb.ru
2. Учительский портал. Эл. адрес: http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-23602
3. Сайт учителя математики. Эл. адрес: http://lesavchen.ucoz.ru/publ/10-1-0-149
Система индивидуальных работ при обучении математике в старших классах. Эл. адрес: http://www.korolewa- ow.narod.ru/sist_ind.htm