Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня исследователи культурологических процессов все чаще возвращаются к анализу событий между двумя мировыми войнами. Именно тогда были заложены особенности развития мировых процессов.
Россия и Германия были вынуждены строится с нуля. Обе страны лежали в руинах после поражения в Первой мировой войне, а так же прошедших революций.
США, наоборот, процветали. Америка стала основным кредитором всех воющих сторон. Благодаря европейскому золоту американская экономика роса с огромной скоростью. Уровень благосостояния простого американца рос.
Цель исследования – выявить особенности осуществления развития науки и культуры в России, Германии и США в начале ХХ века.
Объект исследования – Россия, Германия и США.
Предмет исследования – особенности развития науки и культуры в России, Германии и США в начале ХХ века.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы.
2. Анализ особенностей развития науки и культуры в России в начале ХХ века.
3. Анализ особенностей развития науки и культуры в Германии в начале ХХ века.
4. Анализ особенностей развития науки и культуры в США в начале ХХ века.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Аспекты развития культуры и науки в России
1.1. Особенности развития культуры в Советском Союзе
Борьба за культуру в СССР началась с борьбы, но сначала за всеобщую грамотность. Годы пятилеток были годами решающих успехов культурной революции. Бурный процесс социалистических преобразований настоятельно требовал быстрого подъема культурно-технического уровня рабочих и крестьян, создания многочисленной интеллигенции, усиления роли науки и искусства в социалистическом строительстве. Вместе с тем успехи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства создавали необходимые условия для новых достижений в культурном росте страны.
Первейшей задачей культурного строительства в СССР являлась ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения. Решить эту задачу можно было только при активнейшем участии широчайших масс грамотного населения.
Советские люди пришли на помощь своему государству. В 1923 году организовалось добровольное общество «Долой неграмотность», его председателем был М. И. Калинин. Ряды общества росли с каждым годом; в 1932 году оно объединяло свыше 5 млн. человек. Деятельность общества по обучению грамоте приняла огромный размах. Ленинский комсомол организовал в годы первой пятилетки всесоюзный культпоход в деревню за ликвидацию неграмотности. Началось всенародное движение за грамотность.
Усилиями государства и советской общественности только за 10 лет (1929-1939 годы) грамоте было обучено свыше 87 млн. взрослого населения, из них более 72 млн. в деревне. По переписи 17 января 1939 года, на каждую тысячу населения страны уже приходилось 812 грамотных.
Особенно разительными были успехи в ликвидации неграмотности среди ранее отсталых народов России. До Октябрьской революции грамотные составляли:
среди киргизов и туркмен менее одного процента,
среди узбеков - около 1,5%,
среди казахов- около 2%.
А по переписи 1939 года, грамотные в возрасте от 9 лет и старше среди этих народов составляли 70 и более процентов.
Строительство советской школы.
Советское государство стремилось к тому, чтобы все дети получали школьное образование. Но достигнуть этого удалось не сразу. В первые годы мирного строительства пришлось экономить на всем, даже на школах, чтобы быстрее восстановить разрушенное народное хозяйство, в особенности тяжелую промышленность. По мере улучшения хозяйственного положения страны развивалась сеть общеобразовательных школ, росла армия народных учителей. Это дало возможность ввести в 1930 году всеобщее обязательное начальное обучение на родном языке детей в возрасте 8-9 лет.
Советский народ всемерно помогал в этом своему государству. Трудящиеся по собственной инициативе строили школьные здания (особенно в деревне), приобретали для них оборудование. Колхозники засевали сверх плана земельные участки («культгектары»), урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения. Ленинский комсомол объявил себя шефом всеобщего обучения. Десятки тысяч комсомольцев были направлены на преподавательскую работу в школы и на учебу в педагогические учебные заведения, где они готовились стать учителями.
В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах и во многих селах. Большие успехи достигнуты и в строительстве полных средних школ, по сравнению с 1914 годом их численность в 1939/40 учебном году выросла в восемь раз.
Создание народной интеллигенции
Во второй половине 20-х годов, когда развернулась борьба за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, стал ощущаться острый недостаток в
инженерно-технических кадрах,
агрономах,
ветеринарных врачах.
С введением всеобщего обязательного обучения появилась огромная потребность в учителях. Все в большем числе нужны были врачи. К тому же в эти годы был раскрыт ряд крупных вредительских организаций, созданных частью старых специалистов.
Поэтому в годы первой и второй пятилеток в невиданных масштабах развернулась подготовка специалистов из рабочих и крестьян.
Если в 1914 году в России имелся 91 вуз и там обучалось 112 тыс. студентов.
То в 1939 году в СССР насчитывалось 750 вузов, в них обучалось около 620 тыс. студентов.
Еще больше выросло количество средних специальных учебных заведений. Во всех без исключения республиках и национальных регионах были созданы университеты и техникумы. Все народы СССР получили доступ к высшему и среднему образованию, которого не было до революции.
Коммунистическая партия, комсомол, советские профсоюзы ежегодно отправляли многие тысячи коммунистов, комсомольцев, передовых рабочих на учебу в вузы и техникумы. За годы пятилетки сеть рабочих колледжей выросла почти в шесть раз, молодые рабочие готовятся к поступлению в вузы. Почти три четверти всех студентов получили государственные стипендии. За две пятилетки университеты и техникумы подготовили около двух миллионов специалистов.
Кадры интеллигенции советского народа росли, формировались также в партии, государстве, экономике, социальной работе, армии и флоте. В СССР выросла многомиллионная армия действительно популярных интеллектуалов, которая к концу второй пятилетки насчитывала более 9 миллионов человек. Это одно из важнейших достижений Культурной революции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История российской культуры и искусства в ХХ веке. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Российская наука в ХХ веке. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Немецкая культура и наука. Особенности развития в ХХ веке. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Культура и наука в Германии. Развитие в ХХ веке. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Достоинства и недостатки американской культуры в ХХ веке. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Американская наука в ХХ веке – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.