Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Конкурентоспособность: понятие и основные факторы 5
1.2. Методика оценки конкурентоспособности 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «ТЕХНИК УНИВЕРСАЛ» НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 17
2.2. Оценка конкурентного положения организации на рынке 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Фрагмент для ознакомления
2
Конкурентоспособность предприятия находится в тесной взаимосвязи с таким сущностным явлением рыночной экономики как конкуренция.
Содержание конкуренции выражается в состязательности, соперничестве между отдельными организациями. Развитие конкуренции в любой отрасли экономики требует от хозяйствующих субъектов обеспечения собственной конкурентоспособности, формирования и развития своих конкурентных преимуществ.
Н.М. Белоусова, Е.Н. Сакина отмечают, что в науке до сих пор не сформировалось устоявшееся содержание понятия «конкурентоспособность».
В общем смысле конкурентоспособность – это способность организации осуществлять конкурентную борьбу с другими экономическими субъектами. При этом специалисты предлагают собственные трактовки понятия.
Так, М. Портер под конкурентоспособностью понимает свойство товара или организации выступать на рынке наравне с аналогичными товарами или конкурирующими организациями.
Согласно Д.С. Белоусовой под конкурентоспособностью понимают комплексную характеристику организации, характеризующую его возможность в любой момент времени обеспечить свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Л.В. Щербакова и В.Р. Тугущева под конкурентоспособностью организации понимают характеристику, выражающую возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Ю.Ю. Елсукова и Л.А. Хало рассматривают конкурентоспособность в двух смыслах (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению Ю.Ю. Елсуковой и Л.А. Хало
Н.В. Зябличкая считает, что конкурентоспособность представляет собой сложный, интегральный показатель, формируемый под воздействием множества факторов, оказывающих значительное влияние на все аспекты деятельности организации.
В Словаре экономических терминов Конкурентоспособность определяется как возможность товара или его производителя выиграть соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими организациями, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей.
В.И. Нечаев и П.В. Михайлушкин определяют конкурентоспособность как способность продукции соответствовать условиям рынка, что позволяет сформулировать конкурентоспособность организации как ее способности соответствовать условиям рынка.
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева рассматривают понятие конкурентоспособности в двух аспектах (рисунок 2).
Рисунок 2 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению
Б.А. Райзбергу, Л.Ш. Лозовскому, Е.Б. Стародубцевой
В целом некоторые расхождения в содержании понятия конкурентоспособности у разных авторов иерархичностью этого понятия, существующего на разных уровнях:
во-первых, на микроуровне, когда речь идет о конкурентоспособности товаров, производимых на территории государства;
во-вторых, на мезоуровне, когда речь идет о конкурентоспособности организаций национального базирования, производящих услуги и товары и обеспечивающих поддержку результатами своей деятельности бюджетной системы страны;
в-третьих, на макроуровне, когда речь идет о конкурентоспособности всей системы государственных, общественных институтов и хозяйствующих субъектов, составляющих основу функционирования народного хозяйства страны.
По нашему мнению, независимо от уровня рассмотрения под конкурентоспособностью следует понимать наличие у субъекта или объекта возможностей и свойств, выгодно выделяющих его на фоне аналогичных субъектов или объектов.
А.И. Панов выделяет три признака, характеризующих высокий уровень конкурентоспособности организации (рисунок 3).
Рисунок 3 – Признаки высокой конкурентоспособности организации
На конкурентоспособность оказывает влияние значительное число факторов, характеризующихся высоким разнообразием.
По мнению А.А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда конкурентоспособность организации выражается в следующих факторах (рисунок 4).
Рисунок 4 – Факторы оценки конкурентоспособности организации
В.Н. Белкин, Е.А. Белкина и Л.Б. Владыкина отмечают, что все организации в той или иной мере обладают данными факторами, поэтому в полной мере оценивать по ним конкурентоспособность организации нельзя.
Э.Ф. Фаизова в систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, относит следующие (рисунок 5).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Абалкин Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы [Статья] / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. – 2018. – № 12. – С. 34-37.
3. Автоматизация учета производственных запасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibook.ru (дата обращения: 10.04.2021).
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
5. Бондарева С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации [Статья] / С.Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки – 2015. - №3. - С. 104-107.
6. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции [Статья] / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2016. – № 1 (49). – С. 40-47.
7. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Статья] / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления. – Москва: Буки-Веди, 2016. – С. 84-87.
8. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] / И.Л. Дулисова. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru. (дата обращения: 10.04.2021).
9. Дятлова П. Задачи повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Статья] / П. Дятлова // Российское предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 70-73.
10. Егоров Ю.Л. Исследование систем управления [Текст]: учеб. пособие / Ю.Л. Егоров. – Москва: Экзамен, 2016. – 380 с.
11. Иванченко В. Р. Теоретико-методологические аспекты повышения конкурентоспособности малых предприятий [Статья] / В.Р. Иванченко // Вестник Балтийского научного центра. - 2018. - № 1 (31). - С. 106-108.
12. Инюхина Е.В. Оценка конкурентоспособности отраслевых и региональных социально-экономических систем как инструмент формирования промышленной политики [Электронный ресурс] / Е.В. Инюхина. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1994/1/Ilyxina.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
13. Ливак Н. С. Эффективное лидерство в управлении командой: курс лекций [Текст] / Н. С. Ливак. – Красноярск : СибГТУ, 2017. – 64 с.
14. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности [Статья] / М.В. Лисенков // Вестник ТГУ. - 2015. - Вып. 2. - С. 64-66.
15. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. – Москва, Дело, 2016. – 258 с.
16. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность [Текст] / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2018. – 390 с.
17. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность [Текст] / Х. Рамперсад. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
18. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения [Текст] / С.Г. Светуньков. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Юшкова. – Красноярск, 2018. – 350 с.