Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие речи – важная задача обучению языку, поскольку речь является основой всякой умственной деятельности и средством коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения речью, также проявляются и в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в развитии связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Работа с паремиями развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и обогащает народной мудростью. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц и поговорок о добре в аспекте развития речи, интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников, культуры поведения и вежливости.
Глава 1 Теоретический анализ использования пословиц и поговорок в образовательном процессе в психолого-педагогической литературе
1.1 Пословицы и поговорки как малый фольклорный жанр
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Именно поэтому необходимо пословицам и поговоркам уделять особое внимание на уроках литературы [2].
В научной литературе не сложилось единого подхода к определению понятия пословиц и поговорок, в связи с этим выделились разные точки зрения.
В. Даль под пословицей подразумевает «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Поговорка – это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, без притчи, без суждения, заключения применения» [4].
В. П. Жуков считает, что «пословицы – это краткие народные изречения, законченного синтаксического типа, имеющий одновременно прямой и переносный (образный) план. Поговорки – это изречения, те, которые воспринимаются буквально» [5].
М. А. Рыбникова в своей работе пишет, что, «поговорки – это те обороты слов, которые живут в языке рядом со словарем». «Пословицы – это законченное суждение, завершенная мысль. Выражение народной мудрости, совести, ума, юмора, раздумья, как изречение, которое уточняет понятие, окрыляет мысль» [16].
Иное определение даёт К. Г. Берсеньева, она под пословицами понимает «краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи и выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей жизни [1].
Поговорка – это устоявшаяся словосочетание, образное выражение, метафора» [2:20].
А. М. Новикова под пословицей подразумевает «краткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме» [12].
Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин в своих трудах пословицей считают «малый нелирический жанр устного народного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой [9].
Поговорки – это малый жанр фольклора, более краткие, чем пословицы, дает образ, в переносном значении характеризует явление» [4].
Таким образом, в процессе работы над исследованием под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, а под поговорками будем понимать переносную речь, народную мудрость.
Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.
Далее представим различия поговорок от пословиц.
1.2 Приемы работы над пословицами и поговорками как средством развития речи младших школьников
Прежде чем начать рассматривать использование пословиц и поговорок в аспекте развития речи младших школьников, необходимо определить основные направления методической работы в этой сфере.
Понятие «речь» является межпредметным: данное понятие встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе. Как правило, лингвисты пишут о речи в плане её соотнесения с языком.
Одним из главных показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь является основным видом деятельности человека, в котором происходит реализация мышления на использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений).
М. Р. Львов, отмечает, что «хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – это прежде всего способ познания действительности» [11].
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. То есть методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, на основе которых у школьников вызываются потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, то есть того, о чём нужно сказать, изложить. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений.
Третьим условием успешного речевого развития является вооружение средствами языка. Детям нужно предоставить образцы языка, способствовать созданию для них хорошей речевой среды» [17].
Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся на протяжении всех лет обучения невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего литературного развития.
В решении этой проблемы главное значение имеет реализация на уроках основных принципов развития речи.
Во-первых, активное руководство процессом развития речи. Этот принцип заключается в исключении стихийности в речевом развитии, создании нормальной, соответствующей речевой среды – условия развития правильной и грамотной литературной речи во всем её многообразии.
Во-вторых, это опора на единство языка и мышления, поскольку мысль реализуется в речи. Опора на мышление как основание развития речи предполагает собой непрерывное внимание к содержательной стороне речи.
Накапливая жизненный опыт, наблюдая и сравнивая, жизненные явления и ситуации, учащиеся переходят к анализу явлений, а затем соответственно к их обобщению.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию речи младших школьников посредством использования пословиц и поговорок
2.1 Постановка цели и задач опытно-экспериментальной работы
Целью опытно-экспериментальной работы является выявление уровня развития речи и использование пословиц и поговорок для повышения уровня развития речи младших школьников.
Предполагаемы результаты социально-педагогического консультирования:
развитие речевого аппарата;
увеличение словарного запаса посредством пословиц и поговорок;
развитие самосознания школьников посредством поговорок и пословиц народной культуры;
обучение детей определению и пониманию семантики пословиц и поговорок.
Эксперимент проходил в три этапа:
- начальный этап – выявление первоначального уровня развития речи младших школьников. Качественная и количественная оценка полученных результатов.
- формирующий этап – разработка и реализация системы заданий на основе пословиц и поговорок для развития речи младших школьников;
- констатирующий этап – проведение повторной диагностики развития уровня речи испытуемых. Постановка результатов и вывод об эффективности проведенной работы.
Выборка учащихся составила 20 человек, обучающихся МОБУ "Начальная общеобразовательная школа №11" Г. Бузулук Оренбургской области среди учащихся 3 класса.
Целью проведения начального этапа являлось выявление уровня владения младшими школьниками пословицами и поговорками о добре, а также установление их представленности в активном словарном запасе учащихся.
2.2 Разработка системы заданий для развития речи младших учащихся с помощью пословиц и поговорок
Второй этап работы – формирующий, состоит в усовершенствовании уровня владения пословицами и поговорками данной тематической группы. В ходе этого этапа проводилась работа, направленная:
- на обогащение словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками о добре;
- на формирование умений раскрывать их смысл (работа над значением пословиц и поговорок);
- на формирование умения соотносить тему предложенного текста с пословицей или поговоркой, группировать по значению.
Далее опишем приёмы работы, которые использовались нами на данном этапе эксперимента.
Для устранения трудностей, связанных с пониманием смысла пословиц, соотнесения пословиц и поговорок с основной мыслью текста, с употреблением их в своей речи с детьми целесообразно использовать следующие упражнения на уроках литературы.
Цель приведенных заданий – помочь детям понять народную мудрость, воплощённую в пословицах.
Задание 1.
Цель – раскрыть народную мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, развивать устную и письменную речь, мышление, внимание.
Развивать активный словарный запас младших школьников посредством пословиц и поговорок о добре.
1. «Где пословица сокрыта?» Составьте пословицу из слов, причём
берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
ДОРОГА (2), БЕРЕСТА (2), ОКОШКО (1), СОЛНЦЕ (1), СЛАВА (2),
ОЛОВО (4), ВЕЛОСИПЕД (1), КОШЕЛЁК (3), КЕКС (2), ПРИЯТЕЛЬ (5),
НОСОРОГ (2) (доброе слово и кошке приятно) [13].
2. Сопоставление пословиц и иллюстраций к ним. Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены под номерами в таком же количестве иллюстрации.
1.
Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «-».
3. Эпитет может быть самостоятельным и единственным средством выражения мысли в пословице, а может быть использован наряду с другими художественными приемами. Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность.
Уместным будет здесь такое задание:
Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные.
Кто любит (какие?) дела, тому и жизнь мила.
Слова: добрые, веселые, плохие.
Не важно лицо какое, было бы сердце (какое?)
Слова: большое, доброе, золотое, жесткое.
От доброго не бегай, а (какого?) не делай [14].
Слова: худого, хорошего, доброго.
Заключение
Настоящая работа была посвящена изучению возможности применения пословиц и поговорок для развития речи младших школьников в образовательном процессе.
Изучив теоретические основы, под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, под поговорками – народную мудрость. Данные малые жанры являются дидактическим материалом на уроках развития речи.
При разграничении пословиц и поговорок, необходимо учитывать общие признаки и признаки их дифференцирующие.
К общим признакам пословиц и поговорок можно отнести: краткость (лаконичность), устойчивость (способность к воспроизведению), связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) и принадлежность к искусству слова.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Берсеньева, К. Г. Русские пословицы и поговорки / К. Г. Берсеньева. – Москва : – Центрполиграф, 2015. – 300 с.;
2. Божок, А. Л. Фольклор как средство развития личности младшего школьника / А. Л. Божок // Вестник ТГУ. – 2011 – №12. – С. 180 – 182;
3. Гвоздарев, Ю. А. Язык есть исповедь народа / Ю. А. Гвоздарев. – Москва : Просвещение, 2000. – 143 с.;
4. Даль, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Даль. – Москва: Эксмо, 2009. – 640;
5. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – Москва : Русский язык, 2000. – 656 с.;
6. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. – Москва : Флинта, Наука, 2003. – 496 с.;
7. Каландарова, Н. Н. Уроки речевого творчества / Н. Н. Каландарова. – Москва : ВАКО, – 2016. – 160 с.;
8. Королёва, Т. П. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе / Т. П. Королёва // Начальная школа. – 2000. №7. – С. 58 – 61;
9. Кравцов, Н. И. Русское народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – Москва : Высшая школа, 2000. – 286 с.;
10. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – 3-е издание / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская – Москва : Просвещение, 2007. – 415 с.;
11. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей / Львов М. Р. – Тула : Просвещение, 2003. – 176 с.;
12. Новикова, А. М. Русское народное поэтическое творчество / А. М. Новикова. – Москва : Высшая школа, 2015. – 36 с.;
13. Померанцева, Э. В. Русские пословицы и поговорки / Э. В. Померанцева. – Москва : Детская литература, 2018. – 206 с.;
14. Пранцова, Г. В. Методика речевого развития учащихся в процессе освоения фольклора / Г. В. Пранцова // Известия ПгПу им. В. Г. Белинского. –2017 – № 28. - С 961–967;
15. Радченко, Е. А. Развитие речи у младших школьников на основе работы пословиц и поговорок / Е. А. Радченко // Проблемы формирования единого научного пространства. – Уфа : АЭТЕРНА, 2017 – № 242. - С 58 – 60;
16. Рыбникова, М. А. Русские пословицы и поговорки / М. А. Рыбникова. – Москва : АН СССР, 1961. – 232 с.
17. Сердюк, М. А. Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в начальной школе / М. А. Сердюк. – Борисоглебск : БГПИ, 2004. – 20 с.;
18. Тарабарина, Т. И. И учёба, и игра: русский язык / Т. И. Тарабарина. – Ярославль : Академия развития, – 2011. – 150 с.;
19. Толоконникова, Д. Ю. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения / Д. Ю. Толоконникова // Начальная школа. – 2009 № 4. – С. 39 – 41;
20. Хлебцова, О. А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах / А. А. Хлебцова. – Москва : МНЭПУ, 2004. – 209 с.;
21. Черногрудова, Е. П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках / Е. П. Черногрудова // Начальная школа. – 2019 № 1. – С. 29 – 32.