Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе рыночные отношения порождают естественное желание многих граждан иметь «свой бизнес», с помощью которого они будут увеличивать свою собственность. В конечном итоге это приводит к возникновению особого вида предпринимательской деятельности.
Предпринимательство понимается как деятельность, осуществляемая физическими лицами, предприятиями или организациями в целях производства, оказания услуг или купли-продажи товаров в обмен на другие товары или денежные средства в интересах заинтересованных лиц или предприятий или организаций.
Малый и средний бизнес в условиях рыночной экономики является важным сектором, который играет важную роль в определении темпов экономического роста, структуры и качества валового национального продукта. В то же время в этой сфере по-прежнему существует множество проблем, препятствующих ее развитию: необходимость совершенствования действующей общей налоговой системы, отсутствие четких механизмов финансирования, отсутствие мотивации к созданию собственного бизнеса. Все это подтверждает актуальность данной темы и определяет ее выбор.
Всем известно, что успех экономики России и рост ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности работы малых предприятий, это подтверждается опытом многих экономически развитых зарубежных стран.
Не случайно, хотя и не очень охотно, наше правительство во главе с президентом уделяет этому вопросу самое пристальное внимание.
Актуальность определяется также тем, что движение вперед невозможно без более или менее точной оценки современного российского малого бизнеса, что, вероятно, позволит осуществить наиболее успешное планирование и реализацию социально-экономических программ его поддержки.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство.
Предметом исследования – роль и проблемы развития малого и среднего бизнеса.
Цель работы – исследовать организацию малого и среднего бизнеса в общественном секторе экономики: отечественный и зарубежный опыт.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
изучить малое и среднее предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии территории;
рассмотреть организацию малого и среднего бизнеса в общественном секторе экономики;
раскрыть зарубежный опыт управления деятельностью органов местного самоуправления по регулированию поддержке малого предпринимательства.
Методологическую основу составляет диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, статистический, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как Д.И. Валигурский, Г.П. Журавлева, В.Д. Камаев, A.A. Кoчeткoв, Л.М. Куликов, Е.Н. Лобачева, И.П. Николаева, С.С. Носова, Т.М. Тимошина, А.Ф. Шишкин, С.А. Джавадова и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Малое и среднее предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии территории
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса
Все предприятия, которые являются составной частью национальной российской экономики, в соответствии с их размерами и общепринятой терминологии классифицируются на 3 группы: крупные, средние, малые.
Каждая группа обладает своими специфическими интересами, которые определяют стратегии их экономического поведения, как они относятся к проводимой государством политике, к вопросам социального, экономического, политического и национального характера .
Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время являются основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предприятия относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты, в основном, определяют экономическую и техническую власть страны. Тенденция монополизировать экономику, вступление и интеграцию маленьких и больших предприятий характерна для крупномасштабного предпринимательства. Сфера деятельности предприятий среднего размера, работающих на основе национальных интересов, является внутренним рынком. Предприятия среднего размера созданы из малых предприятий. И они - сеть владельцев частных предприятий, которые оказывают прямое влияние на уровень развития государства. Они также являются самым важным элементом экономики и индикатором стабильности и экономическим благополучием страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что указывает на их важность и высокую важность для всей экономики.
В мировой практике есть разные подходы к классификации «предпринимательства» и критериев классификации его как «Малый и средний бизнес». Наиболее часто используемые критерии включают: количество персонала малого предприятия (среднее число постоянных сотрудников и сотрудников рабочий неполный рабочий день); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, совокупный доход, товарооборот); тип деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель – это человек, который обладает желанием и возможностью реализации инновационной идеи. Все предпринимательство держится на инновационном моменте и коммерческой жилке руководителей. Но, такая ситуация была не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до современной ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально – экономической системе. Рассмотрим исторические этапы развития предпринимательства.
Этап становления предпринимательства определился с изменением политической системы. Старая система перестала существовать, а вместе с ней изменился коммерческий строй. Нового создать еще не успели, поэтому предоставили всем желающим возможность открыть собственное дело. Для предпринимателей этот этап оказался самым сложным. Поскольку законодательной базы не было, то не было и возможности отстаивать свои права. Многие коммерсанты были вынуждены решать возникающие проблемы самостоятельно. В это время возникли первые предпринимательские союзы и объединения .
Экстенсивный этап сменил этап становления. Развитию малого бизнеса способствовал закон о приватизации, образование частной собственности. На данном этапе наметились юридические основы предпринимательства. Государство принимает первые законы в поддержку малого предприятия. В законе были представлены первые требования и критерии принадлежности предприятий к категории малого бизнеса. Наметилась инфраструктура малых форм. На данном этапе многие предприниматели закрыли фирмы, потому что не смогли оценить перспективы развития бизнеса. В это время произошел переход к этапу санации.
Этап санации характеризуется периодом с 1996 года по 2003 годы. В это время продолжилось построение законодательства в сфере малого бизнеса. На государственном уровне были введены обязательные процедуры с посещением ПФР и ФОМС. Бюрократические проволочки привели к сокращению доходов малого бизнеса, поэтому большинство фирм с малыми ресурсами и потенциалом приняли решение о ликвидации. Слабым предприятиям не доставало средств для оплаты налогов, поэтому число малых предприятий сократилось. Такая ситуация сохранялась до 2003 года. В 2003 году существующие малые предприятия укрепились и продолжили свое развитие.
Кризис практически завершился, поэтому стали открываться новые ИП. В этот период государство обратило внимание на предпринимателей. На законодательном уровне были предложены эффективные инициативы. Предпринимательство перешло в четвертый этап.
1.2. Развитие малого и среднего бизнеса
С 2003 года по 2014 год предпринимательство развивалось очень быстрыми темпами. На законодательном уровне были приняты ряд инициатив, которые давали преимущества малому бизнесу. Предприниматели стали активными участниками экономических процессов. Наметился переход к современному состоянию.
Начинающие предприниматели часто имеют только идею и мечту о собственном бизнесе. Государство поощряет начинающих предпринимателей и помогает получить средства на открытие собственного дела. Для этого, бизнесмену необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства, составить бизнес — план и представить его на рассмотрение комиссии. Утвержденные комиссией планы получают поддержку в виде разовой выплаты. Деятельность малых форм регулируется законом.
В настоящее время у предпринимателей еще много проблем, но существует прочная связь между всеми элементами системы.
Субъектом малого бизнеса может быть гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если малое предприятие ведет не один вид деятельности, то есть выполняет работы по нескольким профилям, то оно может быть отнесено по критериям к тому типу деятельности, часть которого будет преобладать в годовом обороте или в объеме прибыли за год .
Среднюю численность работников за отчетный период на малом предприятии определяют при учете всех его работников, включая тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, а также совместителей при учете реально отработанного времени и работников представительств (филиалы и прочие обособленные подразделения соответствующего юридического лица).
Малые предприятия являются олицетворением малого бизнеса. По причине своей массовости в значительной степени малый и средний бизнес определяют социально-экономический уровень государства. С малым бизнесом связана та часть граждан, которые являются: собственниками малых предприятий, наемные работники, потребители выпускаемой (реализуемой) продукции (услуг). Малое и среднее предпринимательство способствуют вовлечению в область полезной для общества и экономики государства деятельности большую долю производственных факторов, которые по соответствующим причинам невозможно использовать средним и крупным предприятиям. Сектор малого бизнеса содействует быстрому созданию новых рабочих мест, решая при этом проблемы занятости населения.
В отличие от крупного бизнеса (производства), который ориентирован на массовый спрос, производство и продажу крупных партий стандартной продукции, малые фирмы с успехом функционируют в небольших рыночных сегментах.
Благодаря малому бизнесу хозяйство страны становится способным к быстрым структурным переменам.
Малые размеры предприятий дают возможность обеспечения технологической, производственной и управленческой гибкости, что способствует оперативному реагированию на изменения конъюнктуры рынка, внедрению научно-технических достижений, осуществлению эффективной инновационной деятельности. Выделим важные задачи, которые осуществляют предприятия малого бизнеса:
Ускоряют реструктуризацию собственности, структурную перестройку экономики, реформирование компаний;
Содействуют образованию эффективных собственников и появлению граждан со средним уровнем материального благосостояния;
Организуют предпринимательскую деятельность слоя населения в качестве основы роста эффективности экономики, что ведет к социально-политической стабильности в государстве и обществе;
Способствуют развитию конкуренции и преодолению отраслевого и регионального монополизма; создают материальную основу для более полной занятости в обществе, что ведет к сокращению количества безработных граждан; расширяют взаимодействие малых, средних и крупных фирм; укрепляют экономическую базу местных органов власти; Развивают сельские населенные пункты и небольшие городские поселения и др.
2. Организация малого и среднего бизнеса Российской Федерации в общественном секторе экономики
2.1. Анализ малого и среднего бизнеса Российской Федерации в 2019 г.
Активность в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 году стабилизировалась после существенного роста в 2018-м. Количество активных компаний в сегменте МСП в России в августе 2018 г. – марте 2019 г., по нашим оценкам, увеличилась на 0,3% г/г.
Лидерами по приросту количества новых компаний стали Камчатский край, Тыва и Чувашия.
В 25 регионах наблюдалось сокращение активных МСП, в их число попали Москва и Московская область с показателем 3,3%.
Секторы, связанные с потребителем, росли медленнее, добывающие – быстрее. Такая ситуация была связана с общими структурными вызовами, стоявшими перед российской экономикой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. – 2007. – № 164.
2. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 7-13.
3. Арутюнян, К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства / К.Н. Арутюнян // Право и жизнь. – 2018. - № 4. - С. 32-37.
4. Брижанина, Т.В. Малый и средний бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
5. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
6. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2020. – 519 с.
7. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
8. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
9. Горфинкель, В.Я. Малое и среднее предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2020. – 349 с.
10. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
11. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
12. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 288 с.
13. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития малых предприятий в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2020. - № 1. – С. 496-498.
14. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. – 2020. – № 5. – С. 62-66.
15. Мацаев, Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения / Э.В. Мацаев. – М: Юстицинформ, 2018. – 453 с.
16. Митрофанова, И.А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова, А.А. Эрентраут // Молодой ученый. – 2020. – №1. Т.1. – С. 130-135.
17. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2018. – № 11. – С. 248-250.
18. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2018. – 313 с.
19. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2020. – № 23. – С. 67-69.
20. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. – М.: Инфра-М, 2020. – 287 с.
21. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2018. – 543 с.
22. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 620-622.
23. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
24. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
25. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.