Фрагмент для ознакомления
2
Транспортная система является гарантией роста конкурентной среды государственного сектора экономического развития страны, а также уровня жизни населения.
Сегодня невозможно представить себе жизнь без транспорта в любой его виде (автомобильный, водный, железнодорожный и т.д.). При этом одним из часто встречающихся договоров в рассматриваемой сфере является договор грузоперевозки. Указанный договор для развития экономики страны играет большую роль.
При помощи грузоперевозок можно переместить груз в любом направлении, с использованием любого вида транспорта. Оборот грузоперевозок в России с каждым годом растет, что говорит об актуальности рассмотрения темы настоящего исследования.
Важно также указать, что система транспортных договоров имеет широкий охват и зачастую представляется договором перевозки грузов на любом виде транспорта, однако среди таких договоров имеются договоры, которые направлены не на саму перевозку грузов, а на их организацию, предусматривающие несколько перевозок, совершаемых в конкретной системе. Поэтому важно выделить организационные договоры по грузоперевозкам в отдельный вид договоров по перевозке грузов.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в сфере организационных договоров перевозки грузов.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие организационные договоры перевозки грузов.
Целью курсовой работы является анализ проблем правовой природы договора об организации перевозок грузов.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть общую характеристику организационных договоров в сфере перевозки грузов;
– выявить проблемы правовой природы организационных договоров в сфере перевозки грузов;
– рекомендовать пути решения проблем правовой природы организационных договоров в сфере перевозки грузов.
При написании работы использовались общенаучные и частно-научные методы, применяемые в юриспруденции: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический, обобщения судебной практики, анализ, синтез, и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: А.П. Адаменко, Л.В. Зарапина, Д.А. Гарбович, Р.А. Ласис, Е.П. Метревели, А.Н. Миннивалеева, Г.В. Вахитова, А.С. Петров, А.Е. Корнилова, и др.
Нормативно-правовой базой являются: Конституция РФ , Гражданский кодекс РФ , другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена характером поставленной цели, логикой изложения материала, является отражением поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика организационных договоров в сфере перевозки грузов
В гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Перевозка» договору об организации перевозок посвящена только одна статья, поэтому имеются многочисленные дискуссии о самостоятельности рассматриваемого договора в системе договоров перевозки.
Так, сегодня правоотношения в сфере перевозки регламентируются следующими документами:
1) ГК РФ,
2) Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее – УЖТ);
3) Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ);
4) Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ);
5) Воздушный кодекс РФ (далее – ВК) и др.
Гражданское законодательство регламентирует общие правила относительно перевозки на автомобиле, железнодорожном, водно и другом транспорте.
Указанные выше уставы, кодексы, наиболее подробно регламентируют рассматриваемые договоры, в отличие от гражданского законодательства.
Перевозка – вид предпринимательской деятельности, цель которого состоит в перемещении в пространстве грузов, багажа и людей (пассажиров) разным видом транспорта.
Перевозка груза тесно связано с экономикой страны, поскольку договоры в этой сфере являются, главным образом, хозяйственные, посредством которых реализовывается непосредственная взаимосвязь с промышленным сектором экономики, сельско-хозяйственными предприятиями как малого, так и крупного бизнеса, сферой торговли и т.д.
При анализе гражданского законодательства, в частности ст. 799 ГК РФ (ч. 2) можно сделать заключения, что в отношении рассматриваемых договор не могут применяться правила о возмездном оказании услуг, поскольку предметы нормативного регулирования этих договор имеют разный правовой характер.
Важно также указать, что в законодательстве в ст. 785 ГК РФ дается определение договора грузоперевозки, что нельзя сказать об организационных договорах в сфере перевозки грузов, поскольку положения о них содержаться только в одной статье Кодекса.
Организационный договор в сфере перевозки грузов мы считаем является:
1) двусторонний (договор заключается между двумя сторонами),
2) возмездный (одна сторона получает услуга взамен на денежное вознаграждение),
3) реальный,
4) консенсуальный,
5) публичный.
Предмет – существенное условие организационного договора в сфере перевозки, в качестве которого являются услуги по непосредственному перемещению порученного перевозчику груза в определенный сделкой пункт назначения.
Организационный договор в сфере перевозки составляется в обязательной письменной форме. При этом должна быть составлена и выдана накладная на груз, коносамент или иной документ, условия и форма которого не противоречат законам, уставам в рассматриваемой сфере .
Организационный договор в сфере перевозки стоит отличать от иных гражданско-правовых договоров, а именно тех, которые походи на исследуемый договор, к примеру, от договора транспортной экспедиции, где экспедитор должен не доставить груз в назначенное место и выдать его уполномоченному получателю груза, а именно за деньги и за счет другой стороны (отправителя или получателя груза) исполнить или организовать выполнение обусловленных условиями договора услуг по экспедиции груза, однако связанных с его перевозкой. Указанные действия включают, например, организацию грузоперевозки определенным транспортом и по маршруту, который выбрал клиент.
Одновременно укажем, что заключать договор транспортной экспедиции может как отправитель так и получатель груза.
На основании ст. 798 ГК РФ, можно сделать заключение, что стороны такого договора могут осуществлять перевозку как одноразова, так и систематически. Иными словами, может быть заключен договор долгосрочного сотрудничества на организацию грузоперевозок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.02.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 170.
6. Постановление Арбитражного суда Самарской области (АС Самарской области) от 29.09.2020 по делу № А55-24906/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Адаменко А.П., Зарапина Л.В. Конкретизация норм о сроках в договоре перевозки груза // Современный юрист. 2019. № 4 (29). С. 45-50.
8. Андреева Т.С. Договор перевозки грузов: общие положения и проблемы правового регулирования // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования сборник статей по материалам LXXX студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 162-167.
9. Баскакова И.В., Самойленко С.С., Дюрикенова Е.Д. Договор об организации перевозки грузов // Транспортное право и безопасность. 2018. № 3 (27). С. 15-23.
10. Биленко В.С. Договор об организации перевозки грузов автомобильным транспортом // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 762-764.
11. Дерюга Н.Н. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору перевозки грузов // Научные основы реализации магистерских программ: фундаментальные и прикладные аспекты материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права. 2019. С. 15-24.
12. Карпеев О.В., Котов А.В. Правовая природа договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте // Транспортное право. 2021. № 1. С. 14-18.
13. Маркелова А.А. Понятие договора перевозки // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2018. С. 264-266.
14. Миннивалеева А.Н., Вахитова Г.В. Еще раз к вопросу о правовом положении грузополучателя в договоре перевозки груза // Modern Science. 2019. № 4-2. С. 283-285.
15. Сигаева Т.А. Субъектный состав споров, возникающих из договоров об организации перевозки грузов железнодорожным транспортом // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. материалы международной научно-практической конференции : В 3-х частях. отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2018. С. 79-81.
16. Умарова А.А. Особенности ответственности по договорам перевозки грузов и пассажиров // Colloquium-journal. 2019. № 27-11 (51). С. 72-73.
17. Хаснутдинов А.И. Об ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Академический юридический журнал. 2018. № 4 (74). С. 36-43.
18. Широкова Я.А. Соотношение договора перевозки груза с иными видами договоров // Научно-практические исследования. 2020. № 1-1 (24). С. 137-139.