Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе 5
1.1. Понятие и сущность эластичности спроса 5
1.2. Эластичность предложения 7
2. Анализ современного состояния эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе 10
2.1. Примеры современного состояния эластичности спроса и предложения 10
2.2. Факторы, влияющие на формирование и величину спроса 17
3. Перспективы развития эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе 25
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современной экономической науке теория эластичности - одна из самых важных категорий и является одним из основных инструментов анализа рыночной конъюнктуры. Определяя эластичность продукта можно выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Отсюда возникает вопрос: что же такое эластичность?
Эластичность - это восприимчивость одной зависимой переменной к изменению другой переменной.
Впервые «эластичность» была сформулирована, обоснована и введена в экономику в 1890 году Альфредом Маршалом в научном труде «Принципы экономической науки». Внимательно рассмотрев рыночную структуру, А. Маршалл вводит в практику экономического анализа понятие эластичность.
Цель работы – изучить эластичность спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе;
провести анализ современного состояния эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе;
представить перспективы развития эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего системный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как Галанов В.А., Дворецкая А.Е., Звонова Е.А., Колпакова Г.М., Кропин Ю.А., Кузнецова Е.И., Купцов М.М., Нешитой А и др.
Информационной базой исследования послужили официальные данные, представленные в сети интернет.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты эластичности спроса и предложения. Применение эластичности в микроанализе
1.1. Понятие и сущность эластичности спроса
Эластичность – это показатель того, насколько изменится одна переменная при изменении другой, связанной с ней, величиной. Коэффициент эластичности – это степень количественного изменения одного показателя в ответ на изменения другого.
Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения [14, с. 48].
Для планирования своей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень «чувствительности» рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.
Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.
Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос: Коэффициент больше единицы – изменение цены на 1% вызывает изменение спроса более чем на 1%.
Неэластичный спрос: коэффициент меньше единицы – изменение цены на 1% изменяет спрос менее чем на 1% .
Единичная эластичность: Коэффициент равен единице – изменение цены на х% меняет величину спроса на эти же x%.
Абсолютно эластичный спрос (бесконечно эластичный): неограниченное изменение спроса вследствие даже незначительного изменения цены товара.
Абсолютно неэластичный спрос: объём спроса не изменится, даже если производители сильно изменят цену на товар.
Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен
Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.
На ценовую эластичность спроса влияют:
важность товара для потребителей (если товар является необходимым в повседневной жизни, то спрос на него будет неэластичен к изменению цены и наоборот);
наличие на рынке товаров-заменителей и их доступность для потребителей;
доля расходов на товар в бюджете потребителей (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов покупателя, тем более чувствителен будет спрос к изменению цены);
уровень насыщения рынка данным товаром (если рынок сильно насыщен каким-либо товаром, то вероятность того, что производители смогут сильно стимулировать сбыт с помощью снижения цен мала и наоборот);
разнообразие в использовании товара (чем больше различных сфер использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него). Этим объясняется то, что спрос на универсальное оборудование, обычно, эластичнее спроса на специализированное) [16, с. 50].
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.
Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, др.;
доля стоимости товара по отношению к бюджету семьи;
вкусовые предпочтения потребителей.
Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.
Виды товаров:
взаимозаменяемые товары – например, масло и маргарин: рост цены на масло вызовет рост спроса на маргарин (положительный коэффициент эластичности спроса (Ed > 0));
взаимодополняемые товары – например, профессиональные фотокамеры и объективы на фотокамеры: рост цен на объективы может привести к сокращению потребления фотокамер (отрицательный коэффициент эластичности спроса (Ed < 0));
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2019. - 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2018. - 154 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. - М.: Юрайт, 2018. - 154 c.
4. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2019. - 521 c.
5. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2018. - 499 c.
6. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. - 815 c.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 202 c.
8. Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова. – М.: ГАРАНТ, 2018. – 154 с.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. - 494 c.
10. Вершинин, П.С. Тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности региона / П.С. Вершинин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2020. – № 4. - С.104-106..
11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 110 c.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев. – М.: Юрайт, 2017. - 238 c.
13. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 127 c.
14. Журавлева, Г.П. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Г.П. Журавлева, Л.Г. Чередниченко. - М.: Инфра-М, 2018. - 448 c.
15. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 608 c.
16. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина. - М.: Маркет ДС, 2020. - 384 c.
17. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 350 c.
18. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов / С.Н. Митяков, Е.С. Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. – 2020. – № 3. – С. 32-36.