Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рост растений неравномерен. Стадии интенсивного роста чередуются с периодами пониженной активности, после чего рост может снова увеличиться. Для роста растений на любой стадии онтогенеза возможен период покоя. В это время, хотя обменные процессы продолжаются, они идут с очень низкой скоростью.
Покой - это состояние растений или отдельных органов, характеризующееся отсутствием видимого роста, крайней степенью угнетения дыхания и снижением интенсивности превращения веществ. Покой - понятие относительное. Показано, например, что в покоящихся органах происходят специфические процессы клеточной дифференцировки, без которых последующий переход органа к активному росту был бы невозможен.
В состоянии покоя могут быть семена, почки, луковицы, клубни и корневища.
Многие деревья умеренной зоны растут только в течение нескольких недель после начала роста, а затем вступают в период так называемого летнего покоя. В этот период фотосинтез довольно интенсивен, но роста нет. В то же время наблюдается высокая метаболическая активность, благодаря которой в верхушечных бутонах формируются листья и цветки, которые распускаются на следующий год.
Летний отдых может быть прерван внесением повышенных доз удобрений, хорошей влагообеспеченностью или дефолиацией. Сокращение продолжительности дня в конце лета приводит к тому, что многие деревья вступают в период глубокого покоя, который может быть прерван низкими температурами зимой.
Изменение фотопериодизма вызывает образование росто-тормозящих веществ и снижает синтез росто-активирующих гормонов, т. е. метаболизм дерева переходит на уровень, соответствующий состоянию зимнего покоя.
С наступлением весны синтетический аппарат, выключенный в точках роста, должен как-то включиться. Это может происходить либо путем постепенного разрушения ингибиторов, либо путем образования веществ, которые действуют как метаболические антагонисты ингибиторов. Предполагается, что растения используют оба метода.
Только у некоторых растений семена после выхода из плода способны прорастать сразу; большинство семян проходит период покоя, который характеризуется низким содержанием воды, низким обменом веществ, высокой устойчивостью к холоду, жаре и т. д.
Степень изученности проблемы. Теме роста растений посвящены труды многих ученых.
Существенный вклад в изучение проблем состояния покой у растений сделали такие авторы, как Н.Д. Алехин, Т.Л. Ауэрман, С.И. Избранова, Л.Ф. Кабашникова, В.В. Кузнецов, С.С. Медведев, А.Т. Мокроносов, Н.Н. Новиков, Н.В. Пахарькова, В.В. Рогожин, И.Ю. Усманов, А.С. Фамицын, Л.А. Чудинова, Н.И. Якушкина и др.
Объектом данной работы будет выступать рост и развитие растений. Предметом – покой у растений.
Цель исследования: изучить особенности состояния покоя у растений.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности роста и развития растений;
- охарактеризовать сезонные явления в жизни растений;
- проанализировать виды покоя растений; внутренние и внешние условия перехода растений в состоянии покоя и выхода из нег;
- определить сущность покоя семян;
- рассмотреть покой у комнатных цветов.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание.
Основные источники полученной информации: официальные, научные и литературные источники.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Объем исследования: 30 страниц печатного текста.
Глава 1 Особенности роста и развития растений
1.1 Рост и развитие растений
Рост - это увеличение массы, объема, размеров отдельных органов и всего тела .
Развитие - это качественное изменение, которое последовательно происходит в организме (появление цветка, раскрытие бутона, образование плодов) .
Одним из главных свойств растительных организмов является их способность расти на протяжении всей жизни. Рост охватывает процессы, в ходе которых растение формирует свое тело, увеличивая массу и размеры тела.
Растения растут только при «нужных» им условиях окружающей среды. Температура, влажность, воздух и свет особенно важны для роста. Каждое растение хорошо растет при оптимальной температуре. Допустим, для пшеницы лучшая температура составляет 25-27 ° С. Для всех растений рост замедляется, когда температура воздуха падает до 0 ° С. При температуре 20-25 ° С. При этом рост большинства растений увеличивается, а если слишком высокий - снова замедляется.
Некоторые ранневесенние растения (сибирский Гай, сонная трава, подснежник) могут расти при относительно низких температурах воздуха. Это также характерно для растений в полярных и высокогорных районах. Привыкая к определенным температурам, растения могут расти как в холодной тундре, так и в жаркой пустыне.
Мало того, кроме тепла, растению еще требуется влажность почвы и воздуха. При недостатке воды и растворенных в ней минералов, происходит обезвоживание растений. При недостатке света (в темноте) происходит обесцвечивание растений. В темноте прорастают клубни картофеля. Молодые побеги их бесцветные, хилые, сильно вытянутые в длину. Если таким растениям дать достаточно света, они позеленеют и начнут активно фотосинтезировать.
В процессе роста растений особую роль играют регуляторы роста, образующиеся в верхней части побега. Это такие вещества, как витамины, гормоны и ферменты. Регуляторы роста имеют влияние сперва на цитоплазму молодых клеток, вызывая в ней изменения, связанные с делением клеток и ростом их мембран. Они также участвуют в дифференцировке тканей, а также ускоряют образование придаточных корней у растений в процессе вегетативного размножения.
Вместе с ростом растений осуществляется их развитие. Процессы роста и развития в растительном организме взаимосвязаны .
У цветковых растений развитие берет начало с первого деления оплодотворенной яйцеклетки. Затем идет рост и развитие вегетативных органов растений, период размножения, а затем – старение и гибель. На каждой стадии жизненного цикла растительный организм претерпевает качественные изменения. Этот путь качественных преобразований растительного организма называется развитием.
Совокупность стадий развития организма от появления семенных побегов до гибели называется жизненным циклом растений.
У каждого растения, начиная с прорастания семян, происходят изменения, которые можно увидеть при наблюдении за его развитием. Эти изменения в развитии рассматриваются в соответствии с фазами, которые растение последовательно проходит в течение своего существования. У
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алехин, Н.Д. и др. Физиология растений: учеб. для вузов / Н.Д. Алехин. – М.: Издательский центр 33 «Академия», 2005. – 143 с.
2. Ауэрман, Т.Л. Основы биохимии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Л. Ауэрман, Т.Г. Генералова, Г.М. Суслянок. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 400 с.
3. Древесные растения Якутии и низкотемпературный стресс / К.А. Петров [и др.] // Физиология растений. – 2011. – № 6. – С. 866-874.
4. Избранова, С.И. Физиология растений: Методические материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов 3-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки: 44.03.01 /. авт.-сост. С.И. Избранова. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. – 42 с.
5. Кабашникова, Л.Ф. Фотосинтетический аппарат и потенциал продуктивности хлебных злаков [Электронный ресурс] / Л.Ф. Кабашникова. – Минск: Белорусская наука, 2011. – 330 с.
6. Кузнецов, В.В. Физиология растений / В.В. Кузнецов, Г.А. Дмитриева. – М.: Высш. шк., 2006. – 742 с.
7. Кузнецов, В.В. Физиология растений в 2 т. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.В. Кузнецов, Г.А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с.
8. Малый практикум по физиологии растений / под ред. А.Т. Мокроносова. – 9-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 202 с.
9. Медведев, С.С. Физиология растений / С.С. Медведев. – СПб.: Издво С.-Петерб. ун-та, 2004. – 336 с.
10. Мокроносов, А.Т. Фотосинтез. Физиолого-экологические и биохимические аспекты / А.Т. Мокроносов. – М., 2006. – 448 c.
11. Новиков, Н.Н. Биохимия растений [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Новиков. – М.: Колос С, 2012. – 679 с.
12. Пахарькова Н.В., Сорокина Г.А., Шубин А.А. Влияние загрязнения воздушной среды на зимний покой древесных растений / Н.В. Пахарькова, Г.А. Сорокина, А.А. Шубин // Теоретическая и прикладная экология. – 2012. – №2. – С.20-25
13. Рогожин, В.В. Биохимия растений: учебник для студентов вузов / В.В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2012. – 432 с.
14. Усманов, И.Ю. Экологическая физиология растений / И.Ю. Усманов, З.Ф. Рахманкулова, А.Ю. Кулагин. – М.: Логос, 2001. – 37 с.
15. Фаминцын, А.С. Обмен веществ и превращение энергии в растениях. В 2 ч. Часть 2 / А.С. Фаминцын. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 354 с.
16. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений [Электронный ресурс]: учебник / Н.Н. Третьяков и др.; под ред. Н.Н. Третьякова. – М.: КолосС, 2013. – 656 с.
17. Физиология растений: учебник / [Н.Д. Алехина и др.]; под ред. И.П. Ермакова. – М.: Академия, 2017. – 640 с.
18. Флуоресцентная диагностика зимнего покоя хвойных в урбоэкосистемах с различным уровнем загрязнения воздушной среды / Н.В. Пахарькова [и др.] // Журнал СФУ. Химия. – 2019. – № 4. – С. 359-367.
19. Чудинова, Л.А. Физиология устойчивости растений: учеб. пособие к спецкурсу / Л.А. Чудинова, Н.В. Орлова; Перм. ун-т. – Пермь, 2016. – 124 с.
20. Якушкина, Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 177 с.