Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальностью выбранной темы курсовой работы является, Одна из задач государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков. Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. Эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В течение всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка, страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у России.
Внешнеторговая деятельность - одна из важнейших отраслей российской экономики, государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется строго в рамках установленных законодательством РФ методов. Исчерпывающий перечень этих методов закреплен в ст.12 Федерального закона N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и включает в себя: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
В приведенной классификации специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, предусмотренные комментируемым Законом, относятся к методу нетарифного регулирования и направлены на защиту российской экономики.
Смысл и содержание рассматриваемых мер могут быть раскрыты следующим образом: это совокупность особых видов пошлин и квот, вводимых государством с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, наносящей существенный ущерб национальному производству.
В зависимости от конкретных условий и факторов, негативно влияющих на состояние российской экономики, определяется та или иная мера, призванная нейтрализовать их воздействие. В общем виде такие факторы можно отнести к двум группам: факторы недобросовестной конкуренции - демпинговый или субсидируемый экспорт иностранных товаров, наличие которых влечет за собой введение антидемпинговых или компенсационных мер; факторы обычной (добросовестной) конкуренции - возросший импорт товаров, для защиты от которого предусмотрена специальная защитная мера. Рассмотренное принципиальное отличие обусловливает специфику самих мер и во многом объясняет некоторые особенности их регламентации комментируемым Законом.
В настоящее время специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры превратились в весомый инструмент конкурентной борьбы в мировой торговле с явно выраженной протекционистской направленностью.
Объект исследования: меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предмет исследования: применение компенсационных мер при импорте товара.
Цель курсовой работы – изучение компенсационных мер при импорте товаров.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
изучить общие принципы применения компенсационных мер при импорте товара;
определить порядок введения и применения компенсационных мер при импорте товаров на территорию ЕАЭС;
выявить порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот;
изучить проблему антидемпингового регулирования в современной международной торговле.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы компенсационных мер при импорте товаров
1.1 Понятие применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
Демпинг – это ситуация, когда товар на экспорт поставляется по более низкой стоимости, чем такой же, продающийся в стране-экспортёре. Однако если товар продаётся по цене более низкой, чем у отечественного производителя, это демпингом называться не будет, а потому ни одна антидемпинговая мера не понадобится.
Та или иная антидемпинговая мера применяется в следующих случаях.
1. Если поступила жалоба со стороны промышленности из страны-импортёра и состоялось специальное расследование.
2. Данное расследование обнаружило наличие демпинга, угрожающего нанесением материального ущерба или уже причинившего его национальной промышленности, а также если наличие демпинга приводит к замедлению развития той или иной отрасли .
Расследование, итак, прежде чем будет применена антидемпинговая мера, проводится обязательное расследование после подачи местной промышленностью соответствующей жалобы. В ней приведены доказательства продажи товаров на экспорт по ценам, которые ниже установленных рыночных, то есть более низкие, чем средние издержки. Это будет значить, что местные предприятия имеют право требовать, чтобы была применена антидемпинговая мера.
В жалобе должны присутствовать данные о товарах, против которых возбуждено расследование, с конкретными описаниями всех технических параметров и физических свойств. Далее перечисляются известные производители, известные импортёры данных товаров в страну, объём импорта этих товаров, средние цены продаж из страны, подозреваемой в демпинге, исчерпывающие данные о предприятиях и производственных мощностях в этой стране и о производственном процессе относительно данных товаров - всё это в стране демпинга. Если объем доказательств, собранных в жалобе, удовлетворит следственный орган, то расследование неминуемо начнётся, а за ним последует и антидемпинговая мера. Извещение о начале расследования должно быть опубликовано.
Пути расследования, наиболее важный фактор, содержащийся в расследованиях, за которыми последуют антидемпинговые компенсационные и специальные защитные меры, - это точное соблюдение времени подачи информации. К примеру, предоставить комментарии относительно суррогатной страны нужно максимум за две рабочие недели, а чтобы заполнить вопросник, нужно обязательно уложиться максимум в сорок рабочих дней. Некоторые страны идут на уступки и продлевают эти сроки, если, опять-таки, вовремя подано соответствующее заявление, в котором просьба об отсрочке будет основательно мотивирована. В остальных государствах никаких продлений не дают .
Если информация не подана или подана слишком поздно, это будет расценено как отказ от сотрудничества, значит, шансов на успех практически не остаётся. Предмет расследования изучается специальным органом, который собирает данные разными путями. Обычно экспортёру или производителю предлагают вопросник для заполнения, где содержатся многие десятки вопросов относительно экономического состояния данного предприятия. Через тридцать семь дней после опубликования извещения о расследовании вопросник должен быть заполнен и сдан, из них тридцать - собственно на заполнение, а семь - на пересылку.
Орган расследования после подачи этих данных проводит проверочный визит, чтобы во время выезда на предприятие соотнести полученную
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Таможенный кодекс ЕАЭС : офиц. текст [по состоянию на 2021 г.]. – М. : Эксмо-Пресс, 2021. – 480 с.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 05.04.2021) Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 505 «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза»
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.08.2018 № 141 «Об установлении на 2019 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза…».
8. Решение Коллегии Евразийской Экономической комиссии от Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 № 83 (ред. от 16.10.2018) «Об утверждении перечня товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта».
9. Приказ ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров» (применяемый в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615).
10. Антоненко А.В., Тынникова Н.А. Влияние тарифных квот на импорт и производство мяса птицы в ЕАЭС // Аналитический портал «Евразийские исследования», 16 июня 2017 г.
11. Евгений Людвиг. Квотирование импорта мяса: необходимая реальность // Конкуренция и рынок - Июнь 2010 №46 . – 116 с.
12. Белова Е.А. Россия и торговые споры в ВТО: Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 7. – С. 120-131.
13. Витюк В.В., Федоренко К.П. Антидемпинговые меры и практика их применения в торгово-экономических отношениях Российской Федерации со странами – членами БРИКС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2017. – № 4(81). – С. 5-22.
14. Воронина А.К., Улида В.В., Маркарьян Ю.А. Антидемпинговое регулирование мирового рынка различных отраслей на современном этапе // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 6(9). – С. 195-202.
15. Екатерина Пономарева. Ах, это сладкое «квотирование импорта». [Электронный Ресурс]. – статья из РБК daily. – http://www.agro.ru/news/
16. Киреев А.В. Международная экономика. [Электронный Ресурс]. – http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli/tarifnaya-kvota-1.html
17. Михайлова А. Н. Практика и перспективы применения мер защиты внутреннего рынка // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1).
18. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз: таможенно-тарифное регулирование общего рынка. – СПб.: Интермедия, 2018. 254 с.
19. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз : меры торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные, специальные : монография. – М. : Проспект, 2020. - 344 с.
20. Наумова Т.С., Холостякова К.В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения [Электронный ресурс] // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 8. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2016/8/economics/naumovakholostyakova.pdf
21. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org
22. Официальный сайт Всемирной торговой организации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org
23. Писенко К.А. Финансово-правовые аспекты регулирования уплаты антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин во внешней торговле в контексте евразийской интеграции // Финансовое право. 2017. N 8. – С. 19 - 23.
24. Попов В. В., Нефёдова Я. М. Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. №5. URL: https://moluch.ru/archive/139/39151/
25. Правовая база «КонсультантПлюс. Интернет-версия» - http://base.consultant.ru/
26. Расследования, проводимые в целях применения мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/rassledovaniya/Pages/default.aspx
27. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения. Рассчитан по методике Всемирного банка (The World Bank) [Электронный ресурс] // Гуманитарная энциклопедия. Аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info
28. Свободные экономические зоны: мировая практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://world-economic.com/ru/articles wej-114.htm
29. Старкова О. Я. Конкуренция и государственная поддержка как условия развития аграрного сектора экономики // Пермский аграрный вестник. – 2015. – № 9. – С. 86-91.
30. Словарь финансовых терминов. [Электронный Ресурс]. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/14138
31. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.