Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях очень важна роль производственного потенциала организации. Производственный потенциал организации является сложной, структурой и теоретическое понятие сущности потенциала как основы экономического развития организации позволит оценить организацию производства и совершенствования его экономических процессов.
Термин производственного потенциала в отечественной науке начали разрабатывать с 70-х гг. ХХ в. В определениях потенциала, встречающихся в литературе у различных авторов, делается акцент либо на материальной (ресурсной) составляющей, либо на возможностях, способностях и скрытых резервах.
Понятие производственного потенциала обычно подразумевает выявление имеющейся потенциальной возможности экономического роста, это означает, что имеющиеся ресурсы (трудовые, материальные, производственные и т.д.) не были задействованы и полностью разработаны или использованы, возможно, из-за отсутствия инфраструктуры. Современные условия предъявляют требования к поиску и применению новых подходов к построению и использованию производственного потенциала предприятий, которые предоставляют возможности для определения и использования внутренних резервов экономического роста.
Важный экономический параметр деятельности организации – оценка формирования производственного потенциала и эффективности использования. Отсутствие механизмов экономического контроля, научно обоснованных для условий управления рынком и оценка состояния предприятий с точки зрения эффективности формирования экономических ресурсов и использование уменьшает инвестиционную активность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Это требует поиска новых методик для оценки производственного потенциала.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что реальные условия функционирования предприятия определяют необходимость проведения анализа уровня производственного потенциала предприятия и его оценки, которая позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выявить наиболее рациональные направления распределения финансовых ресурсов.
Результаты анализа уровня производственного потенциала предприятия позволяют выявить уязвимые места, требующие разработки мероприятий по их ликвидации.
Цель курсовой работы заключается в изучении анализа эффективности использования производственного потенциала: материалоемкости производства, фондоотдачи основных средств, производительности труда.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования производственного потенциала предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику анализируемого предприятия;
- провести анализ производственного потенциала предприятия на примере АО «ПОЗИТ».
Объектом исследования является акционерное общество АО «ПОЗИТ».
Предмет исследования – анализ производственного потенциала предприятия.
1. Теоретические основы использования производственного потенциала предприятия
1.1 Понятие и сущность производственного потенциала предприятия
Потенциал предприятия - это все находящиеся в распоряжении предприятия ресурсов (их еще называют стратегическими), которые определяют возможности развития и границы функционирования на профильном рынке.
К стратегическим ресурсам можно отнести те, которые необходимы для принятия и реализации соответствующих стратегических решений, но объемы и структура этих ресурсов зависит от условий их применения:
- условия кризиса - финансовые или другие ликвидные активы, кредитные линии;
- нормальные условия - технологии, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты.
Потенциал коммерческой организации - способность преобразовывать материальные и интеллектуальные ресурсы в ценности для покупателей, которые обеспечивают получение рентабельной прибыли при максимально эффективном использовании необходимых ресурсов [2].
Ресурсы предприятия, которые необходимы для производства готовой продукции, включают в себя: производственное оборудование,
производственные площади, технологические процессы, кадровый потенциал, информационный потенциал, финансовое обеспечение, материальные и интеллектуальные ресурсы.
Необходимо отметить, что термин «потенциал» коммерческого промышленного предприятия - это интегрированная совокупность частных видов потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, продаж (сбытовой), поставщиков, инвестиционный, инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, НИОКР, производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия), покупателя, конкурентной безопасности.
Все перечисленные потенциалы, имеющиеся на предприятии можно объединить в общее понятие - производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия.
Единого понятия «производственный потенциал» не существует.
Одним из первых понятие производственного потенциала использовал академик А.И. Анчишкин, он утверждал, что производственный потенциал представляет собой набор ресурсов, принимающих в процессе производства форму факторов производства [12].
По мнению Э.Б. Фигунова, производственный потенциал предприятия - это совокупность ресурсов, в результате использования которых производится определенное количество материальных благ; ресурсы производства, количественные и качественные их параметры, определяющие максимальные возможности по производству профильной продукции в каждый момент установленного периода [15].
Специалистами в данной области был проведен сравнительный анализ понятий производственного потенциала, который позволил выделить два подхода. Первый подход определяет производственный потенциал как величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Данный подход можно отнести к ситуационному подходу, так как в основе лежит оценка готовых результатов деятельности в данное время и в заданных рыночных условиях. Использование первого подхода эффективно при оценке текущего (оперативного) состояния и стоимости предприятия, для разработки текущих и краткосрочных планов.
Суть второго подхода заключается в определении потенциала, стратегической возможности использования имеющихся ресурсов с максимальной эффективностью в будущем, с учетом оценки рисков и применяется при разработке конкурентной стратегии.
Таким образом, можно сказать, что производственный потенциал предприятия - это потенциальный объем производимой профильной продукции, потенциал основных фондов и оборотных средств, потенциал возможностей сырьевых и материальных ресурсов, способности кадрового потенциала, финансовый потенциал [14].
Критерии, оценки конечных результатов использования производственного потенциала:
- уровень использования производственных мощностей;
- объем реализации готовой продукции за установленный период;
- наличие сформированного портфеля заказов;
- уровень обеспеченности оборотным капиталом;
- рыночная стоимость предприятия;
- производительность труда; материалоемкость [13].
К особенностям производственного потенциала относятся следующие:
- целостность - все элементы потенциала служат общей цели, поставленной перед предприятием;
- сложность - потенциал включает в себя несколько частных потенциалов, и каждый из которых обладает своим потенциалом и взаимодействует с ними;
- взаимозаменяемость, альтернативность и приоритетность элементов;
- взаимосвязь и взаимодействие - это качественная и количественная взаимосвязь, которая выражена мерой соответствия и соотношения имущественных и интеллектуальных факторов производства;
- способность воспринимать новейшие достижения НТП, способность к развитию и использованию новых технологических идей;
- гибкость, проявляется в способности предприятия переориентации производства на выпуск новой продукции;
- мощность - показывает место конкретного предприятия в отраслевом и народнохозяйственном потенциалах [13].
Таким образом, главное значение производственного потенциала предприятия заключается в формировании и создании новых стоимостей, а его элементы должны целенаправленно адаптироваться к требованиям заказчиков производимой продукции, но это возможно только тогда:
- когда вещественно натуральная форма и количественное соотношение его составляющих делают его способным функционировать как стоимость, создающую стоимость и прибавочную стоимость;
- когда состав и характеристики элементов производственного потенциала предприятия соответствуют и определяются параметрами изготовляемой продукции.
Определение имеющегося производственного потенциала, разработка и применение новых стратегий активизации его использования, в конечном счете, приводят к лидирующему функционированию на профильном рынке в условиях конкуренции.
1.2 Обзор методик анализа производственного потенциала
Оценка производственного потенциала - это многоступенчатый измерение составляющих производственного потенциала на основе системы экономических показателей.
Проблема измерения величины производственного потенциала весьма важна как в теоретическом, так и практическом плане. Знание производственных потенциалов предприятий позволяет определить суммарный потенциал отрасли и народного хозяйства, создает основу для обеспечения сопряженности смежных предприятий и производств. Значение производственных потенциалов предприятий необходимые для выявления затрат производственных ресурсов (величин его элементов), которые требуются для оптимизации национально-хозяйственных или отраслевых темпов и пропорций развития, определение направлений инвестиционной политики. Величина производственного потенциала представляет собой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 280с.- (Серия «Высшее образование»).
3. Григоренко О.В. Экономика предприятия и управление организацией: Учебное пособие / О.В. Григоренко, А.Н. Мыльникова, И.О. Садовничая. - М.: Русайнс, 2017. - 48 c.
4. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Л.Г. Паштова, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
5. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Л.Г. Паштова, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 126 c.
6. Еремеева Л.Э. Экономика предприятия: Учебник / Л.Э. Еремеева. - М.: Academia, 2019. - 272 c.
7. Жиделева В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Инфра-М, 2020. - 39 c.
8. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: Форум, 2017. - 208 c.
9. Канке А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.
10. Растова Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
11. Романова А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с.
13. Сергеев И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 511 c.
14. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
15. Фокина О.М. Экономика организации (предприятия) / О.М. Фокина, А.В. Соломка. - М.: КноРус, 2018. - 486 c.
16. Фридман А.М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2019. - 464 c.
17. Чайников В.В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: Юнити, 2019. - 439 c.
18. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: Учебник для академического бакалавриата / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 410 c.
19. Экономика предприятия./ Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2020.-352с.: ил.- (Серия «Учебники для вузов»).
20. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА-М, 2019.- 432с.- (Серия «Высшее образование»).
21. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. О.И. Волкова.- М.: ИНФРА-М,2019.- 416с.
22. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 367 с.