Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования
Одежда может прикрывать, скрывать и одевать, но она также может обнажать, открывать и демонстрировать
У России есть определенная внутренняя сила на всех уровнях. Что касается моды и стиля, они всегда привлекали внимание, хотя долгое время были недоступны для многих. При политическом режиме мода и стиль принадлежали аристократам и высокому классу.
В истории российской моды есть устоявшиеся тенденции. Как конструктивизм 20-х годов. Это было художественное движение, которое все воспринимало по-новому. Человеческое тело было сосудом для нового самовыражения, и это тоже можно было увидеть в моде. Практичная одежда простых геометрических форм. Любовь Попова создала платье-лоскут, которое имело как художественное, так и практическое применение.
Варвара Степанова и Татлин ввели понятие «производственная одежда» и устранили все, что создавало «шум» вроде графики, сделав акцент на пуговицах и швах. Но при режиме это было просто экспериментом, и проекты никогда не производились. Но это был серьезный шаг и вдохновение для будущих модных коллекций. Так возникла концепция прет-а-порте. Шанель, Миу Миу, Пьер Карден черпали вдохновение из русского конструктивизма
Но, мы не должны забывать о традиционной одежде, «сарафане», который имеет европейские корни по своему происхождению, но был принят Россией и сохранялся как национальный символ до 18 века, когда Петр Великий обязал всех членов двора носить одежду. Европейская одежда.
Платье «сарафан» больше всего известно своей вышивкой и яркими цветами, контрастирующими с белыми рубашками. Со временем он стал ассоциироваться с народными праздниками, но также превратился в более простую версию, которую мог носить средний класс.
Русские балеты также внесли удивительный вклад в мир российской моды. Костюмы просто потрясающие, сшиты и вышиты с таким вниманием к деталям, что до сих пор завораживают. Они выставлялись в таких галереях, как Национальная художественная галерея в Вашингтоне.
Также в Москве проходят выставки, например, «Мода как зеркало истории: 200 лет российской моды». Ретроспектива, показывающая историю моды с 1880-х годов до советских времен и современной России. У каждого предмета одежды есть своя история, это показывает выставка в российском этнографическом музее Выставка «Русский народный костюм» впервые экспонировалась в выставочных залах Фонда «Пьер Берже – Ив-Сен Лоран» в Париже с марта по август 2009 года. Отбор коллекции производился совместно специалистами музея и господином Берже.
Выставка включает в себя пятьдесят костюмных комплексов, бытовавших во второй половине XVIII – XX веках в разных регионах России. Она позволяет дать полное представление о локальных, половозрастных и обрядовых особенностях народной одежды русских. На материале женской одежды демонстрируются сложившиеся в разные исторические эпохи основные типы костюмных комплексов: наиболее архаичный комплекс с поясной одеждой «поневой», характерный для южнорусских и некоторых областей центрально-русских губерний; комплекс с сарафаном, типичный первоначально для населения северной и центральной России, а также русских на Урале и в Сибири; комплекс с полосатой юбкой, сформировавшийся под влиянием польской и белорусской традиций и получивший распространение в однодворческой среде южнорусских губерний. Тема половозрастных различий в одежде реализуется с помощью показа детских, девичьих, женских, мужских и старушечьих костюмов. В качестве обрядовой одежды представлены костюм просватанной девушки, венчальный и костюм второго дня свадьбы.
Объектом исследования является исторические события в государства, которые нашли свое отражение в модных тенденциях исторического периода истории русского костюма XVI – XX веков
Предметом исследования – история русского костюма по материалам музейного собрания российского этнографического музея в исторический период с XVI – XX веков
Целью работы – определить значение истории русского костюма по материалам российского этнографического музея в России и их неотъемлемую связь с историческими событиями того времени.
Цель работы определяет следующие задачи:
-рассмотреть историю русского костюма в России XVI – XX веков;
-раскрыть связь между модными тенденциями и историческими событиями;
-рассмотреть изменения в моде разных слоев населения;
-познакомиться с модными тенденциями, приходящими из – за границы;
-рассмотреть один из известнейших русских музеев – «Русский этнографический музей», показывая универсальные для традиционной культуры любого народа параметры рассмотрения одежды.
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния истории русского костюма на мировую культуру моды.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: искусствоведческий, журналистский, литературный, педагогический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Методологическая основа работы показала, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании истории «Мировой культуры моды» в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины
Глава 1. Русский костюм в начале XVII века
1.1. Костюм русских в начале XVII века
Для отделки костюма и пошива теплой зимней одежды использовали мех (пушнину). Простой - бараний, заячий и козий. Затем - лиса бурая, куница, белка, выдра, росомаха. Высоко ценился мех соболя, бобра, чернобурки, песца и горностая, поэтому эти виды меха шли на одежду самых богатых.
Платье состояло из трех слоев - исподнего, комнатного и уличного. Оно было холодным - на подкладке и теплым - на меху; накладным - одевалось через голову или распашным. Памятник письменности середины XVI века Домострой [11] предписывал иметь в хозяйстве три платья - обветшавшее для работы, чистое повседневное и лучшее праздничное. Роль нательного белья исполняла сорочка, которую у мужчин дополняли порты. Дома или на дворе поверх белья надевали верхнюю одежду: у мужчин - распашной зипун и верхние штаны, у женщин - комплекс с сарафаном (шубкой) в разных вариациях.
Например, промежуток между сорочкой и сарафаном занимала верхница - более нарядная верхняя рубаха. Ноги до колен утепляли чулками-ноговицами и вязаными носками. Выходя на ули
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Рабинович М.Г. Одежда русских XIII.XVII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы / Отв. ред. М.Г. Рабинович. М., 1986.
2. Забелин И.А. Домашний быт русских царей в XVI и XVII cтолетиях. М., 2005.
3. Забелин И.А. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях.
М., 1869.
4.Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI.XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сб. науч. трудов. М., 1954.
5. Ефимова Л.В. Древнерусская одежда и русский народный костюм XV - начала XX века // Костюм в России. XV . начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. М., 2000.
6. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению. М., 1849.1851. Отд. 1.4.
7. Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. 1656.1671 гг. М., 2006.
8. Империя истории. 2002. №2(2).
9.История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото, 2003- Арт-Родник
10. Каминская Н. М. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной промышленности. М., «Легкая индустрия», 1977.
11.Кибалова Л., О. Гербенова, М. Ламарова- Иллюстрированная энциклопедия моды, Артия -1987
12.Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа, Художник РСФСР, 1979
13. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.
14. Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI в. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XXXVI. М.-Л., 1951.
15. Котлякова Т.Н. Мужские рубахи конца XVI . начала XVII в. из погребений царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1987.
14. Словарь русского языка XI.XVII вв. Вып. 24. М., 2000.
15. Савваитов П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия ратных доспехов и конского убора в азбучном порядке расположения. СПб., 1896.
16.Синицина Н.П. Проблемы исследования и реставрации археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. трудов. Ч. 1. Казань; Омск, 2010.
17. Словарь русского языка XI.XVII вв. Вып. 12. М., 1987.
18.Словарь русского языка XI.XVII вв. Вып. 21. М., 1995.
19.Стивенсон Н., История моды в деталях. С XVIII века до наших дней., Эксмо- 2011. — СПб., 1866.
20.Сурганова Г. А. Русский городской женский костюм 1825 – 1895 х годов XIX века – М: Арфа, 1973. – С. 22.
21. Орфинская О.В. Опыт исследований и реконструкции изделий из археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. трудов. Ч. 1. Казань; Омск, 2010.
22. Никитин А.В. Русское кузнечное ремесло XVI.XVII вв. // Археология СССР Е1.34. М., 1971.
23. Герберштейн С. Великая Московия: Записки о московитских делах. М., 2008.
24. Осипов Д.О. Обувь московской земли XII.XVIII вв.: Материалы охранных археологических исследований. Т. 7. М., 2006.