Фрагмент для ознакомления
2
Очевидно, что рекордное ухудшение ситуации с безработицей в зоне Евро заставит правительства ее стран прибегать к жестким мерам по ограничению трудовой миграции в них, в том числе легальной. Это может привести к возвращению в Украину нескольких сотен «гастарбайтеров». На финансовом состоянии Украины такой сценарий может сказаться двояко.
Во-первых, значительно сократятся переводы СКВ от трудовых мигрантов, негативно повлияет на платежный баланс Украины.
Во-вторых, возрастут государственные расходы на помощь безработным, оплате больничных и других социальных выплатах, что уменьшит поступления в государственные и местные бюджеты.
Для Украины ситуация значительно ухудшается тем обстоятельством, что основная часть трудовых мигрантов работает в странах южной Европы, которые относятся к наиболее проблемным странам ЕС и зоны Евро, где фиксируются рекордные уровни безработицы.
В последние месяцы обострились противоречия между руководством ведущих государств ЕС, от которых в решающей степени зависит преодоление европейской экономикой современного кризиса - Францией и Германией. Сам вопрос европейского долгового кризиса были в центре внимания встречи лидеров «Группы восьми 19 мая 2014» в Кэмп-Дэвиде, на которой не было произведено согласованной стратегии действий в связи с разногласиями по стратегии выхода из кризиса между европейскими лидерами - Францией и Германией. Фактически их лидеры предложили противоположные, абсолютно несовместимые подходы к преодолению последствий кризиса: Франция - стимулирование экономического роста, наращивания производства, Германия - продолжение политики жестких бюджетных ограничений, жесткой экономики. Наличие таких противоречий между двумя ведущими странами ЕС значительно увеличивает вероятность распада еврозоны.
В последнее время противоречия между отдельными странами и группами стран Еврозоны и ЕС лишь усиливаются.
Так, Великобритания и Чехия отказались подписать, в отличие от всех других стран ЕС, так называемый «бюджетный пакт», который значительно ограничивает возможности отдельных стран в проведении самостоятельной финансовой политики (включая применением экономических санкций против нарушителей пакта).
Постоянно расширяется круг «проблемных» стран, которые могут выйти из зоны евро. Если раньше такой сценарий угрожал только Греции, то теперь среди «претендентов»-Испания и Италия. Как признается в ЕС.
Возможная дезинтеграция еврозоны может привести к еще более значительному экономическому падению стран, входящих в нее, и ограничит возможности украинского экспорта в них.
Еще одной серьезной внешней угрозой для сектора государственных финансов Украины является ухудшение экономической ситуации в Китае.
То есть, Украина больше не может рассчитывать на стабилизирующее влияние на состояние своей экономики и государственных финансов от увеличения экспорта своей руды и металлургической продукции в КНР.
Более того, в последние месяцы Китай выступил в качестве мощного конкурента Украины на традиционном рынке сбыта ее металлургической продукции - в странах Ближнего Востока. На фоне резкого уменьшения спроса на продукцию китайской металлургии на внутреннем рынке, активизировались политика наращивания ее экспорта на внешнем рынке. В результате этого достаточно стабильной выглядит ситуация в России (основным внешнеторговым партером Украины, объем торговли с которым значительно превышает совокупную торговлю со странами ЕС) и других стран Таможенного союза.
Несмотря на то, что эта цифра в значительной степени связана с ценой российского газа, импортируемого в Украину, рынок стран Таможенного союза, прежде всего, России, является важнейшими рынком для экспорта продукции украинского машиностроения, другой высокотехнологичной и наукоемкой продукции, продуктов украинского агропромышленного сектора.
В российской экономике в 2017 - 2019 рр. фиксируется некоторое незначительное ухудшение прогнозных оценок.
При этом характерно, что прогнозы МВФ относительно темпов роста российской экономики выше официальных прогнозов Минэкономразвития РФ. В начале апреля ведомство понизило свои ожидания до 3,4% с 3,7%.
3.3 Экономика РФ в период пандемии
Во втором квартале ВВП России резко сократился из-за внутреннего спроса и предложения, а также потрясений в условиях торговли. Тем не менее, при поддержке экспорта рост ВВП оказался немного выше ожиданий. В третьем квартале, когда число случаев COVID-19 сократилось, ограничения были ослаблены, а на фоне фискальных, монетарных и регуляторных мер экономическая активность продемонстрировала признаки оживления, о чем свидетельствует некоторое возобновление в секторах промышленного производства и услуг. Однако ожидается, что в четвертом квартале негативная динамика сохранится на фоне роста показателей заражения COVID-19 и восстановления некоторых ограничений мобильности. Пандемия COVID-19 ослабила корпоративные балансы, особенно в таких секторах услуг, как отели, туристические агентства, железнодорожные и воздушные пассажирские перевозки.
После того, как первая волна Covid-19 в России в июне - июле стихла, в сентябре случаи заболевания снова начали расти, достигнув еще более высоких уровней. Строгие ограничения на передвижение, введенные в последнюю неделю марта, постепенно снимались - разными темпами - во всех регионах до июля. К началу сентября 2-й этап открытия прошел в 43 регионах, 3-й этап - в 29 регионах России. С начала сентября количество новых случаев COVID-19 начало резко расти, превысив к началу октября пиковые значения первой волны (рисунок 7).
Рисунок 7 Вторая волна Covid-19 поразила Россию в сентябре
По состоянию на 11 декабря в России зарегистрировано более 2,5 миллиона случаев заболевания (45 893 случая смерти). По количеству заболевших Россия занимает четвертое место в мире (после США, Индии и Бразилии). В разных регионах начали вводить свои ограничения в зависимости от эпидемиологической ситуации, ограничивая передвижение пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями, а также продвигая режимы удаленной работы. Однако строгие меры изоляции не были повторно введены. В России зарегистрированы 2 вакцины против COVID19: Sputnik V и Vector («ЭпиВакКорона»). Массовая вакцинация (Sputnik V) началась 7 декабря 2020 года. Врачи, учителя и социальные работники одними из первых получили вакцину. Хотя избыточная смертность в России была относительно низкой по сравнению с другими странами (Рисунок 8), она начала расти во второй волне эпидемии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетний кодекс РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: // www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021)
2. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: // www.zakonrf.info (дата обращения: 20.04.2021)
3. Богдан Т.П. Управление государственным долгом и макрофинансовые риски в экономике России / Т.П. Богдан // Финансы России. - 2013. - № 8. с. 13 - 23.
4. В. П. Кодацкий. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка // Экономика, финансы, право. – 2012. - №6
5. Вахненко Т. П. Перспективные направления политики государственных заимствований / Т. П. Вахненко // Экономика и прогнозирование. – 2013. – № 1. – С. 65 – 76
6. Информация о государственном долге [Электронный ресурс] – Режим доступа: // www.minfin.ru (дата обращения: 20.04.2021)
7. Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. – 2013. - №3-4
8. Основы банковского дела / Под ред. А.Н. Мороза. / А. Мороз - К.: Либра, 1994. - 330 с.
9. Петраков Н. Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней / Петраков Н. - М.: ОАО „Изд-во „Экономика", 1998, - 286 c.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2002. - 504с.
11. Ярошенко Ф.О. Бюджетные дефициты как инструмент посткризисного восстановления мировой экономики / Ф.О. Ярошенко // Финансы россии. - 2013. -№ 9. с. 3 - 13.
12. Банк России [Электронный ресурс] – Режим доступа: // www.cbr.ru (дата обращения: 20.04.2021)