Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения жизнедеятельности, человеку необходимо удовлетворять разнообразные потребности. На физиологическом уровне человек должен питаться, одеваться, быть защищенным от погодных условий. В процессе приобретения материальных благ для обеспечения этих задач, человек постоянно делает выбор в пользу того или иного блага. Так как у современного человека существуют не только физиологические потребности, выбор становится все сложнее и зависит он от множества факторов, как объективных, так и субъективных. В современных условиях человеку необходимо таким образом распределить свои ресурсы, чтобы наилучшим образом удовлетворить свои потребности.
Потребности человека в материальных благах практически неутолимы, так как всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие, как ограниченный ресурс денежного дохода, например. Таким образом, распределение ограниченного денежного дохода – это тоже выбор, который человек делает в процессе потребления.
Проблемы, затронутые в выбранной теме, затрагивают каждого субъекта, участвующего в экономических отношениях. Они имеют огромное практическое значение как в масштабах всего мирового экономического сообщества, отдельно взятого региона или предприятия, так и обычного человека. Она важна как для производителей, так и для потребителей.
Цель написания работы: изучение основ теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И ЕЕ СУЩНОСТЬ
1.1 Основные предпосылки теории потребительского поведения и спроса
Основоположником экономической теории по праву считается Адам Смит (1723-1790 гг.), который в своей книге «Богатство народов» (1776 г.) систематизировал основы экономической науки и описал такие понятия, как: накопление капитала, распределение доходов, производительность труда, рыночная цена. «Богатство народов» является первым и одним из самых авторитетных трудов в области экономики, его автор является родоначальником современной политологии.
Однако представление о человеке в экономике появились задолго до Адама Смита. Например, древнегреческий философ Аристотель в своих трудах пытался рассмотреть принципы хозяйственного поведения человека.
Но все же полноценное исследование теории потребительского поведения началось именно с Адама Смита. В своем трактате он четко различает рыночную цену товара и его «естественную» цену. Под естественной ценой Смит понимает отражающую в долгосрочном аспекте издержки производства цену товара. Также Адам Смит дает четкое указание на то, что, когда предложение товара недостаточно для удовлетворения эффективного спроса по естественной цене, некоторые люди готовы предложить более высокую цену.
Экономист Карл Менгер (1840-1921 гг.), который является основателем австрийской школы экономической теории, отвергал понятие «трудовая стоимость» и считал, что ценность товара – понятие субъективное и складывается из полезности товара для конкретного индивидуума и из его редкости на рынке.
В своем труде «Основания политической экономии» (1871 г.), Карл Менгер исследует соотношение между человеческими потребностями и способностями предметов удовлетворять эти потребности. По мнению Карла Менгера, для того, чтобы предмет превратился в благо, необходимы следующие условия:
1. существование человеческой потребности;
2. наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
3. знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
4. обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
Английский экономист Альфред Маршал (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления в экономике, в своем главном труде – «Принципы экономической науки» (1890 г.) выступает как автор теории рыночного ценообразования. Альфред Маршал считал, что рыночная ценность товара – это равновесие между предельной полезностью товара и предельных издержек на его производство, где предельная полезность – это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага, а предельные издержки – это дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта, равные изменению общих издержек, делённому на изменение объёма продукции.
Таким образом, изучение теории потребительского поведения и спроса – это попытка определить цену товара. Конечно, цена не всегда зависит от спроса, но спрос, однако, является одним из важных факторов определения цены. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – СПб.: Экономическая школа, 1998
2. Бондарева М.А., Хорсова А.В. Эволюция потребителя // Аллея науки-2016 № 2-2, стр. 13-23
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология – М. : Финпресс, 2008
4. Ильин В. И. Поведение потребителей. - Питер, 2004
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : пер. с англ. – СПб, 2007
6. Орлов А.В. Очерки общей экономической теории. Рационалистический подход. — СПб. : СПбГПУ, 2004.