Фрагмент для ознакомления
2
Гораций, формируя, казалось бы, одну тему, мог говорить о совершенно ином – в подобном искусстве ему не было равных. Например, в оде к Агриппе поэт, вроде бы намерен сказать: «Мое дело – писать не о твоих подвигах, а о пирах и забавах». Однако, упоминая это, Гораций говорит о сражениях Агриппы и соотносит их с подвигами мифических времен . И делает это так, что Агриппа, читая этот труд, мог остаться вполне довольным. Через каждую тему у поэта проходит другая, не нарушая ее, а наоборот дополняя. Такие высокие и эмоциональные стихотворения, как например ода к Августу или ода к Азинию Поллиону, Гораций без труда, но с полной неожиданностью обрывает и будто напоминает, что ему пора перестать говорить о патетичном и высоком и следует вернуться к скромным и шутливым темам. Именно так Гораций приходит к стагнации: его движение замирает, после колебаний от одой темы к другой. В итоге максимальная энергия в первых строках и безграничная неподвижность в конце. После чего следует обрыв, но не резкий, а спокойный, который рождается сам собой.
Такое строение наблюдается в одах. В сатирах и посланиях поэт использует иной способ внутреннего охвата картины мира. Это уже не смена каких-либо контрастов в последовательной форме, а свободная затейливость ивого разговора, который без особого труда переключается с одной темы на другую. Такой разговор может затронуть совершенно любой предмет, в любой момент времени. Это удерживает читателя в напряжении, которой точно вынужден готовиться к повороту и к изменению темы на совершенно иную.
Основа поэтики Горация – это далеко не дальняя перспектива, каких-либо отвлеченных абстракций, перед которыми находится определенный образ, точнее не только это является основой. На самом деле Гораций не оставляет себя заложником единичных образов и абстракций, напротив поэт стремиться к тому, чтобы уловить и другую сторону, его цель – вписать в одно произведение широту и противоречивость мира, не знающих границ. Важно заметить, что поэт не завершает свои труды в самый напряженный момент, оставляя читателя с грузом мыслей и впечатлений, давая возможность читателю заглушить этот эффект через какое-то время.
Гораций заглушает эту напряженность самостоятельно, он тянет стихотворение до того момента, пока «колебания» между двумя разными фронтами не установятся на уровне той самой золотой середины.
Золотая середина. Для поэта – это не просто художественный прием, это целый принцип, которому следует мастер. Из мира так называемых горациевских образов мы переходим в другой – мир горациевских идей .
Вообще выражение «золотая середина» принадлежит Горацию. В обращении к Лицинию Мурене, свойственнику Мецената, Гораций писал так:
«Правильнее жить ты, Лициний, будешь,
Пролагая путь не в открытом море,
Где опасен вихрь, и не слишком близко
К скалам прибрежным.
Выбрав золотой середины меру,
Мудрый избежит обветшалой кровли,
Избежит дворцов, что рождают в людях
Черную зависть»
Но вот проходит всего несколько лет и Лициния Мурену казнят. Причиной послужил заговор против императора Августа, участником которого он являлся. Это свидетельствует, что послание Горацие не возымело силы над Лицинем. Сам же Гораций не утратил мыслей о золотой середине, потому она вкрапливается в его жизнь, становясь его образом, принципом. Как следствие именно эта мысль становится определяющей его отношения ко всем областям жизни.
Одна из областей жизни, которую затрагивает Гораций – это вино. В вине должна быть мера, говорит своими стихами поэт: «Но для каждого есть мера в питье: Либер блюдет предел» . И что происходит с теми кто все же нарушает эту меру? Для Горация все просто, он разгоняет дебоширов своим голосом, преисполненным трезвостью.
Кончайте ссору! Тяжкими кубками
Пускай дерутся в варварской Фракии!
Они даны на радость людям —
Вакх ненадивит раздор кровавый!
А далее Гораций уводит всех в тему в любви, что является менее буйной и более умиротворительной. Правда можно вспомнить оду на победу над Клеопатрой, где поэт словно призывает и склоняет к пьянству: «Теперь — пируем! Вольной ногой теперь ударим оземь!» Однако, прочитав дальше, мы увидим, что вино выступает лишь в качестве вознаграждения, за месяц трезвости. А Клеопатара, опьяненная «вином Египта», расплачивается за свой грех поражением, и уже в трезвости принимает добровольную смерть. В конце конов временная неумеренность буйства становится частью равновесия, что воспевал Гораций в своих произведениях.
Тема любви, где поэты в основном стремятся выпустить страсть на волю, для Горация так же проходит под грифом золотой середины.
Самое сильное, что может совершить влюбленный в поэзии Горация – это всего лишь простоять перед дверью своей любви одну ночь. Тут мы встречаем образ неприступной двери, который находит место в поэзии других авторов Рима.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Художественная литература, Москва, 1979// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1375300001(дата обращения 05.05.2021)
2) Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
3) Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Москва. Изд-во «Наука», 1993. //http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1354637629
4) Гаспаров М. Л. Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Художественная литература, М., 1970
5) Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2// http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/gilenson-drevnij-rim/index.htm (дата обращения 28.04.2020)
6) Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. — 222 c.
7) Карбасова О. В., От Овидия до Лермонтова : «метаморфозы» вечного сюжета // Москва. — 2014. — № 10. — С. 154-157
8) Кнабе Г. С. Корнелий Тацит и проблемы истории древнего Рима эпохи ранней империи (конец I -начало II вв.) : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03. - Ленинград, 1982. - 442 с.
9) Любарский Г., Гораций без Мецената, или Беседы в письмах // Эксперт. — 2013. — № 43. — С. 87
10) Машевский А. Г., «Золотая середина» Горация и принцип дополнительности // Нева. — 2014. — № 3. — С. 209-214.
11) Мартин Т., Гораций : жизнь и поэзия. — Москва : URSS : Либроком, 2012. — 218 с.
12) Ом В., Нежной любви песнопевец // Будь здоров!. — 2010. — N 4. — С. 78-83
13) Сапельников Д. С., Из жизни метаморфоз: Овидий – Ф. Кафка – Б. Бриттен // Музыка и время. — 2018. — № 8. — С. 20-26
14) Светоний, Вергилий // Исторический журнал. — 2017. — № 2 (143). — С. 90-101
15) Теперик Т. Ф., Поэтика сновидений и римский классицизм: «Энеида» Вергилия // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2007. — N 5. — С. 45-53.
16) Титаренко И. Н., Философия и поэзия в Древнем Риме: опыт взаимодействия // Философия и культура. — 2014. — № 6 (78). — С. 894-907.
17) Топоров В. Н. Эней – человек судьбы. – М.: Радикс, 1993// https://sholinanv.files.wordpress.com/2012/06/d182d0bed0bfd0bed180d0bed0b2-d0b2-d0bd-d18dd0bdd0b5d0b9-d187d0b5d0bbd0bed0b2d0b5d0ba-d181d183d0b4d18cd0b1d18b-1993.pdf (дата обращения 05.05.2021)
18) Тронский И. М. История античной литературы. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 484 с.
19) Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1998
20) Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. проф. В. И. Кузищина. М., 1987.
21) Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998