Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Краткий анализ биографии и творчества Л. Мерсье 5
1.1. Анализ биографии 5
1.2. История французской революции 7
2. Анализ творчества Л. Мерсье и его описания Французской Революции 13
2.1. Содержание произведения 13
2.2. Критика властей Л. Мерсье 18
Заключение 23
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что творчество Л. Мерсье до настоящего времени не было известно широкой российской публике. Однако картина изменилась после того, как в России начали изучать особенности Великой французской революции.
Дело в том, что революция не происходит стихийно или просто так. Она всегда долгое время накапливается. Л. Мерсье стал одним из немногих писателей своего времени кто смог увидеть революционный процесс во всех его стадиях.
Здесь нужно сказать, что Мерсье был убежденным монархистом. Он искренне уважал своего короля. Поэтому он и написал, сначала 6 томов «Истории Франции» и еще 6 томов «Картин Парижа». Во всех этих работах Мерсье с точностью метронома отмечал процессы изменения общества, его оценок, общественного сознания.
Фактически Мерсье первым доказал, что главная задача короля – это защита интересов, как простых граждан, так и зарождающегося среднего класса или будущей буржуазии. Нужно сказать, что вчерашние мелкие лавочники, торговцы, кондитеры никогда не представлялись Лувру грозной силой. Однако буржуа поддержанные другими слоями общества – это была сила, которая просто снесла Лувр со страницы истории.
Еще раз оговоримся, что Мерсье не хотел для своего короля той участи, которую он получил. Однако король оказался настолько недальновиден и несообразителен, что не сумел избежать поимки, ареста и смертной казни.
Однако это история, а что же обычные люди, которые эту историю двигают. Обычные люди на страницах Мерсье встречались, разговаривали, жаловались на цены, дефицит товаров и многое другое. Более того у людей оставалось время обсудить сочинение Вольтера или того же Руссо. Люди с удовольствием делились своим мнением о том или ином событии.
Однако, к сожалению для короля процент людей готовых защищать его постепенно снижался. Более того общество все чаще высмеивало короля в его не последовательных действиях направленных на спасение своей власти, а на самом деле ведущих в никуда.
Цель исследования – выявить особенности социально-философской критики старого порядка во Франции накануне революции 1789-1799 гг. на примере произведения «Картины Парижа» Луи-Себастьяна Мерсье.
Объект исследования – Луи-Себастьян Мерсье.
Предмет исследования – особенности социально-философской критики старого порядка во Франции накануне революции 1789-1799 гг. на примере произведения «Картины Парижа» Луи-Себастьяна Мерсье.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности Великой французской революции.
3. Проанализировать биографию и особенности творчества Мерсье.
4. Выявить особенности критики старого порядка Мерсье в «Картинах Парижа».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Краткий анализ биографии и творчества Л. Мерсье
1.1. Анализ биографии
Мерсье (Mercier), Луи Себастьян (06.06.1740, Париж – 25.04.1814, Париж) – французский писатель. Родился в Париже в состоятельной семье торговца оружием; до девятилетнего возраста воспитывался дома, а затем определен в Коллеж четырех наций, откуда он вынес знание древних языков и сильнейшую неприязнь к господствовавшей там архаической системе обучения1.
Литературную деятельность начал как поэт с поэтических посланий: «Гекуба к Пирру» (1760), «Филоктет к Пеану» (1762), «Медея к Ясону после умерщвления своих детей» (1763), «Умирающий Сенека к Нерону» (1763),«Элоиза к Абеляру» (1763), «Калас на эшафоте к своим судьям» (1765). Одновременно напечатал несколько речей и похвальных слов, а также ряд беллетристических сочинений – пьес, романов и повестей.
После конфликта с полицией вынужден был покинуть Францию, и обосновался в Швейцарии. Он прожил там около пяти лет, знакомясь со страной, с ее природой и людьми, но не прекращал литературного труда.
Революцию приветствовал и был избран в Конвент, где примыкал к жирондистам. В период якобинской диктатуры Мерсье, подобно многим жирондистам, подвергся аресту и более года пробыл в различных парижских тюрьмах. Освободился после термидорианского переворота.
С приходом к власти Наполеона отошел от политической деятельности, занимался преподавательской деятельностью, литературным творчеством. Написал шеститомную «Историю Франции», продолжение «Картины Парижа» под названием «Новый Париж» (6 т.), посвященный жизни французской столицы в революционную эпоху.
В феврале 1814 г. Мерсье тяжело заболел. Единственное, что еще поддерживало его, по собственному признанию, была надежда увидеть конец наполеоновской тирании (он относился с неприязнью к Наполеону, хотя на первых порах горячо его приветствовал). («Жирондист Мерсье, – писал Герцен, – одной ногой уже в гробу, говорил во время падения первой империи: «Я живу еще только для того, чтобы увидеть, чем это кончится»»).
Судьба дала ему такую возможность: 6 апреля 1814 г. император подписал акт отречения от престола, а в ночь с 24 на 25 апреля умер «первый книгописец Франции». Лучшие произведения писателя2 [10]:
утопический роман «Год 2440» («L’an 2440, ou Rêve s’il en fut jamais», 1770; есть рус. пер.);
книга «Картина Парижа» («Tableau de Paris», 1782–1789; есть рус. пер.) – серия замечательных по своей достоверности социально-бытовых и сатирических очерков, дающая яркое изображение дореволюционного Парижа со всеми его социальными противоречиями;
серия эссе под общим названием «Мой спальный колпак» («Mon bonnet de nuit», 1784–1786; есть рус. пер. Спб., 1789; это издание было встречено весьма доброжелательной рецензией, в которой говорилось: «Книга сия, коея сочинитель есть г. Мерсье, знаменитый философическими и драматическими своими произведениями, приобретшими в переводе своем и на отечественном нашем языке все заслуживаемое им одобрение, содержит в себе размышления о разных предметах в общежитии встречающихся, исполненные философии и нравоучения и могущие питать дух читающего такими чувствованиями, которые его не недостойны»).
Таким образом, можно заключить, что писатель прожил яркую творческую жизнь. Несмотря на свою точность и беспристрастность Мерсье сохранил в своих произведениях много романтизма. Его можно увидеть хотя бы в отношении автора к своим персонажам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, В.С., Смирнова, А.О. Луи-Себастьен Мерсье и его субъективные «Картины Парижа». / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Блуменау, С.Ф. Неприятие абсолютизма французским обществом накануне Великой революции // Вестник БГУ. 2012. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepriyatie-absolyutizma-frantsuzskim-obschestvom-nakanune-velikoy-revolyutsii (дата обращения: 10.05.2021).
3. Владимиров, Н.С., Корнеев, Е.М. Луи-Себастьен Мерсье. Творческий путь. / Н.С. Владимиров, Е.М. Корнеев.– Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
4. Дмитриев, П.И., Тимофеев, Г.С. Луи-Себастьен Мерсье. Анализ и оценка творческого наследия. / П.И. Дмитриев, Г.С. Тимофеев.– Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Жилина, Е.Ю. Луи-Себастьен Мерсье. Великая Французская революция глазами писателя. / Е.Ю. Жилина. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
6. Жорес, Ж. Социалистическая история Французской революции. / Ж. Жорес – Т.1.Книга 1. М., 1976.
7. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Л.В. Сидорченко, Е.М. Апенко, А.В. Белобратов и др.; Под ред. Л.В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.; 2001. — 335 с.
8. Лебедев, О.М., Носов, М.С. Луи-Себастьен Мерсье. Достоинства и недостатки. / О.М. Лебедев, М.С. Носов. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
9. Левбарг, Л.А. Луи Себастьян Мерсье (1740-1814) / Л.А. Левбарг. – М.,Л.: Искусство, 1960 – 128 с.
10. Медведева, Н.А. Петрова, М.С. Луи-Себастьен Мерсье. Критика старого порядка. / Н.А. Медведева, М.С. Петрова. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
11. Мерсье, Л.С. Картины Парижа перевод с французского В.А. Барбашевой – 2-е издание, с сокращ. / Л.С. Мерсье. – М.: прогресс-академия. 1995. – 398 с.
12. Мерсье, Л.С. Картины Парижа перевод с французского В.А. Барбашевой – 1-е изд. / Л.С. Мерсье – М.-Л.: Academia. 1935-1936, в 2-х томах
13. Обломиевский, Д.Д. Литература французской революции 1789-1794 гг. Очерки. / Д.Д. Обломиевский – Москва: «Наука». 1964
14. Пономарева, Л.В., Васильева, О.В. Луи-Себастьен Мерсье. Новые порядки против старых порядков. / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева.– Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
15. Семенов, О.В. Борисов, А.В. Луи-Себастьен Мерсье. Оценка старого порядка во Франции. / О.В. Семенов, А.В. Борисов.– Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
16. Смирнова, А.О., Федорова, Г.В., Алексеева, Т.В. Луи-Себастьен Мерсье. Анализ и оценка творчества писателя. / А.О. Смирнова, Г.В. Федорова, Т.В. Алексеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
17. Тихонова, Е.Е. Луи-Себастьен Мерсье. Описание предреволюционной ситуации в городе. / Е.Е. Тихонова. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 589 с.
18. Утина, И.В., Проводина, Г.П. Луи-Себастьен Мерсье. Достоинства и недостатки творчества. / И.В. Утина, Г.П. Проводина.– Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
19. Фадеева, А.Ю. Луи-Себастьен Мерсье. Вчера. Сегодня. Завтра. / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
20. Фомина, О.Н., Георгиева А.В. Луи-Себастьен Мерсье. Предвестник революции. / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева.– Пермь: Вектор, 2020 – 528 с.