Фрагмент для ознакомления
2
Привлечь на свою территорию инвесторов – одна из базовых задач маркетинга в системе государственного и муниципального управления
Маркетинг территорий – весьма интересная и перспективная область маркетинга, которая в настоящее время в Российской Федерации не получила должного развития.
Объективно технологии и инструменты в сфере управления генерируются и активно развиваются в бизнес-среде и только затем переносятся в общественный сектор экономики и в систему государственного управления (есть и исключения). Российский маркетинг (в меньшей степени продвижение, возможно) существенно отстает от лучших мировых образцов, поэтому часто ему особенно нечего предложить для менеджмента территориальных объектов (муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и т.д.). Крайне мало специалистов, которые имеют опыт работы как в государственном (муниципальном) управлении, так и в сфере коммерческого маркетинга, особенно на руководящих должностях. Однако запрос на маркетинг территорий постепенно формируется, даже в отсутствие качественного предложения.
При этом маркетинг территории для привлечения инвестора – это не только продвижение (реклама). Пока это понимание территориального маркетинга только формируется, что видно по заказам исключительно на рекламное сопровождение деятельности «зон» с особым режимом осуществления инвестиций, размещаемым в системе госзакупок. В то же время продвижение (часть которого реклама) – это только четвертый элемент комплекса маркетинга, а заниматься нужно всем маркетинг-миксом (для начала в базовой комплектации 4Р).
Как и в бизнесе, в управлении территориальным продуктом следует использовать все доступные средства, даже если это небольшой бюджет на рекламу и пару выставочных мероприятий в год. Однако маркетинг территориального продукта, особенно в аспекте привлечения инвесторов, сложная задача, эффективное решение которой осуществляется комплексно и последовательно. Такую системность задает маркетинг-микс.
Во всех рейтингах инвестиционной привлекательности промышленных отраслей России применялся нечеткий понятийный аппарат. Только в 1997 году в некоторых проектах нормативных документов удалось впервые более или менее удачно сформулировать на русском языке понятие «инвестиции».
В настоящее же время в литературе по экономике существует множество определений инвестиций и инвестиционной привлекательности, а также вариантов его расчёта.
В толковом словаре Ожегова «инвестиция – это долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом» .
С началом периода реформ социально-экономических и государственных основ в научной литературе стало широко использоваться понятие «инвестиции». Термин «инвестиции» признаётся первичным. В последующем производными от понятия «инвестиции» являются понятия «инвестиционные ресурсы», «инвестиционный потенциал», «инвестиционные риски», «инвестиционный климат», «инвестиционная привлекательность» и другие.
Существует множество трактовок понятия «инвестиционная привлекательность».
Так, Е. В. Савенкова полагает, что это понятие тождественно понятию «инвестиционное предпринимательство». По её мнению, чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности.
Автор Е. В. Вологдин определяет инвестиционную привлекательность, как «…совокупность природно-географических, социально-экономических, политических и иных факторов, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в объекты, находящиеся в данном регионе».
В «Словаре современной экономической науки» Л. И. Лопатникова можно столкнуться с таким определением: инвестиционная привлекательность - обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений, объектов с позиций инвестора .
Важно отметить, что для повышения инвестиционной привлекательности регионов необходимо использование средств массовой информации, особенно электронных, свидетельствующих о позитивных примерах деятельности предпринимателей и инвесторов.
В связи с кризисными явлениями в мировой экономике понятие «инвестиционная привлекательность» приобретает особую важность в деятельности на разных уровнях экономики, это связано с тем, что эффективная деятельность осуществляется при достижении оптимального уровня инвестиционной привлекательности, что в свою очередь достигается грамотным составлением и принятием всего инструментария инвестиционной стратегии.
Инвестиционная привлекательность может существовать на микро- и макроуровне.
Оценка макроэкономической инвестиционной привлекательности проводится в целях разработки стратегии таких элементов, как нейтрализация рисков и угроз внешней среды, в которой находится хозяйствующий субъект.
На макроуровне она зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:
политическая стабильность;
основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики страны (валовый внутренний продукт (далее по тексту ВВП), валовый национальный доход (далее по тексту - ВНД), индекс цен, уровень инфляции);
наличие и степень совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности;
степень совершенства налоговой системы;
степень инвестиционного риска .
На микроуровне инвестиционная привлекательность зависит от следующих факторов:
степень индустриального развития региона;
географическое расположение и природно-климатические ресурсы;
системы льгот для инвесторов в регионе;
уровень развития законодательной базы инвестиционной деятельности;
доступность и полнота информации об инвестиционных возможностях в стране в целом.
Указанные факторы могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на инвестиционную деятельность. Так, высокий уровень инфляции отрицательно влияет на инвестиционные возможности предприятий, т.к. происходит рост реальной ставки налогообложения прибыли. В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность.
Также выделяют инвестиционную привлекательность страны, региона, организации.
Так, по мнению автора А. С. Понина «...инвестиционная привлекательность страны, региона и т. д. — это система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платёжеспособный спрос на инвестиции в данной стране, регионе, отрасли».
Инвестиционная привлекательность региона (далее по тексту - ИПР) – это интегральная характеристика с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование дохода от инвестиций и инвестиционных рисков.
Под инвестиционной привлекательностью организации понимается обобщённая характеристика в плане перспективности, выгоды, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в её развитие за счёт собственных средств и средств других инвесторов .
Инвестиционную привлекательность организации характеризуют такие факторы как:
показатели эффективности работы организации;
показатели ликвидности, платёжеспособности и финансовой устойчивости организации;
перспективы развития и возможности сбыта продукции;
имидж (репутация) организации на рынке товаров и услуг;
величина чистой прибыли предприятия.
Теперь перейдем к рассмотрению понятия «инвестиционный потенциал». Инвестиционный потенциал является качественной характеристикой, учитывающей показатели объективных предпосылок для инвестиций и зависящей от уровня экономического развития территории. Инвестиционный потенциал региона бывает нескольких видов:
природно-ресурсный - определяет средневзвешенное состояние запасов, ресурсов, сырья отдельно взятого региона;
финансовый – состояние местного бюджета, региональных предприятий и организаций, которые могут быть включены в инвестиционный процесс;
инновационный – степень развития науки, научно – технического прогресса, информационных ресурсов;
инфраструктурный – удачное географическое расположение региона, состояние производственной, транспортной, инженерной и социальной сферы;
производственный – суммарный денежный уровень хозяйственной деятельности населения региона, также определяется путем оценки изношенности основных фондов;
трудовой – квалификация сотрудников, их качество и объем работы, также их изначальное образование, уровень занятости и безработицы, уровень заработанной планы;
потребительский – уровень покупательской способности населения региона;
рыночный – многообразие компаний, корпораций, предприятий, заводов, товарных бирж и так далее;
туристический – уровень посещения туристами, наличие мест для их отдыха и развлечения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 2020. – № 41-42.
2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160–ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 31.05.2018) // Российская газета. – 2018. – №28.
3. Антипин, А. И. Инвестиционный менеджмент / А.И. Антипин. - М.: Academia, 2016. - 240 c.
4. Бассанини, Ф. Инвестиции в модернизацию экономики: новая реальность // БДМ. Банки и деловой мир. – 2019. – № 12. – С. 15.
5. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент / И.Л. Бланк. – М.: Эльга, Ника-Центр, 2018. – 448 с.
6. Борзило, Е. Инвестиции в стратегические общества / Е. Борзило // ЮРИСТ. – 2018. – № 38. – С. 17-21.
7. Бурцева, Т. Н. Инструментарий мониторинга инвестиционной привлекательности территорий / Татьяна Бурцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 276 c.
8. Бутенин, А. Управление информационным обеспечением государственной (муниципальной) инвестиционной политики // Муниципальная власть. – 2019. – №2. – С. 70-72.
9. Варпаева, И.А. Отчетная информация в оценке инвестиционной привлекательности организации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2018. – № 4.
10. Веселкова, Е.Е. О механизме двустороннего сотрудничества государств в области иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. – 2019. – № 10.
11. Верещагин, С. «Инвестиции» или «Инвестиционная деятельность». Поговорим об определениях // Финансовая газета. – 2018. – № 27.
12. Веселкова, Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. – 2018. – № 1. –С. 124-125.
13. Веселкова, Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. – 2018. – № 3. – С. 45-48.
14. Воронин, А.Ю. Макроэкономика – I: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 110 c.
15. Вpублeвcкaя, O.В. Финaнcы. учeбник. – М.: Юpaйт, 2017. – 590 c.
16. Гончаренко, Л.П. Инвестиционный менеджмент / Л.П. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2018. – 296 с.
17. Гусейнов, Р.М., Семенихина В.А. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Омега–Л, 2017. – 254 c.
18. Дaвыдoвa, Л.В. Финaнcы. учeбнoe пocoбиe. – М.: PидГpупп, 2017. – 208 c.
19. Ендовицкий, Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Д.А. Ендовицкий. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 400 c.
20. Зернова, И. Бюджетные инвестиции в спортивные сооружения // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2019. – № 8.
21. Заболонкова, О. Санкционирование расходов получателями бюджетных средств // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2019. – № 10. – С. 49.
22. Игонина, Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономистъ, 2020. — 478 с.
23. Инвестиционно-финансовый портфель / ред. Н.Я. Петраков. - М.: Соминтэк, 2016. - 750 c.
24. Кадырова, Г. М. Инвестиционная деятельность Российской Федерации. Международный аспект (опыт статистического анализа): моногр. / Г.М. Кадырова. - М.: Анкил, 2017. - 864 c.
25. Карлик, А.Е. Инвестиционный менеджмент / А.Е. Карлик. - М.: Вернера Регена, 2016. - 971 c.
26. Касаткина, А.А., Касаткина А.С. Международные способы защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. – 2019. – № 10.
27. Квитко, Ю. Госинвестиции в эпоху перемен // Саморегулирование & Бизнес. – 2018. – № 11.
28. Кензеева, И. Учет по МСФО инвестиций в реконструкцию основных средств // Актуальная бухгалтерия. – 2018. – № 8.
29. Киселева, Н.В. Инвестиционная деятельность / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова, и др. - М.: КноРус, 2018. - 432 c.
30. Колчина, О.А. Инвестиционная политика муниципального образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №1. – С. 114.
31. Кудрин, А. Выстроить центр притяжения инвестиций / А. Кудрин // БДМ. Банки и деловой мир. – 2016. – № 8. – С. 12-16.
32. Лукасевич, И. Я. Инвестиции: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Инфра-М, 2018. – 413 с.
33. Лукашин, Ю. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // МЭМО. – 2019. – №3. – С. 87–94.
34. Максимова, В.Ф. Инвестиционный менеджмент / В.Ф. Максимова. – М.: МФПА, 2018. – 100 с.
35. Максимова, П.В. Инвестиционная деятельность государства в реальном секторе экономики // Международная заочная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и ученых «Молодые ученые в современном финансовом рынке РФ». – Пермь, 2018. – 28 апреля.
36. Николаев, М. А. Инвестиционная деятельность / М.А. Николаев. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2019. - 336 c.
37. Плотников А.Н. Инвестиционная деятельность и подрядные торги: учеб. пос. / А.Н. Плотников. – М.: Инфра–М; Znanium.com, 2019. – 111 с.
38. Прокудин, А. А. Государственное регулирование деятельности инвестиционных фондов / А.А. Прокудин. - М.: Юриспруденция, 2019. - 160 c.
39. Федорова, В.А. Инвестиционный климат России и проблемы его улучшения / В.А. Федотова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №9(25) — 2018. – С. 2.
40. Шестакова, Е.В. Стратегия привлечения иностранных инвестиций // Планово–экономический отдел. – 2019. – № 10.