Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации оказывают большое влияние на отдельного человека и общество в целом. СМИ формирует мнение человека об окружающем мире и происходящих вокруг него событий, формирует его стереотипы и идеалы, учитывает его запросы и потребности.
Бесспорно, наиболее эффективным СМИ является телевидение, потому что воздействует на телезрителей не только с помощью звукового, но и аудиовизуального образа. За столетие своего существование телевидение претерпело сильные изменения во многом за счет развития технологий.
Любые изменения в обществе, как социальные, так и политические, отражаются на языке. С годами язык трансформируется, появляются новые языковые реалии и заимствование, и, учитывая передовой и массовый характер телевидение, в первую очередь любые языковые изменения появляются там.
В 90-е годы российское телевидение претерпело большие изменение, стало свободным, демократичным. С открытием железного занавеса переняло западный опыт коллег. Такие кардинальные изменения отразилось на сетке вещания каналов, в которых появились зарубежные фильмы и передачи, аналоги популярных зарубежных шоу. Все это отразилось и на языке телевидения.
За последнее десятилетие телевидение претерпело большие изменения как качественные, так и количественные: изменился формат вещания, стала лучше четкость картинки, увеличилась территория вещания. Кроме того, у зрителя появился огромный выбор каналов и передач для просмотра. Свобода слова имела и негативные последствия. В связи с тем, что телевидение отражает реальную картину повседневной жизни россиян, уровень культуры и качества общения, а они не всегда идеальны многие программы содержат информацию и языковые элементы не соответствующие цензуре. Центральные каналы такие, как «Первый» и «Россия1» и «Культура» имеют цензурные ограничения, многие каналы транслируют информацию без всяких цензурных ограничений.
Лингвисты не имеют права отмахиваться от живых явлений в языке. Они обязаны их изучать и фиксировать. Язык не только пассивно отражает происходящие в жизни общества изменения, но и сам активно влияет на моральное и духовное состояние общества. Изучая негативные процессы, происходящие в языке и речи, исследуя причины их возникновения и распространения, лингвист ищет пути и способы сохранения чистоты и здоровья родного языка как залога нравственного здоровья всей нации.
В современном обществе наблюдается тенденция к саморазвитию и совершенствованию личности. Это объясняет появление нового просветительского, интеллектуального телевидения. Все чаще появляются общеобразовательные и тематические каналы и передачи.
Примерам таких каналов является телеканал «О» – «Первый образовательный канал», «Россия К», «Моя Планета», «Живая Планета», «Спас», «Союз», «Калейдоскоп ТВ» «Телепутешествие», «НАНО», «РИМ», «365 Дней ТВ».
Примером культурно-просветительских программы на российском телевидение являются такие передачи, как: «Слово Пастыря», «Непутевые заметки», «Галилео», «АБВГДейка», «Академия занимательных наук», «Пора в космос», «Загадки космоса», «Легенды Крыма», «Хочу верить», «История государства», «Хочу знать».
Каковы же их языковые и жанровые особенности? Соответствуют ли они цензурным нормам? На эти вопросы нам предстоит ответить в нашем исследовании.
Целью нашего исследования является выявить языковые и жанровые особенности телепроекта «Книга степей», молодого, но перспективного проекта хакасского, республиканского телевидения.
Для решения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть особенности современного телевидения;
• проанализировать существующие просветительские проекты на телевидении;
• дать характеристику программе «Книга степей» как просветительскому телепроекту;
• выявить жанровые особенности телепроекта «Книга степей»;
• определить языковые особенности «Книга степей».
Материалом исследования является телевизионный проект канала РТС «Книга степей».
Гипотеза исследования: содержание программы «Книга степей», основано на современной интерпретации хакасского эпоса и включает в себя как современные, так и устаревшие единица речи, эмоционально-окрашенную лексику характерную для эпоса.
Актуальность исследования определяется тем, что речевые сдвиги и новации, совершающиеся в литературном языке, так или иначе проходят через каналы массовой информации, язык которых отражает происходящие изменения и потому интересен для исследования живых языковых процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами проанализирован новый практический материал.
Практическая значимость исследования – материал данного исследования можно использовать на семинарах по истории журналистики и СМИ.
В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы: метод лингвистического наблюдения, контекстуальный анализ, метод качественно-количественного анализа.
Теоретическую базу нашего исследования составили труды В.Г. Костомаров, М.В. Введенская, А.Д. Васильев, А.А. Леонтьев, Г.Я. Солганик, Е. А. Барановой О. П. Березкиной Е.М. Блиндер, С.Л. Фурмана, Р.Е. Быкова, В.М. Сигалова, В.В. Ворошилова, Т. Е. Денисович, Т. Г. Добросклонской, М. Конюковой, В.Д. Крыжановского Г. С, Мельник Н. Е. Петровой, А. А. Тертычного и др.
По своей структуре работа состоит из введения, где объясняется актуальность исследования и выбор темы данной работы; теоретической части, в которой говорится о теоретических основах изучения телевизионных проектов; практической части, где проводится анализ жанровых и языковых особенностей телепроекта «Книга степей», заключения и списка использованных источников. В заключении обобщаются результаты исследования просветительской передачи «Книга степей» и тенденции ее развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1. Современное телевидение и его основы
В настоящее время телевидение как средство массовой информации занимает доминирующую роль в обществе. Для этого существует ряд причин.
С точки зрения психологии человек воспринимает информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняние и вкус. Объем информации, поступающей от органов зрения и слуха, является преобладающим.
Печатные СМИ также оказывают воздействие на зрительные органы чувств, однако наглядность телевидения значительно выше.
Печатные средства массовой информации представляют информацию в закодированном абстрактном виде: слова и предложения, сам язык являются объектами, которые подвергаются значительному объему интерпретации как журналистом во время написания материала о событии, так и читателем, реконструирующим текст в мысленный образ [3, 11].
Иллюстрации и фотографии значительно увеличивают наглядность печатного материала, но с их помощью невозможно передать динамику событий. Кроме того, использование изображений в печатных СМИ существенно удорожают их производство.
Радио как средство массово информации воздействует преимущественно на органы слуха, даже при высокопрофессиональном качестве передачи, что существенно ограничивает его возможности воздействия на общественное сознание.
Телевидение является наиболее синтетическим средством массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации не просто иллюстраций, а динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события.
Очень важным является возможность оперативной трансляции. Выпуск печатных СМИ происходит не чаще одного раза в сутки, поэтому новости из них можно получать с опозданием до 24 часов. Радио и телевидение позволяют передавать репортажи с места событий. Современные технические средства дают возможность делать телевизионные репортажи без привлечения мощных и тяжелых средств освещения, камер. Сегодня видеокамеры имеют малые размеры, легко переносятся одним журналистом, что позволяет повысить скорость и интенсивность подготовки информации, придать ей индивидуальность.
Достоинством телевидения является высокая конкуренция между разными программами и даже между редакциями внутри одной программы. Эта конкуренция является гарантией высокого качества передач, поскольку у потребителя есть возможность выбрать, что ему смотреть.
Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием: трансляция ведется через спутники, по проводам, с использованием специальных приспособлений. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства на только телевизор, но и компьютер с установленным внутри него тюнером. Видеомагнитофоны сохранять интересующие потребителя материалы. Последнее особо хорошо поддержано компьютерными программами.
Как и другие СМИ, телевидению приходится решать проблемы коммерческого, государственного вещания и реализации собственных творческих интересов журналистов. В целом Россия считается сейчас страной, чьи позиции на медиарынке устойчивы и динамически развиваются. Телевизионная компонента этого рынка также оценивается достаточно высоко. Российское телевидение постепенно вливается в мировую информационную систему.
Среди основных тенденций отечественного телевизионного рынка отмечается увеличение каналов, расширение возможностей регионального вещания. Последнее особенно важно, поскольку Россия имеет огромную территорию с большим числом часовых поясов и значительной вариативностью региональных интересов.
Как уже отмечалось, роль средств массовой информации в различных сферах общественной жизни велика и многогранна. Влияние на общество, на формирование приоритетов, идеалов, программ средства массовой информации осуществляют, прежде всего, посредством инициирования информационного процесса, что в свою очередь позволяет определенным образом координировать общественное мнение [5, 73].
Наиболее полно перечисленные функции реализуются в телевизионных информационных программах. Телевидение на сегодняшний день представляет наиболее массовый вид СМИ, кроме того, оно обладает максимальной силой эмоционального воздействия на аудиторию, что обеспечивает эффективный процесс восприятия информации определенными категориями телезрителей.
Информационной телевизионной программой можно считать передачу, отражающую политические и социальные отношения, механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и функционирования общества. Основные задачи программы данного типа:
информирование о событиях, имеющих определенную социально-общественную значимость;
интерпретация данных событий, осуществляемая посредством анализа и комментирования;
защита интересов института власти, политических и общественных партий, движений;
критика субъектов общественного пространства, общественных отношений;
формирование общественного мнения относительно социально-общественных действий, индивидов, представляющих интерес с точки зрения их общественной, социальной деятельности [1, 37].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. Е. А. Баранова - 2014
2. Березкина О. П.,Социально-психологическое воздействие СМИ. учебное пособие для студентов высших учебных заведений. О. П. Березкина- 2009
3. Блиндер Е.М.,Телевидение. [Учеб. для сред. ПТУ]. Е.М. Блиндер, С.Л. Фурман- 1984
4. Быков Р.Е.,Телевидение. [Учеб. пособие для радиотехн. спец. вузов]. Р.Е. Быков, В.М. Сигалов, Г.А. Эйссенгардт- 1988
5. Ворошилов В. В.,Журналистика. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. В.В. Ворошилов- 2010
6. Денисович, Т. Е. Педагогическая журналистика. [учебное пособие]. Т. Е. Денисович- 2014
7. Добросклонская Т. Г.,Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь). учебное пособие. Т. Г. Добросклонская- 2008
8. Ефимов, Э. Телевидение вчера, сегодня, завтра. [Сборник. Сост. Э. Ефимов]- 1981
9. Карцов ,Н.П. Телевидение в нашей жизни- 1981(Народный университет. Факультет литературы и искусства)
10. Конюкова, М. Журналистика для всех. Мария Конюкова- 2012 - 104с.
11. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. - С. 287
12. Крыжановский, В.Д., Телевидение цветное и черно-белое- 1980 - 334с.
13. Кузнецов, Г.В. Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: Издательство Московского университета, 2002. - 304с.
14. Мельник, Г. С. Деловая журналистика. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика". Г. Мельник, С. Виноградова, 2010г. - 338 с.
15. Мисонжников, Б. Я. Журналистика. Введение в профессию. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО / Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина-, 2014г. - 298 с.
16. Петрова, Н. Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. учебное пособие. Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская , 2011г. - 330 с.
17. Петрова. Е.А. Имиджелогия: первые шаги в России / Е.А. Петрова // Стандарты и качество. - 2004, - 120 с.
18. Ремнева М.Л. Оценка качества и уровня владения русским языком. Вопросы филологии. 2002. - №1 (10)
19. Тертычный, А. А., Аналитическая журналистика. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, А. А. Тертычный , 2010 г.- 270 с.
20. .Тертычный А.А. Журналистское расследование / А.А. Тертычный. М., 2000 г. - 240 с.
21. Уланова, М. А. ,Интернет- журналистика. практическое руководство. учебное пособие для студентов высших учебных заведений М. А. Уланова- 2017, , - 248 с.
22. Харрис, Р .Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - М., 2002.оспециальности "Журналистика".
23. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 "Журналистика". В.Л. Цвик- 2013(Медиаобразование)
24. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М.: Флинта-Наука, 2005.
25. Первый канал [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.1tv.ru/total/