Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Развитие, понятие и признаки республики 5
1.1 Особенности развития республиканской формы правления 5
1.2 Понятие и признаки республики 12
Глава 2. Виды республик 15
2.1 Президентская и суперпрезидентская республика 15
2.2 Парламентская республика 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Как правило, основанием для возникновения подобных форм служит общая внутриполитическая нестабильность и необходимость объединения страны. Тем не менее данная форма правления сама по себе достаточно неустойчива: при консолидации власти в руках президента-монократа появляется оппозиция, которая в дальнейшем свергает его насильственным путем, что ведет к еще большей дестабилизации ситуации внутри страны (свержение президента Мобуту в результате Первой конголезской войны истощило страну, межэтнические противоречия не были урегулированы, свержение Нкрумы в Гане повлекло за собой череду военных переворотов и новых диктаторских режимов, а после смерти Ахмеда Секу Туре в Гвинее фактически сформировалась милитократия).
2. Президентско-милитарная республика. Формирование подобного государства — прямое следствие свершившегося в нем военного переворота. В связи с этим такая форма правления характерна именно для развивающихся стран с нестабильной внутриполитической ситуацией. Данная форма правления характеризуется значительной милитаризацией всех властных структур: президентом провозглашается лидер переворота. Процесс сопровождается большими переменами в формировании органов власти: создается новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), в качестве его председателя выступает новый самопровозглашенный президент — лидер переворота. Региональными органами власти в таких республиках становятся военные губернаторы, коменданты и др .
Параллельно с судами общей юрисдикции создаются военные трибуналы, обладающие практически неограниченными полномочиями и выносящие приговоры, не подлежащие обжалованию и вступающие в силу незамедлительно. Примером такой формы правления может служить ряд стран Латинской Америки: Чили при Аугусто Пиночете, Куба при Фульхенсио Батисте, Никарагуа при Анастасио Сомоса Дебайле, Аргентина при Хорхе Рафаэле Видела. Также она была характерна для стран Азии и Африки: Китайская Республика при Чан Кайши, Демократическая Кампучия при Пол Поте, Демократическая Республика Конго при Лоран-Дезире Кабиле, Сомали при Мохаммеде Сиаде Барре и др.
При этом важно разграничивать президентско-милитарные республики и «гражданские» президентские республики с двойной ролью армии: военной и политической. В таких республиках политический потенциал армии формировался исторически, и при этом военные структуры лишь воздействуют, прямо или косвенно, на состав верховных орга- Теория и история государства и права, конституционное и международное право 7 нов государственной власти, однако сами не принимают участие в осуществлении власти на постоянной основе (Индонезия, Турция и др.)
3. Президентско-социалистическая республика. Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, автоматически становился президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте, который фактически не имел права отвергнуть его кандидатуру.
Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат. В условиях современности вопрос о причислении тех или иных государств к суперпрезидентским республикам чрезвычайно актуален для всего постсоциалистического пространства Евразии, поскольку абсолютно во всех странах СНГ и других постсоциалистических государствах (помимо Боснии и Герцеговины) была учреждена должность единоличного главы государства (президента). Именно на основании такого признака, как конституционно-правовой статус главы государства, проводится традиционная классификация республик на президентскую, парламентарную и смешанную. При этом такая классификация не является исчерпывающей для стран СНГ, а подчас и вовсе не отражает сущности формы правления отдельно взятого государства. А.В. Нечкин приводит следующие обстоятельства, в силу которых провести классификацию по традиционным субформам зачастую не представляется возможным.
В большей степени страдает принцип разделения властей: в суперпрезидентских республиках президент осуществляет контроль над всеми тремя ветвями власти, в свою очередь не подчиняясь ни одной властной структуре. Такая форма правления способствует персонификации власти, что значительно ограничивает сменяемость всех ее органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бошно С. В. Теория государства и права : учебник. — М. : Юстиция, 2018. — 406 с.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.
3. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права : учебное пособие. — М. : Феникс, 2017. — 416 с.
4. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
5. Зазнаев О.И. Институт прямых президентских выборов в парламентских республиках // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2018. Том 18. Вып. 1. С. 82 – 86.
6. Зазнаев О.И. Осмысление форм правления в зарубежной политической науке: новейшие дискуссии // Политическая наука. 2014. № 1. С. 10 – 33. 3. Касаткина Е.М. Три ветви власти Швейцарской Конфедерации // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Елец, 2017. С. 139 – 142.
7. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: монография / отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Норма: ИНФРАМ, 2011. - 656 с.
8. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2017. — 560 с.
9. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 344 с.
10. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 384 с.
11. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
12. Марченко М. Н. Теория государства и права. — М. : Норма; Инфра-М, 2018. — 304 с.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. — М. : Проспект, 2019. — 496 с.
14. Серегин А. В. Форма государственного правления (вопросы теории) : дис. … д-ра юрид. наук по специальности 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. — Ростов н/Д, 2014. — 379 с.
15. Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. М.: Юристъ, 2019. - 384 с.