Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Формы экономической конкуренции 5
1.1. Общее понятие и условия возникновения экономической
конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 10
Глава 2. Неценовая конкуренция и ее экономическая роль на товарном
рынке 12
2.1. Сущность неценовой конкуренции 12
2.2. Формы проявления неценовой конкуренции 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня конкуренция играет основную роль в развитии экономики любой страны. Система конкуренции - часть рыночной экономики, развитие которой дает возможность обеспечить подъем экономики, повысить производительность труда и на равных участвовать в мировой экономике и международных организациях.
Важным атрибутом рыночной экономики является конкурентоспособность предприятия, фирмы. Конкурентоспособность фирмы - это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях рынка.
Исследование конкурентоспособности предприятия (фирмы) в условиях экономической ситуации позволяет рассматривать ее как комплексную характеристику потенциальных возможностей для обеспечения конкурентных преимуществ в перспективе. Конкурентоспособность означает, что все ресурсы предприятия используются настолько продуктивно, что оно становится более продуктивным, чем его основные конкуренты. Это одновременно предполагает, что предприятие занимает стабильное место на рынке товаров и услуг, его продукция пользуется постоянным спросом. Однако в жизни это состояние не является неизменным. Поэтому руководство предприятия должно уметь отслеживать изменения, происходящие в условиях хозяйствования и проводить соответствующие преобразования в политике ведения производства и реализации товаров.
Существующий спад и застой в промышленности РФ невозможно преодолеть традиционными методами. Только радикальные меры для внедрения новых технических и технологических решений, современных производственных процессов, способных выпускать конкурентоспособные товары, позволят экономике выйти из затяжного кризиса и обеспечить РФ достойное место в мировом сообществе.
В условиях функционирования различных рынков уровень значимости неценовой конкуренции может существенно отличаться, поскольку области сильно отличаются по своим экономическим характеристиками, конкуренции внутри них и перспективами развития. Каждая отрасль экономики РФ имеет свою структуру, а соответственно, и условия внутриотраслевой конкуренции. Эти условия являются источником отношений, складывающихся между фирмами ты их поставщиками, между фирмами и потребителями.
Цель работы – рассмотреть понятие и особенности неценовой конкуренции на товарных рынках.
Задачи:
1. Изучить общее понятие и условия возникновения экономической конкуренции;
2. Рассмотреть виды конкуренции;
3. Изучить сущность неценовой конкуренции;
4. Описать формы проявления неценовой конкуренции.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Общее понятие и условия возникновения экономической конкуренции
Конкуренция – ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений. Эффективность деятельности субъектов хозяйствования экономики в значительной степени зависит от понимания природы конкуренции, форм ее проявления, методов конкурентной борьбы и факторов, определяющих готовность субъектов экономики к такой борьбе [2, c. 57].
Рынок - это организационная структура, в которой существует определенный порядок. Силой, которой упорядочиваются отношения между производителями и потребителями, является конкуренция [3, с. 8]. Она есть важнейшим звеном системы рыночного хозяйства.
Эволюция экономических учений конкуренции характеризуется изменением взглядов от теории меркантилизма теории интеллектуального лидерства и обосновывает влияние факторов внешней и внутренней среды функционирования предприятия на эффективность конкуренции.
Условия возникновения конкуренции:
Первое - наличие на рынке большого количества производителей любого конкурентного продукта или ресурса. Если производство сосредоточено в руках одного владельца, как в условиях административно-командной системы, когда при создании многих видов продукции доминировал один производитель - государство, тогда образуется монополия, которая, по сути, отрицает конкуренцию.
Второе - свобода производителей по выбору хозяйственной деятельности. Каждый должен иметь возможность определять не только что производить, но и регулировать качество и объем продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. - М.: Изд-во Форум. - Инфра-М. - 2016. - 672 с.
2. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: учебник/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М. - 2016. - 224 с.
3. Бедрина, Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ. - 2016. - 210 с.
4. Вахитов, К.И. Экономика. Учебное пособие / К.И. Вахитов. -М. - 2017. -364 с.
5. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. - 2016. - 600с.
6. Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин - М.: Академия. - 2017. - 336с.
7. Гребнев, Л.С. Экономика. Курс основ: учебник / Л.С. Гребнев,- М.: Вита-Пресс. - 2017. - 432 с.
8. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. - СПб.: Питер. - 2017. - 288 с.
9. Дубровская, Е.С. Экономика: учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИНФРА-М. - 2016. -198 с.
10. Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ. - 2016. - 574 с.
11. Игошин, Н.В. Экономика. Учебное пособие / Н.В. Игошин. - М.: Юнит. - 2004. - 607 с.
12. Ильин, С.С. Основы экономики. Учебно-методическое пособие / С.С. Ильин, Н.Л. Макаренков.- Ростов-на-Дону: Феникс - Москва, Национальный институт бизнеса. - 2017. - 672 с.
13. Исаев, В.А. Экономика. Базовый курс / В.А. Исаев. - М.: Изд-во РУДН. - 2011. - 197с.
14. Клочков, В.В. Экономика: учебное пособие для вузов / В.В. Клочков. - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 684 с.
15. Ковалев, С.Н. Экономика. Учебное пособие / С.Н, Ковалев Ю.В. Латов. - М.: Книжный мир. - 2016. - 266 с.
16. Колбачева, Е.Б. Экономика / Е.Б. Колбачева. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 350 с.
17. Курс экономики. /Под ред. Б.А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 672 с.
18. Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. - М.: Омега - Л. - 2017. - 656 с.
19. Пястолов, С.М. Экономика: учебник / С.М. Пястолов. - М.: Академия. 2017. - 288с.
20. Экономика. Учебное пособие. /Под ред. А.Г.Грязновой. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-Дана. - 2018. - 288с.