Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Фискальная политика является функциональным элементом рыночной экономики и важнейшим инструментом государственного регулирования. Роль и значение фискальной политики долгое время недооценивались.
В современных условиях в РФ перед государством стоят задачи формирования на территории федерации единого экономического пространства, сглаживания диспропорций и асимметрии социально-экономического развития страны. Решение этих задач должно осуществляться и в рамках фискальной политики, целью которой в данном случае должно выступать государственное регулирование экономики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании
Фискальная политика – это меры, принимаемые правительством с целью стабилизации экономической ситуации в стране за счет изменения величины соотношения доходов и расходов бюджета страны. Часто ее называются налогово-бюджетной политикой. К ее целям относят:
Стабилизация при смене фаз экономического цикла.
Поддержание постепенного экономического роста.
Эффективное использование факторов производства.
Решение вопроса циклической безработицы.
Стабилизация уровня цен или сдерживание инфляции.
Рыночная экономика ограничила роль государственного регулирования .
Теперь властные органы способны воздействовать на хозяйственную систему только через косвенные инструменты, самым мощным из которых является налогово-бюджетная политика. Чаще всего, влияние осуществляется через изменение государственных расходов. Но, иногда трансферты, закупки и налоги могут применяться для изменения совокупного предложения.
Главным рычагом влияния являются закупки, так как они представляют собой один из элементов общего спроса. Именно они способны влиять на его изменение. Через закупки государство может косвенно влиять на величину инвестиций и потребительских расходов. Так же работает изменение размера трансфертных платежей. Социальные выплаты увеличивают доходы частных лиц, что увеличивает располагаемый доход. Вследствие этого происходит рост величины спроса. Если государство субсидирует предприятия, то расширяется предложение.
Инструменты фискальной политики могут применяться для стабилизации национального хозяйства в период смены фаз экономического цикла. Они оказывают мультипликативное воздействие.
Налогово-бюджетная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая бросила вызов предположениям классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.
1.2. Регулирование национального хозяйства инструментами фискальной политики
Налогово-бюджетная политика заключается в организации эффективного соотношения бюджетных расходов и доходов. Доходы поступают за счет налоговых отчислений, а трансферты и закупки составляют расходную часть. Если национальная экономика находится в фазе спада, то государство использует меры стимулирующей политики. Это может быть увеличение расходной части, либо уменьшение налогового бремени. Так же государство может использовать оба инструмента единовременно. То есть, фискальная политика действует в направлении формировании дефицита федерального бюджета. Если национальная экономика перегревается, то реализуются меры сдерживающей фискальной политики. Происходит уменьшение государственных расходов, а налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования увеличивается .
Налогово-бюджетная политика направлена на установление положительного сальдо бюджета, а также на сдерживание инфляции. Экономические школы использовали различные подходы к реализации мер фискальной политики. Кейнсианцы считали, что уменьшение налогов ведет к росту совокупного спроса, а значит, сказывается на положительном изменении реального внутреннего национального продукта. Монетаристы придерживались позиции, что налоговая политика влияет на денежное обращение. Она помогает изъять излишки денег, тем самым уменьшив неблагоприятные факторы экономического развития. Экономика предложения считается, что именно налоги являются фактором экономического развития. Снижение налогов приводит к росту инвестиционной и предпринимательской деятельности. Ими была установлена зависимость между бюджетным доходом и уровнем налоговых ставок. Теория Лаффера сводится к тому, что в краткосрочном периоде снижение налоговых ставок приводит к временному уменьшению доходов бюджета, но в долгосрочной перспективе стимулирует предпринимательскую деятельность. Если налоговая нагрузка слишком высока, то бизнес постепенно уходит в теневую экономику. Согласно этой теории снижение налогов в итоге приведет к увеличению поступлений в бюджет, но при условии долгосрочного политического курса .
Фискальная политика сохраняет за собой первенство в управлении экономическими процессами. Она имеет ряд положительных черт, среди которых отмечают:
Отсутствие лага.
Автоматические стабилизаторы.
Мультипликативный эффект.
Все инструменты налогово-бюджетной политики оказывают совокупное воздействие на равновесный выпуск. Между принятием государственного решения в области налоговой политики и эффектом от его реализации практически отсутствует временной лаг. Так как инструменты встроены в систему экономики страны, то государственной власти не приходится принимать специальных мер по экономической стабилизации.
Однако, у фискальной политики есть ряд недостатков. Если расходы бюджета растут на фоне общего экономического спада, то происходит рост спроса на деньги. Процентная ставка по кредитам растет, а значит, снижается деловая активность, в том числе в сфере инвестиций. Кроме того, фискальная политика имеет внутренний лаг.
Он связан с появлением необходимости внесения изменений в политику и временем их исполнения. Изменения вступают в силу только со следующего финансового года, поэтому внутренний лаг может оказать существенное влияние на их реализацию. Но самая главная проблема связана с неопределенностью.
Сложно идентифицировать экономическую ситуацию, то есть трудно определить с высокой точностью момент, когда произойдет смена фаз экономического цикла. Так же достаточно сложно спрогнозировать величину будущих изменений. То есть, при увеличении или уменьшении объема государственных закупок или трансфертных платежей необходимо знать, на какую величину необходимо их изменить. Так как экономика развивается динамически, такой прогноз требует учета множества факторов и обладает высокой долей неопределенности .
Неоклассики выступают против кейнсианцев в вопросах фискальной политики, считая, что ее инструменты провоцируют увеличение дефицита бюджета. Этот метод так и называется «дефицитное финансирование».
Стимулирующая фискальная политика. Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может предоставить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ ЗА 2019-2020 ГГ.
2.1. Оценка эффективности фискальной политики РФ
Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2020 г. сократились на 6,4% в сопоставимых ценах. Если по итогу 2019 г. объем доходов составлял 39 110,3 млрд руб., то по данным на 1 января 2021 г. – лишь 37 856,7 млрд руб. Причиной резкого снижения доходов стало падение налоговых поступлений, в первую очередь, связанных с добычей и реализацией нефти и нефтепродуктов. Также отмечается падение поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование – на 1,0% в реальном выражении.
Относительно незначительное снижение поступлений по налогам и страховым взносам на обязательное социальное страхование объясняется мерами антикризисной поддержки, которые были приняты весной 2020 г. Ожидаемо наибольшее падение приходится на поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (рис. 1).
Их объем в 2020 г. сократился на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.). Поступления налога на прибыль снизились на 14,5%, что вызвано падением прибыли организаций, начиная со второго квартала 2020 г., а также послаблениями, которые были приняты в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Сокращение поступлений налогов на совокупный доход и налогов на имущество (с учетом инфляции) также связаны с мерами Правительства по снижению налоговойнагрузки на малый бизнес в условиях кризиса. Одновременно наблюдается рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (рис. 2).
Объем поступлений налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, остался практически на уровне 2019 г. При этом объем импорта за 2020 г. сократился на 5,8%. Таким образом, основным фактором поддержки этих поступлений в бюджетную систему РФ стало удешевления рубля.
В декабре 2019 г. в китайском городе Ухань была зафиксирована первая вспышка новой коронавирусной инфекции SARSCoV-2. С января 2020 г. на фондовых рынках Китая началась паника, которая сказалась на биржевых индексах других стран. Инвесторы ожидали падения промышленного производства и спроса на ресурсы со стороны Китая из-за введения карантинных мер и ограничений на авиаперелеты. В марте 2020 к негативным новостям о распространении новой коронавирусной инфекции добавилась новость о провале сделки ОПЕК+ и ценовой конфронтации между Россией и Саудовской Аравией.
Это вызвало обвальное падение цен нефти «Брент» с 50 до 33 долл. за баррель. Общая сумма доходов федерального бюджета в 2020 г. снизилась на 10,3% (в сопоставимых ценах 2019 г.). В основном это сокращение произошло за счет налоговых доходов. Неналоговые доходы оставались относительно стабильными – чуть более 5 трлн руб. В составе налоговых доходов, безусловно, выделяются поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – они сократились более чем на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.). Также произошло снижение поступлений налога на прибыль – почти на 11,0% в реальном выражении. Одновременно выросли доходы от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – на 7,3%. Поступления от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, росли с темпом потребительской инфляции, поэтому в реальном выражении их объем практически не изменился.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам 2020 г. сложились в сумме 14901,2 млрд руб. По сравнению с итогами 2019 г. доходы субфедеральных бюджетов увеличились на 1328,8 млрд руб. или на 9,8% (на 6,23% с учетом инфляции). Общая сумма доходов консолидированных бюджетов регионов составила 14,0% ВВП, что выше прошлогодних показателей на 1,6 п.п. ВВП. Рост налоговой (доходной) нагрузки на ВВП со стороны субфедеральных бюджетов является следствием роста доходов на фоне снижения ВВП. По итогам 2020 г. налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократились относительно незначительно – на 1,8% или на 194,4 млрд руб.
2.2. Прогноз фискальной политики
Особенностью проекта федерального бюджета на 2021-2023 гг. является его формирование в условиях высокой степени неопределенности экономической ситуации в российской и мировой экономиках в связи с дальнейшим распространением эпидемии коронавируса, а также значительного снижения деловой активности бизнеса и населения, явившегося следствием введенных карантинных мер во 2 квартале 2020 г. и их возможного возобновления в конце 2020 г. В этой связи особое внимание при оценке проекта федерального бюджета на 2021-2023 гг. уделялось ключевым рискам, влияющим на его параметры, соответствию предусмотренных в законопроекте мер контрциклической направленности бюджетной политики для реализации задачи восстановления российской экономики после пандемии за счет стимулирования потребительской активности населения и роста бюджетных инвестиций в основной капитал.
При подготовке Заключения также учитывалась необходимость реализации в проекте федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов мер, направленных на сдерживание распространения коронавирусной инфекции, а также выполнение задач по реализации национальных целей и ключевых приоритетов, заданных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Указы Президента Российской Федерации).
Ключевыми факторами формирования доходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном цикле 2021-2023 гг., обеспечивающими их номинальный рост, являются оптимистичный прогноз восстановительного роста ВВП на уровне выше трех процентов при сохраняющихся рисках ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и «второй волны» распространения новой коронавирусной инфекции, а также пакет мобилизационных мер и временных балансирующих нововведений, который включает:
модификацию параметров режима налога на добавленный доход (НДД);
изменение параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору;
повышение НДПИ на ряд не углеводородных полезных ископаемых;
индексацию ставок акцизов и уточнение порядка расчета ставок акциза на подакцизную продукцию;
дополнительное обложение повышенного дохода физических лиц, введение НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам с зачислением соответствующих дополнительных доходов от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет;
изменение законодательства в части налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и другими государствами;
использование для расчета базовых нефтегазовых доходов прогноза объемов добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, сформированного до заключения соглашения ОПЕК+, с компенсацией недополученных нефтегазовых доходов за счет средств ФНБ в размере до 1% ВВП.
В проекте федерального бюджета на 2021-2023 годы запланировано увеличение общего объема доходов федерального бюджета в номинальном выражении: в 2021 году на 5,1% относительно оценки исполнения доходов в 2020 году, в 2022 году на 10,0 % к 2021 году и в 2023 году на 7,9% к 2022 году. В реальном выражении (с учетом инфляции 3,7%- 4%) также ожидается увеличение доходов федерального бюджета в 2021-2023 гг. на 1,4%, 5,7%, 3,7% соответственно.
Динамика доходов федерального бюджета на 2021-2023 гг. в номинальном выражении слабо коррелирует с бюджетным прогнозом, представленным в составе документов к законопроекту без уточнений на изменение макроэкономической ситуации. Уровень доходов федерального бюджета по отношению к ВВП сократится в целом за трехлетний период на 1,5 п.п. с 18,3% в 2019 году до 16,8 % ВВП в 2023 году, что обусловлено снижением доли нефтегазовых доходов с 7,2 % ВВП в 2019 году до 5,6% ВВП в 2023 году; доля ненефтегазовых доходов в ВВП останется неизменной (11,1% ВВП).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика – это меры, принимаемые правительством с целью стабилизации экономической ситуации в стране за счет изменения величины соотношения доходов и расходов бюджета страны. Часто ее называются налогово-бюджетной политикой. К ее целям относят:
Стабилизация при смене фаз экономического цикла.
Поддержание постепенного экономического роста.
Эффективное использование факторов производства.
Решение вопроса циклической безработицы.
Стабилизация уровня цен или сдерживание инфляции.
Рыночная экономика ограничила роль государственного регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
4. Брызгалин, А.В. Актуальные вопросы современного налогового контроля: анализ ситуаций и судебная практика / А.В. Брызгалин. - М.: Налоги и финансовое право, 2020. – 125 с.
5. Винницкий, Д.В. Налоговое право: учебник / Д.В. Винницкий. - М.: Юрайт, 2018. – 360 с.
6. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: конспект лекций / Е.Ю. Грачева. - М.: Юрайт, 2017. – 229 с.
7. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: учебник / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2020. – 376 с.
8. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
9. Игнатущенко, Н.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко. - М.: МГОУ, 2020. – 240 с.
10. Карташов, А.В. Налоговое право: конспект лекций / А.В. Карташов. - М.: Юратй, 2018. – 211 с.
11. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М.: Юрайт, 2018. – 365 с.
12. Майбуров, И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник / И.А. Майбуров. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 591 с.
13. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2020. - 320 c.
14. Парыгина, В.А. Налоговое право России: учебник / В.А. Парыгина. - М.: Юрайт, 2018. – 462 с.
15. Пятаков, В.А. Налогообложение и налоговое право. Конспект лекций / В.А. Пятаков. - М.: Приор, 2018. – 160 с.
16. Тютин, Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. - М.: Норма-М, 2019. – 173 с.
17. https://www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы.