Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Актуальность обозначенной темы связана с масштабами и остротой проблем в области социального развития государства.Опыт развитых стран свидетельствует, что большое значение для успешного решения данной проблемы имеет расширение сфер участия гражданского общества в социальной и семейной политике государства.
Общественная палата – как институт гражданского общества с каждым годом становится все более значимым инструментом влияния на органы власти, разрабатывающие и реализующие семейную политику. В связи с этим представляется важным изучить основные аспекты работы Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в данном направлении и выявить потенциал совершенствования.
В ряде работ М. Либоракиной, Г. Дилигенского, Л. Якобсона, А. Аузана и других затронуты вопросы роли организаций гражданского общества в реализации социальных стратегий государства.Политико-правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти исследуют А.Е.Волохов, Ю.В. Баталова, И.Ю. Ханнанова.
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа участия институтов гражданского общества в государственном управлении
1.1. Общая характеристика участия институтов гражданского общества в государственном управлении
В научной литературе представлено несколько определений понятия «общественный институт» институт гражданского общества.
Согласно одному подходу, общественный институт – это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения» . Именно последнее определение в большей степени соответствует сущности деятельности Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Роль общественной палаты в решении интересов гражданского общества рассматривалась в работах многих ученых, таких как Григорьев Л.Г ., Садовникова Г.Д,. Евсиков К.С. и Спиридонов А.А. , Фоков А.П. и многих других. Все они подчеркивали значимость данного института и его способность решать широкий круг социально-экономических задач территории при активном взаимодействии с органами власти и населением. Таким образом, степень изученности данной темы достаточно высокая. Тем не менее, не теряют свою актуальность дальнейшие исследований в области повышения эффективности деятельности региональных общественных палат Российской Федерации.
Каждый социальный институт характеризуется на¬личием цели деятельностии конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Социальные институты воздействуют на общество и государство через следующие механизмы:
- организацию деятельности населения в соответствии с определенным ролевым распределением функций и статусов, формирование нормативов и моделей поведения в разных условиях и для представителей разных слоев общества,
- создание системы правовых, экономических, социальных, морально-этических санкций,
- упорядочивают процессы взаимодействия людей,
- создают условия для стандартизации поведения людей в социально типичных ситуациях.
Например, рассматривая Общественную палату как социальный институт целесообразно определить ее статус в рамках типологии общественных отношений.
В процессе создания и развития социальных институтов заложена важная идея формирования баланса, с одной стороны - управления со стороны государства и, с другой стороны, проявления мнения и позиции общества, осуществление общественного контроля за деятельностью представителей органов власти.
1.2.Правовые аспекты участия институтов гражданского общества в государственном управлении
Конституцией РФ установлено, что Российская Федерация – Россия - есть демократическое государство, при этом носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Одним из принципов реализации народовластия РФ является,в том числе, право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», где определены основные правовые аспекты реализации гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений .
Термин гражданское общество в Конституции Российской Федерации не используется, однако его основы изложены достаточно подробно. Рассмотрим основные конституционные гарантии формирования гражданского общества в нашей стране.
1. Самым важным средством влияния гражданского общества на государство является его участие в управлении посредством референдума и выборов. Согласно части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .
2. Гражданское общество – это, прежде всего, организованное общество, которое способно оказывать влияние на государственный аппарат. Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
3. Создание общественных объединений является важным элементом гражданского общество, однако не менее важным является запрет на монополизацию созданными объединениями общественной воли.
4. Важнейшим институтом гражданского общества являются средства массовой информации, способны донести до граждан точку зрения различных групп граждан. Этот институт базируется на положениях части 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу массовой информации и запрет цензуры .
5. К элементам гражданского общества относят и местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статьи 130 - 133) .
Глава II. Особенности участия институтов гражданского общества в государственном управлении (на примере семейной политики)
2.1. Общественная палата как институт гражданского общества
В 2006 году назрела потребность более качественного формирования институтов гражданского общества России и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. От решения данной задачи зависело дальнейшее становление демократического государства, призванного максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.
Одним из важных событий в становлении гражданского общества Югры стало создание Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об Общественной палате Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»№ 33-оз от 26 февраля 2006 г. Общественная палата формировалась в два этапа. На первом этапе - Губернатор Югры утверждал членами палаты двадцать два гражданина, имеющих заслуги перед автономным округом. Следующие двадцать два члена Общественной палаты избирались из числа лиц, выдвинутых общественными объединениями в муниципальных образованиях автономного округа .
Согласно Закону, деятельность Общественной палаты Югры призвана обеспечить выражение интересов населения, общественных объединений в целях согласования решений по важным для населения вопросам экономического и социального развития автономного округа.
27 октября 2006 года в г. Ханты-Мансийске состоялось первое заседание Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На заседании был принят за основу Регламент Общественной палаты, утвержден перечень комиссий, а также избран Совет палаты как постоянно действующий управляющий орган Общественной палаты.
В период деятельности первого состава Палаты, кроме ежемесячных, предусмотренных регламентом, заседаний, проводились "Диалоги с властью", общественные слушания и "Круглые столы", отмечена активная деятельность рабочих групп Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В рамках таких встреч рассмотрели вопросы реализации приоритетных национальных проектов, патриотического воспитания молодежи, проблемы экологии на территории автономного округа и многие другие.
В ноябре 2007 года Общественной палатой проведен первый Форум Общественных объединений Югры, с участием делегаций от 183 общественных объединений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Представители общественных организаций округа выразили свою готовность и заинтересованность в дальнейшем развитии межсекторного взаимодействия, а также уверенность в том, что сегодняшние актуальные и разнопрофильные проблемы округа необходимо решать, консолидируя усилия власти, бизнеса и гражданского общества.
С началом работы членов палаты второго состава продолжилась активная подготовка и реализация мероприятий, направленных на привлечение граждан и общественных объединений к обсуждению вопросов социального и экономического развития автономного округа, выдвижение и поддержку гражданских инициатив, одним из которых стал Второй Форум общественных объединений Югры. В нем приняли участие уже в два раза больше представителей НКО, чем в Первом .
Всего было проведено более 100 мероприятий различного уровня и значимости. Принято участие в двух выставках социальных проектов, организованных Гражданским форумом Уральского федерального округа, а также в 2 встречах международного уровня с постоянным координатором ООН в Российской Федерации ФродеМаурингом и Генеральным консулом США в Екатеринбурге господином Тимом Сэндаски.
Проведена общественная экспертиза проектов законов, долгосрочных целевых программ различной направленности и других нормативных актов автономного округа, на 6 из которых было дано экспертное заключение.
Члены Палаты совместно с Общественным советом при УВД по автономному округу организовали общественные слушания по проекту закона РФ «О полиции», итоговый документ был направлен в Общественную палату РФ, Гражданский Форум Уральского федерального округа, УВД по автономному округу.
12 ноября 2010 г. состоялось заседание Думы автономного округа, на котором был рассмотрен проект закона «О поддержке социально ориентированных НКО, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Данный законопроект, являющийся совместной работой межведомственной рабочей группы Думы и Общественной палаты автономного округа, был принят в первом чтении .
27 октября 2010 года был избран III состав Общественной палаты Югры. Тогда же состоялось заключительное заседание членов Общественной палаты автономного округа II состава, на котором от имени Губернатора Натальи Комаровой, председателя Думы Василия Сондыкова, секретаря Общественной палаты Российской Федерации Евгения Велихова, председателя Совета Гражданского форума Уральского федерального округа Елены Дьяковой и председателя Общественной палаты Югры Владимира Денисова за особые заслуги в формировании Гражданского общества награждены наиболее активные члены Общественной палаты и представители общественных объединений.
2.2. Опыт гражданских организаций в осуществлении семейной политики
Гражданские организации, в том числе общественная палата ХМАО-Югры активно участвует в формировании и реализации семейной политики ХМАО. Проблемы и перспективы законодательного обеспечения государственной семейной политики обсуждаются на общественных советах. Данные мероприятия собирает широкий круг экспертов, представителей общественных организаций и органов законодательной и исполнительной власти.
О том, есть ли в России молодежная политика, достаточно ли разработана под нее нормативная база, и если нет, то отвечает ли новый законопроект этому требованию и что в итоге получит молодежь от его принятия – именно эти вопросы обсуждаются на подобных Советах Общественной палаты ХМАО.
Участники Совета отмечают, что в современной России отсутствует системный подход к управлению и законодательному обеспечению семейной и молодежной политики, и потребность в подобном законопроекте давно назрела.
В Общественной палате ХМАО-Югрыуже разработаны рекомендации, в числе которых, к примеру, Правительству предлагается рассмотреть возможность принятия государственной программы «Молодежь России» как основного инструмента реализации государственной семейной и молодежной политики в Российской Федерации.
Одним из действующих механизмов влияния Общественной палаты ХМАО-Югрына управление семейной политикой является проектное управление. В настоящее время Общественной палатой ХМАО-Югры реализуется проект «Крепкая семья: проблемы и решения».
По статистике, на каждые три, вновь заключенных в год, брака приходится один развод. Нарушение этики супружеских отношений, несовместимость интересов и потребностей, отсутствие эмоциональной привязанности – это только часть проблем, с которыми сталкиваются современные семьи.
Вследствие чего, молодые люди все чаще отказываются от создания семьи, предпочитая строить карьеру. Этим же многие молодые женщины объясняют нежелание иметь детей. А люди, уже создавшие семьи часто оказываются неспособными сбалансировать восхождение по карьерной лестнице с укреплением отношений с близкими людьми.
В последнее время очень много говорят о кризисе института семьи в современном обществе.
Проект Общественной палаты ХМАО-Югра направлен на поиск путей преодоления этого кризиса.
Что конкретно планируется делать:
- Регулярно проводить специальные форумы / конференции счастливых пар, в ходе которых можно будет поделиться и перенять положительный опыт в столь трудном деле, как семейная жизнь.
- Дать жителям больше возможностей для посещения тренингов, направленных на укрепление семьи, с участием профессиональных психологов.
- Организовать цикл лекций, посвященных счастливым семьям, для школьников и студентов.
- Запустить социальный рекламный проект «Крепкая семья», призванный улучшить демографическую ситуацию и уменьшить количество одиноких людей.
- Для информационной поддержки проекта, совсем скоро планируется проведение фотоконкурса «Моя счастливая семья», после чего столицу украсят фотографии крепких семей. А еще будет выпущен альманах с историями семей города.
- Кроме того, с московскими телеканалами будет предложено выпустить серию документальных фильмов о замечательных семьях столицы – не важно, о звездных, или нет, проблемы ведь у всех одни, и нужно научиться искать пути их решения .
Общественная палата ХМАО-Югры постоянно расширяет сферы сотрудничества. В Совете Федерации достаточно много советов: консультативные, научные и иные, при этом у нас нет ни одного совета, где бы не было представителя Общественной палаты РФ.
Именно представители Общественной палаты всегда задают остроту, тон обсуждения, выступают критично, но в то же время вносят предложения. Можно не говорить, что выступает представитель Общественной палаты, но по характеру и содержанию выступления можно назвать адрес человека, который представляет тот или иной институт.
2.3. Оптимизация участия институтов гражданского общества в государственном управлении
Обеспечение эффективного взаимодействия общественных институтов с государством (в лице государственных органов) является одной из приоритетных задач государственной семейной политики и реализации принципа гражданского общества в России.
Органы власти, ориентированные на работу с населением, обязаны осуществлять информирование граждан о предоставляемых государственных и муниципальных услугах и сообщать наиболее полную информацию, связанную с их получением. Активное внедрение в деятельность аппарата власти информационных технологий позволяет существенно улучшить качество оказываемых населению услуг и повысить эффективность работы муниципальных служащих .
Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах.
Современное законодательство России определяет необходимость обеспечения информационного взаимодействия населения органами власти и выявления потребностей граждан, что составляет сущность деятельности данных учреждений.
Территориальные органы власти, согласно действующему законодательству и принципиальной сущности своей деятельности обязаны осуществлять активное взаимодействие с населением, не только информируя о своих действиях, но и выявлять потребности жителей данной территории. Пренебрежение данным аспектом работы приводит к дискредитации смысла работы территориального органа исполнительной власти.
Правительство ХМАО в данном аспекте ведет активную деятельность создавая различные правовые, организационно-методические и иные условия.
В целях эффективного управления развитием края и в интересах его населения органы государственной власти края, государственные органы, органы местного самоуправления взаимодействуют между собой, с населением края, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в установленных законодательством Российской Федерации и законами ХМАО. В данном нормативно-правовом акте отражены основные принципы и формы данного взаимодействия.
Важно отметить, что необходимость развития форм и методов коммуникаций и субъектов гражданского общества, а также государственных органов власти позволяет добиться решения многих задач по повышению эффективности управления территорией:
- выявлять мнение населения по различным социально-экономическим и политическим проблемам,
- выявлять новые методы решения проблем благоустройства города,
- проводить общественную экспертизу различных законопроектов,
- стимулировать общественную активность населения к участию в деятельности общественных организаций и объединений,
- выявлять очаги социальных проблем.
Одним из институциональный инструментов обеспечения эффективного взаимодействия населения с органами власти и гражданскими организациями является Общественная палата ХМАО-Югры, которая обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и межрегиональных, региональных, местных общественных объединений с государственными органами ХМАО и органами местного самоуправления в целях обсуждения вопросов социально-экономического развития ХМАО,осуществления общественного контроля, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав общественных объединений, развития гражданского общества в ХМАО.
Заключение
За последние десятилетия в России произошли существенные преобразования в формировании гражданского общества и повышении демократизации общественно-государственных процессов. Инициативность населения в решении вопросов местного значения значительно возросла, что позволило создавать и развивать новые институты и организации.
Общественная палата как субъект общественных взаимоотношений сыграла и продолжает оказывать большую роль в данном процессе. Ее роль во многих регионах страны стала достаточно ощутимой и ценной для местного сообщества.
Получив государственное признание и формализацию, Общественные палаты за несколько лет стали эффективным координатором и помощником в решении важных социально-политических, религиозных, демографических и общественно-культурных вопросах.
На современном этапе роль Общественных палат сложно переоценить. Они выполняют сразу множество общественных функций:
- являются «проводником» информации и потребностей от органов власти и населения, например, между администрацией муниципалитета и его жителями, доводят до населения стратегическое видение руководства региона;
- оказывают содействие в развитии и реализации программ для предпринимателей, общественных объединений, религиозных общин, спортивных сообществ и т.п.;
- осуществляют консультационную поддержку и экспертную оценку законопроектам и принятым правовым актам, с целью их корректировки и адаптации к сложившимся условиям и потребностям населения;
- помогают в проведении общественных исследований по различным аспектам деятельности региона.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М: Инфра-М, 1998.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004.
3. Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674.
4. Указ Президента РФ от 25.06.1996 г. № 989 «О Политическом консультативном совете». СЗ РФ, 01.07.1996, № 27, ст. 3232.
5. Федеральный закон от 16.03.2005 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Информационная система Консультант Плюс.
6. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об Общественной палате Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»№ 33-оз от 26 февраля 2006 // http://www.ophmao.ru
Литература
7. Абакумов С.А. Гражданское общество и власть, противники или партнёры/ Абакумов С.А. – М.: Имидж Пресс, 2013. – 296 с.
8. Акрамовская А. Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России. – [Электрон. ресурс]. URL: http://nkozakon.ru/publications/1125/.
9. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (Постатейный)/А.Н. Борисов. – М.: Юстицинформ, 2009. – 168 с.
10. Василенко Л.А., Крылова П.О. Диалог между властью и обществом в формировании позитивного образа региона (на примере блогов и социальных сетей)// Имидж в стратегии инновационного развития регионов России: Всероссийская науч.-практ. конф. (2014,Волгоград).
11. Википедия (http://ru.wikipedia.org/). Статья «Общественные институты».
12. Григорьев Л. Г. Общественная палата региона: проблемы и перспективы развития // Власть. –2013. –№ 12.–C. 71-75
13. Евсиков К.С., Спиридонов А.А. К вопросу о конституционно-правовых основах гражданского общества в Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. –2017. –№2-2. –С.62-69
14. Кара-Мурза, А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике/А.А. Кара Мурза// Формула права. – № 1 (4) – 2005
15. Князев Р. М. Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного взаимодействия муниципальной власти и населения [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. –С. 36-42.
16. Минин С. Реформа в собственном соку – «Российская Бизнес-газета» №678 от 11 ноября 2008 г.– [Электрон. ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/11/11/tehreglamenty.html.
17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 2007.
18. О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2012 г. – [Электрон. ресурс]. URL: http://oprf.ru/files/analitc_rew08.pdf.
19. Подберёзкин А.И., Абакумов, С.А. Гражданское общество и будущее Российской Федерации: в поиске эффективного алгоритма развития. / Подберёзкин, А.И., Абакумов, С.А. – М.: Имидж Пресс, 2009. – 435 с.
20. Петров Н. Общественная палата: для власти или для общества? / Н. Петров // Proetcontra. –Т. 10. – № 1 – 2009. С. 40 - 59.
21. Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: постатейный науч.-практ. коммент. к Федер. закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля вРоссийской Федерации» / Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. М., 2017. 207 с.
22. Руденко В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности [Текст] / В. Руденко// Политэкс. – Т.2 -2009 № 3 С. 143 - 155.
23. Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России Г.Д. Садовникова // Конституционное и муниципальное право. № 1 2009. С. 17-20
24. Тарасенко А.В. Роль совещательных органов в политических системах со слабым парламентом / А.В. Тарасенко// Журнал Политическая Экспертиза. 2009.№4. – С.23-25
25. Фоков А.П. Об общественной палате Российской Федерации [Текст] / А.П. Фоков// Российский судья. № 11 – 2010 - С. 1-3
26. Официальный сайт Общественной палаты ХМАО-Югра // http://www.ophmao.ru
27. Скрипникова И.С. Информационно-коммуникационные технологии в системе государственного управления современной России: потенциал и практики (социологический анализ): монография – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015 – 171с.