Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1 Политология: сущность, специфика
1.1 Сущность политологии как науки
1.2 Объект и предмет политологии. Политология как интегративная наука. Категории, функции политологии
1.3 Методы политологии
Глава 2 Развитие политологии в России: тенденции и проблемы
2.1 Эволюция политологии в России
2.2 Актуальные проблемы преподавания политологии в России
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Политология как учебная дисциплина, преподается в России 34 года. Срок, достаточный для подтверждения необходимости ее введения в образовательный процесс, определения основных направлений и содержания. Спонтанно сформированная концепция преподавания политологии в конце 80-х годов, копировавшая западноевропейский опыт, за прошедшие десятилетия претерпела ряд существенных трансформаций .
Отметим две рубежные попытки осознания продуктивности преподавания политологии санкт-петербургскими политологами. Первая попытка такого осмысления была проведена по истечению пятнадцати лет. Так, в 2006 году, еще на факультете философии и политологии СПбГУ, в рамках тогда регулярно проводившихся заседаний «круглого стола» «Петербургской политологической экспертизы» был поставлен вопрос: «Нужна ли современной России система политического образования?». В ходе дискуссии были обозначены два разных подхода в определении содержания этого образования: первый, исходящий из необходимости приоритетного развития политической философии, сосредоточенной не на метафизических проблемах, а на исследовании дел российских, проблем ныне живущих людей. Второй подход основывался на абстрактной универсальности политологического знания. Его сторонники утверждали, что для того, чтобы граждане стали активными участниками политического процесса, партнерами государства, необходима такая система политического образования, которая дает элементарные знания гражданам о политике, о политической системе. Участники круглого стола среди наиболее острых проблем в преподавании политологических дисциплин назвали не востребованность политологического знания российской политической властью и обществом; разрыв в структуре политологического знания между теоретичностью и инструментальностью.
Спустя десятилетие, два представителя Европейского университета в Санкт-Петербурге В.Гельман и В.Голосов, практически в одно и то же время, также скептически оценили четверть-вековой «юбилей» российской политологии. Критикуя формальные показатели «успехов»: наличие множества вузовских кафедр, ведущих подготовку бакалавров и магистров политологии; число защищенных диссертаций, опубликованных политологических книг и статей; количество научных мероприятий, они заявили, что за эти четверть века не было сколько-нибудь значимых научных достижений российских политологов. Согласимся с их выводами, во-первых, что без исследовательского ядра любая наука обречена на содержательные ошибки; а во-вторых, что преподаватель, лишенный исследовательской практики, с неизбежностью придает своему предмету преимущественно нормативное содержание, которое расценивается студентами как далекое о реальной жизни .
Целью данной работы является рассмотрение достижений и потерь российской политологии на современном этапе.
Задачи:
- рассмотреть сущность политологии как науки;
- описать объект и предмет политологии; политологию как интегративную науку; категории, функции политологии;
- проанализировать методы политологии;
- описать эволюцию политологии в России;
- изучить актуальные проблемы преподавания политологии в России.
Объект исследования – российская политология и ее развитие. Предмет исследования – специфика современного развития российской политологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования"// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=289809#RJ9jNgTS4B1tiLsu (дата обращения 06.06.2023)
2) Асонов Н. В., Политология в транзитивном обществе: смыслы и заблуждения // Власть. — 2019. — № 5. — С. 159-163.
3) Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избранные произведения. М.:Прогресс,1990.
4) Гайр Г. А. фон, Как наука преодолевает границы. Научная дипломатия - дипломатия будущего // Международная жизнь. — 2021. — № 9. — С. 48-57.
5) Денисов С. А., Конституционная политология как наука о конституционализации политической системы // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 1. — С. 26-33.
6) Золян С. Т., "Двоемыслие" и семиотика политического дискурса // Полис: Политические исследования. — 2018. — № 3. — С. 93-109.
7) Капто А. С., К вопросу об институализации политической науки // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 2. — С. 67-77
8) Коваленко В. И., Вестник политических наук во взаимосвязи времен // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2021. — № 5. — С. 29-49
9) Корнута И. В., Постмодернистская парадигма как составляющая современной эпистемологии политической науки // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 2. — С. 316-325.
10) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура – М. : Хранитель, 2006. – 873 с.
11) Мухаев Р.Т. Политология: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2018. – 640 с.
12) Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ.; под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект , 2002. – С. 695-696.
13) Пелевин С.И. Политология как социальная наука в России и на Западе// ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. материалы X Международной научно-практической конференции. 2018. С. 7-12
14) Радиков И. В. Три десятилетия преподавания политологии в России: чему учит опыт введения новой дисциплины?// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41770619_87149789.pdf (дата обращения 06.06.2023)
15) Урбинати Н. Искаженная демократия. Мнение, истина и народ. М.:Изд-во Института Гайдара,2016.448с.