Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Политическая социализация (греческая) политика - искусство управления и лат. socialis-это процесс вовлечения человека в политическую систему. По аналогии с процессом социализации политическая социализация понимается как передача индивиду опыта предыдущих поколений, закрепленного в политической культуре. В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два разных процесса. С одной стороны, система воспроизводит саму себя, набирая и обучая новых членов. Политическая социализация при этом играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы и позволяет сохранять преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности. В результате политической социализации формируется политическое сознание и политическое поведение индивида, формируется личность как гражданин.
Степень научной разработанности проблемы. Многие ученые изучали процесс социализации на протяжении нескольких веков. По большей части они сходятся во мнении, что процесс социализации заключается в формировании и формировании личности путем овладения социальным опытом. Но в то же время, если рассматривать адаптацию в психологии, это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. Однако главный критерий успешности этого процесса заключается не в степени конформизма и приспособляемости. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскованности и самостоятельности, прямолинейности и инициативности. Основная цель этого процесса-не объединение личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Чтобы успешно реализовать свои цели, он стремится к самореализации и развитию своих способностей. Дж. Пиаже внес важный вклад в развитие этой концепции в ее широком понимании. Он считал, что социальная адаптация является одним из важнейших процессов, посредством которых происходит интеллектуальное развитие ребенка. В то же время он выделил две составляющие этого механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первый из этих двух компонентов - это перестройка умственной деятельности. Цель такого процесса-дать возможность усвоить недавно полученную информацию.
Объект исследования – политическая социализация. Предмет исследования – социологические факторы политической социализации.
Целью курсовой работы является анализ политической социализации.
Из заявленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект социализации.
2. Описать особенности политической социализации.
3. Рассмотреть содержание политическо социализации.
4. Определить направления политической социализации
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
1. анализ литературных источников
2. обобщение полученных результатов исследования
В рамках данной работы был использован биографический метод, основанный на рассмотрении личных взглядов социологов, и ретроспективный, в основе которого лежит опыт, заложенный ранее.
Методы исследования: анализ, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический аспект политической социализации
1.1. Понятие социализации
В социологии понятие социализации имеет решающее значение. Социологи определяют социализацию как «процесс обучения, который включает в себя развитие или изменение самоощущения индивида» , и это совершенно верно. Социализация – это процесс обучения. Однако, к сожалению, это определение не отражает всей важности и значимости социализации, равно как и не охватывает ее широкого смысла.
Чтобы понять значение процесса социализации, первое, что нужно понять, –это то, что социализация не является политическим, социальным или даже духовно нейтральным процессом. То есть то, чему учат, и то, как индивиды должны себя вести, не случайны. Другими словами, социализация учит социальному порядку. И заметьте, это не добровольно. Когда начинается процесс социализации, у вас нет выбора. В каком бы обществе вы ни родились, в каком бы теле вы ни жили, у вас нет выбора относительно того, чему вы будете учиться. Сразу же после того, как вы родились, и задолго до того, как у вас появилась интеллектуальная способность понять, что с вами происходит, начинается процесс навязывания социального порядка .
Если признать, что социализация – это навязывание социального порядка, то можно уточнить определение социализации и сказать, что социализация – это процесс, посредством которого социальный порядок непроизвольно и (при необходимости) принудительно переносится на человека, начиная с новорожденного ребенка .
Утверждение, что социализация – это навязывание социального порядка, делает ее чем-то гораздо более интересным для социологов и гораздо более определяющим.
Процесс навязывания социального порядка начинается с рождения. Социализация начинается тогда, когда агенты социализации, такие как врачи, медсестры и ваши родители, быстро разделяют вас, ребенка, на две широкие категории человеческих существ, «мужчин» и «женщин». Группы сразу же выделяются друг от друга и назначаются разные роли и разные статусы. Членам одной группы, девочкам, немедленно и без всяких церемоний дают розовые одеяла; членам другой группы, мальчикам, дают голубые одеяла. Общее назначение носит символический и весьма значительный характер и представляет собой распределение гендерных ролей. Мальчикам отводятся определенные роли (они являются «правителями» и «кормильцами») и, как правило, более высокий статус, девочкам также отводятся роли (матери, кормилицы, движимого имущества и т. д.) и, как правило, более низкий статус .
Роль социализации заключается в ознакомлении индивидов с нормами данной социальной группы или общества. Она готовит индивидов к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы.
Социализация очень важна для детей, которые начинают этот процесс дома со своей семьей и продолжают его в школе. Их учат тому, чего от них ожидают, когда они вырастут и станут полноправными членами общества. Социализация также важна для взрослых, вступающих в новую социальную группу. В широком смысле это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и действий будущим членам группы.
В своей статье 1995 года «Широкая и узкая социализация: семья в контексте теории культуры» социолог Джеффри Дж. Арнетт излагает свою интерпретацию трех основных целей социализации: во-первых, социализация учит вас контролировать импульсы и помогает людям развить совесть. Эта первая цель достигается естественным образом: когда люди растут в определенном обществе, они соответствуют ожиданиям других, ослабляют свои импульсы, развивают совесть, а во-вторых, социализация учит людей, как подготовиться к определенным социальным ролям, таким как профессиональные роли, гендерные роли и институциональные роли, такие как брак и отцовство. В-третьих, социализация способствует появлению общего источника смысла и ценности. Благодаря социализации люди учатся определять, что важно и ценно в той или иной культуре .
Термин «социализация» относится к общему процессу, но социализация всегда происходит в определенных ситуациях. Социализация имеет культурную специфику: люди в разных культурах общаются по-разному, придерживаются разных убеждений и ценностей и поступают по-разному. Социологи пытаются понять социализацию, но вместо того, чтобы оценивать различные схемы социализации как хорошие или плохие, они изучают практику социализации, чтобы помочь людям понять свой социальный статус. .
Дискуссия о том, являются ли врожденные качества индивида или личный опыт более важными для определения физических и поведенческих характеристик, разгорается в рамках дискуссии "воспитание против природы".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
2. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.
5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.
6. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.
7. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 607 c.
8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
10. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
11. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.
12. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c.
13. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.
14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.
15. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.
16. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
17. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.
18. Лясников, Н.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Ю.В. Лясникова. - М.: КноРус, 2016. - 288 c.
19. Оришев, А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 235 c.
20. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 c.
21. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.
22. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2017. - 447с.