Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Информатизация - организационный, научно-технический и социально-экономический процесс, который обеспечивает условия для формирования и применения информационных ресурсов и реализации информационных отношений.
Информатизация произвела в человеческой цивилизации одно из наиболее глубоких изменений на протяжении всей ее истории. В последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии стали одним из главных факторов, оказывающих влияние на развитие общества, а информатизация всех сфер человеческой деятельности сегодня выступает как важнейшая задача общества и как императив социального развития.
Информатизация представляет собой важнейшее направление современного развития общества и государства, она проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Революционное воздействие информатизации касается социальной и экономической областей, образования и науки, поведения и культуры людей, сферы государства, права и всех институтов гражданского общества. Важность ее неоспорима для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений, обеспечения безопасности России и ее национальных интересов.
В современном мире любое коммерческое предприятие или некоммерческая организация в числе основных задач своей деятельности приводит наибольшую эффективность деятельности при минимальных затратах (финансовых, временных и прочих). Потому столь значимым становится процесс оптимизации деятельности. Одним из востребованных способов такой оптимизации в последние десятилетия стала работа с бизнес-процессами, их описание, анализ, выявление «слабых мест» и последующий контроль. В данной ситуации особую роль начинают играть те методы, на которые опирается фирма при описании бизнес-процесса «как есть», так как от них зависит уровень объективности, учёт всех показателей, степень детализации и прочие параметры. Выбор метода сегодня - непростая задача, так как на рынке присутствует достаточное число предложений, с использованием разных методологий описания бизнес-процессов. Потому столь актуальным является вопрос анализа различных вариантов.
Таким образом, можно заключить, что особенности использования мировых тенденций в проектировании информационных систем на сегодня весьма актуальна в отечественной практике.
Целью курсовой работы является изучение системы автоматизации бизнес-процессов на современных предприятиях.
В соответствии с поставленной необходимо решить следующие задачи:
- описать современные тенденции мирового рынка IT-технологий;
- проанализировать современные тенденции мирового рынка IT-технологий;
- провести оценку перспектив применения зарубежного опыта в отечественных IT-разработках.
Объектом исследования являются IT-разработки автоматизации бизнес-процессов; предметом – особенности их применения в России.
1 Особенности системы автоматизации бизнес-процессов
Стоит обратить внимание на то, что описание бизнес-процессов имеет чисто прикладное значение, оно направлено на то, чтобы компания по каждому из бизнес-процессов проделала путь от «как есть» до «как должно быть» [5, с. 19]. При этом теоретические основы многих из используемых понятий часто не сформированы до конца, и подобная неопределённость снижает результаты практической деятельности. В частности, базовое для нас понятие «бизнес-процессы» часто рассматривается как процессы, направленные на получение прибыли [2]. Однако какая прибыль может быть связана, например, с контролем процессов выплаты налогов организацией, прочими вспомогательными бизнес-процессами? Такие процессы могут быть достаточно значимыми для успешного функционирования компании, потому их описание необходимо. В связи с этим автор предлагает следующую формулировку понятия «бизнес-процессы»: это совокупность действий, которая должна быть выполнена организацией выпускающей продукт либо производящей услуги. При этом для бизнес-процесса обязательно участие человека [1] (иначе это уже технологический процесс или спецификация, а для них используются совсем другие методы описания).
Обратим также внимание на понятия «описание» и «моделирование бизнес-процессов». Они обычно рассматриваются в рамках данной темы как идентичные. Однако автор считает, что более корректным и полным является здесь термин «описание бизнес-процессов». Конкретная схема, математическая модель, не является собственно «описанием бизнес-процесса». К тому же описание бизнес-процессов подразумевает не только создание конкретной модели, но и процесс сбора информации для создания каждой модели, последующий анализ результатов моделирования.
Далее коснёмся понятия «метод описания бизнес-процессов». Метод в науке и практике - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, включающий в нашем случае совокупность теоретических и практических приёмов. Среди методов описания бизнес-процессов стоит выделить текстовые, табличные, а также графические. Многие авторы сегодня пишут о том, что методы первого и второго типов сегодня не востребованы [6, а 65-66]. Однако, к примеру, текстовые описания применяются в программировании. Таблицы часто используются в процессе сравнительного анализа описаний. Однако графические методы с оптимальной для восприятия подачей информации сегодня применяются чаще всего. Современные графические методы имеют собственный язык, специально разработанный синтаксис, отражают объекты и связи между ними. В связи с тем, что любая организация - это сложная система, включающая бизнес-процессы различных типов, ни один конкретный метод не позволит полно и точно описать все бизнес-процессы организации целиком. Потому для данной цели применяется не единственный метод, но формируется методология описания бизнес-процессов.
Сейчас выпускается достаточно много работ, посвящённых конкретным методам. Однако большинство из них лишь формально описывает возможности нотаций и программных продуктов, без приведения примеров, предоставления рекомендаций по максимально эффективному применению конкретного метода.
Основные типы методологий для описания бизнес-процессов - это:
- методологии создания моделей структурного типа;
- методологии описания потоков работ;
- методологии описания потоков данных [6, c. 69].
Востребованный пример методологии структурного анализа - IDEF0. Данный метод максимально упорядочен, его развитие происходит исключительно за счёт поддерживающих его программных продуктов (например, Casewise, Business Studio и прочие). Данная методология оптимальна для описания на верхнем уровне с акцентом на управление процессами. Однако часть менеджеров высшего уровня находят эту методологию слишком сложной (в первую очередь, в сфере аналитики) и насыщенной, потому отказываются от работы с ней [4]. Данную методологию наиболее целесообразно применять при описании локальных бизнес-процессов, а также в небольших проектах, где в большей мере участвуют и принимают решения специалисты предметных областей (а не руководители высшего уровня).
Для потоков работ используется методология WFM, определяющая временную последовательность выполнения потоков работ, проектирование маршрута следования бизнес-процессов в зависимости от значения разных логических выражений. WFM обычно применяется для описания бизнес-процессов нижнего уровня, поскольку на нём необходимы детализация и наличие чёткого алгоритма выполнения работ исполнителями [6, c. 60].
Один из первых вариантов этой методологии - IDEF3. Она сходна с алгоритмическими методами построения схем процессов и стандартными средствами построения блок-схем. Специфика - она содержит два значительно отличающихся метода описания процессов [2]. Её принципы легли в основу таких современных методологий описания потоков работ, как ARIS eEPS и BPMN-2.0.
Классический пример методологии описания потоков данных - DFD, входными и выходными данными для которой являются информационные и материальные ресурсы. Она позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами. Эта методология, как правило, применяется для описания наиболее глобальных бизнес-процессов, применима в управлении организацией [6, а 56]. Усложнение классической методологии DFD представлено в нотации Гейна Сарсона (добавление объектов «хранилища данных» и «внешние сущности»). Её аналог - нотация Йордана-де Марко отличается, по сути, только формами объектов.
Обратим внимание на тенденцию к формированию интегрированных методологий, наиболее яркий пример - ARIS. Основа методологии ARIS - наличие четырёх основных групп моделей: моделей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексаньян Н.К. Информатизация современного общества // Общество и право. – 2015. - № 5 (27).
2. Исхаков Р.В. Проблемы регулирования информационной безопасности // IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». – 2017.
3. Кинзябулатов Р. Что такое бизнес-процесс и описание бизнес-процесса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/company/trinion/blog/342448/ (дата обращения 09.05.2021).
4. Ковалёв С.М. Современные методологии описания бизнес-процессов: просто о сложном / С.М. Ковалёв, В.М. Ковалёв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.betec.ru/index.php?id=6&sid=33 (дата обращения 09.05.2021).
5. Лисичкин В.А., Вирин М.М. Формирование информационного общества: проблемы и перспективы: монография. - М.: ИСПИ, 2016. – 272 с.
6. Михайленко О.А., Щедрина Е.В. Информатизация общества и социальная адаптация личности // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ. - 2018. - № 4.1.
7. Мнацаканян А. Как ускорить описание бизнес-процессов. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1988366-kak-uskorit-opisanie-biznes-protsessov (дата обращения 09.05.2021).
8. Перепелицын Р.И. Методика описания бизнес-процессов / Р.И. Перепелицын, П.Е. Шурай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://scienceforum.ru/2014/article/2014001227 (дата обращения 09.05.2021).
9. Репин В. Тотальное описание бизнес-процессов: за и против // Business Excellence. -2018. - №2 (февраль). - С. 18-22.
10. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
11. Щёлокова С. Д. Информатизация общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 176–180.