Фрагмент для ознакомления
2
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ представляет самой общее определе-ние государственному и муниципальному долгу.
Если провести отделение понятия муниципального долга, можно по-лучить, что государственный долг представляет собой обязательства, воз-никновение которых происходит из заимствований государства, его гарантий по обязательствам третьих лиц, иного рода обязательства согласно видам обязательств долгового характера, которые приняла на себя Россия или субъект РФ .
В связи с этим, в указанном определении представлено, в итоге каких факторов происходит образование заимствований. Статьей 97 дается уточ-нение представленного определения: к государственному долгу РФ относят ее обязательства долгового характера перед физическими и юридическими лицами РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, иностранны-ми государствами, международными организациями финансовыми, иного рода субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, которые возникли в итоге заимствований РФ, а вме-сте с тем обязательства долгового характера по гарантиям государства, ко-торые предоставлены РФ, и обязательства долгового характера, которые возникли в итоге принятия нормативно-законодательных актов РФ по пово-ду отнесения на долг государства долговых обязательств 3-их лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса .
Выше изложенное предоставляет возможность отметить, что представ-лены не только формы заимствований государства, но и конкретизирован-ным образом, кто может выступать в качестве кредитора РФ. Но при этом данного рода определения не на 100% представляют экономическую сущ-ность долга государства.
Далее будет рассмотрено понятие государственного долга трактовкой отечественных и зарубежных ученых-экономистов. К примеру, Е.В. Бабки-ной, Е.Н. Ушмаровой, В.В. Черяпиной определяется государственный долг в качестве суммы задолженности по непогашенным внутренним займам госу-дарства, а вместе с тем суммы обязательств финансового характера государ-ства в отношении иностранных кредиторов на конкретную дату .
Е.А. Котельниковой считается, что под долгом государства нужно по-нимать всю сумма выпущенных, но при этом не погашенных займов госу-дарства с суммой начисленных на них процентов, которые нужно по ним вы-платить к точной дате или за установленный срок .
Почти подобное определение понятию дается Н.А. Курдовой, А.Р. Шишкиной: «государственный долг представляет собой сумму задолженно-стей по долговым обязательствам государства, которые были выпущены и не погашены, в том числе и суммы начисленных по ним процентов» .
Экономистом J. M. Buchanan считается, что государственный долг яв-ляется обязательством федерального правительства в федеральной политиче-ской системе. Правительством при этом получаются в его распоряжение нужные ресурсы в тот временной период, когда происходит создание долга, в обмен на собственное обещание производить в дальнейшем нужные суммы выплат кредиторам. Как правило, в данные будущие платежи включаются суммы процентных выплат и выплаты основной суммы долга .
В представленных выше определениях понятия государственного долга происходит раскрытие его сущности в качестве категории кредита, потому что происходит выделение таких принципов кредитования, как: возврат-ность, платность и срочность.
Ученым А. Дадашевым говорится о том, что в государственном долге выражается результат определенного рода взаимосвязей исполнительных органов власти государства с физическими и юридическими лицами (кото-рые являются резидентами и нерезидентами), исполнительными органами иного рода государств и международными финансовыми организациями по формированию объема фонда заимствования средств с целью удовлетворе-ния потребностей государства . То есть в данном определении рассматрива-ется цель заимствований.
В качестве финансовой категории государственный долг рассматрива-ется И.С. Ракитиной, Н.Н. Березиной, при этом считая, что он выступает в качестве аккумулированной суммы дефицитов бюджета прошедших перио-дов .
Ученый-финансист Л.М. Подъяблонская представляет расширенную трактовку долга государства так: «представляет собой всю сумму задолжен-ности по государственным обязательствам, сумму процентов по ней и неис-полненных обязательства государства финансового характера перед органи-зациями .
Все выше изложенное предоставляет возможность отметить, что оценка указанных определений долга государства продемонстрировала, что каж-дым из них раскрывается его сущность с определенной стороны в качестве категории экономики, но при этом они¬ - недостаточно полны, не отражая всю суть данной категории.
Было определено, что в государственном долге объединяются признаки как категории чисто финансовой, так и кредитной. В указанной категории есть следующее:
характер денежный и перераспределительный, который регла-ментирован самим государством, который является свойственным отношени-ям финансового характера;
является движением денежных средств на основе срочности, платности и возвратности, этим определяется долг государства в качестве кредитных отношений.
Если смотреть с позиций чисто экономики, то можно представить более полное определение понятия государственного долга: это совокупность де-нежно-¬кредитных отношений, в итоге которых идет процесс перераспределе-ния временным образом свободных денежных средств субъектов, которые являются резидентами и нерезидентами, иностранных государств и между-народных организаций финансовых, в ходе которых происходит образова-ние долговых обязательств с целью удовлетворения потребностей государ-ства.
Особенность специфического характера государственного долга в ка-честве экономической категории - в том, что, по своей сути он - и инструмент, и связующее звеном между следующими видами политики государства: бюджетно-налоговой и денежно-кредитной. Государственный долг имеет связь с проведением регулирования экономики государством, которое направлено на позитивные сдвиги в структуре всего общественного произ-водства, а с иной стороны – он может выступать в качестве отражения тех явлений в экономике, которые имеют кризисный характера.
1.2. Виды государственного долга
Основными формами существования государственного долга являются такие :
формы кредитных договоров, которые заключены от имени РФ в качестве заемщика с учреждениями финансового характера, с правитель-ствами иностранных государств и с международными финансовыми органи-зациями;
формы займов, которые осуществляются путями выпуска ценных бумаг от имени РФ, ее субъектов;
приобретение кредитов бюджета от бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, в процессе оформления договоров и соглашений;
контракт о предоставлении Российской Федерации государствен-ных гарантий;
договоров и соглашений, в том числе международных, о пролон-гации и реструктуризации долговых обязательств страны за прошлые годы.
Система государственного заимствования достаточно насыщена и мно-гогранна, поэтому, чтобы лучше проникнуть в рассматриваемый вопрос, необходимо тщательно изучить классификации займов.
На рисунке 1.1 представлены основные классификации государствен-ного долга.
Согласно уровню управления долг государства делят на :
государственный долг РФ;
государственный долг субъекта РФ (это общая величина обяза-тельств субъекта долгового характера);
муниципальный долг (является совокупностью обязательств му-ниципального образования долгового характера).
Также можно подразделить государственный долг на долг капиталь-ный и долг текущий. Капитальный долг является суммой обязательств дол-гового характера, которые были выпущены и не были погашены государ-ством и обязательств иного рода лиц, которые им гарантированы, в том чис-ле суммы процентных платежей, которые нужно выплатить по данного рода обязательствам.
Рисунок 1.1 – Классификация государственного долга
В текущий долг включают суммы предстоящих расходов по уплате платежей по процентам кредиторам по всем обязательствам, которые имеют долговой характер, которые были приняты на себя страной, и по погашению сумм обязательств, наступление срока оплаты которых будет только в дан-ном периоде.
Согласно критерию рынка государственный долг делят на долг ры-ночный и не рыночный. Рыночный долгу включает в себя долг, который по-лучен в виде займов государства. Государственный займ является выпуском ценных бумаг государства с их дальнейшим размещением на рынке внутрен-нем или внешнем. К нерыночному долгу относят долг, который получен в форме кредитов и предоставленных гарантий государством.
Согласно срокам погашения происходит деление долговых обяза-тельств на краткосрочные (меньше 1-го года), среднесрочные (от 1-го до 5-ти лет), долгосрочные (от 5-ти лет до 30-ти).
Наиболее важным моментом в данной совокупности классификаций яв-ляется деление государственного долга на внутренний и внешний, то есть по валюте заимствования. Причиной тому выступает то факт, что внутренний государственный долг формируется в национальной валюте, а внешний - в иностранной. Следовательно, внешние государственные заимствования более обременительны для страны, и их преобладание над внутренними нежела-тельно. То есть согласно валютному критерию происходит деление государ-ственного долга на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внут-реннему долгу, а в валюте – к внешнему. В международной практике при-сутствует и иное определение внешнего долга – это совокупный долг нерези-дентам, а внутреннего долга – это совокупный долг резидентам.
В объем внешнего долга РФ включают :
номинальную сумму долга по ценным бумагам государства, обя-зательства по которой выражаются в валюте других стран;
объем обязательств по гарантиям РФ, которые выражены в валю-те других стран;
объем основного долга по полученным государством кредитам правительств других государств, кредитных организаций, компаний и меж-дународных финансовых организаций.
В государственный внутренний долг РФ включают :
номинальную сумму долга по ценным бумагам государства в национальной валюте;
объем основного долга по кредитам, которые получены государ-ством в его валюте;
величину обязательств по гарантиям государства в его валюте.
Величина и структура государственного внутреннего долга приводятся в программе российских внутренних заимствований, ее субъектов и муници-пальных образований. Данную программу включают в те документы, кото-рые представляют вместе с проектом бюджета на очередной год и на плано-вый период. Программа внутренний заимствований государства является перечнем всех государственных внутренних заимствований в форме разницы между величиной привлечения и величиной средств, которые направлены на погашение основной суммы долга, по каждому отдельно взятому виду заим-ствований.
Утверждение предельных объемов внутреннего долга происходит в за-коне о бюджете на соответствующий год (в федеральном законе, законе рос-сийского субъекта или местного органа власти). Предельная величина может быть превышена российским правительством в том случае, если это умень-шит сумму расходов по обслуживанию долга государства. В законе о бюд-жете утверждают и предельную величину заемных средств, которые направ-ляют РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями на финансовое обеспечение бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Для субъекта РФ величина данного предела не должна быть выше 30% суммы доходов бюджета на текущий год без помощи финансового характера из федерального бюджета и суммы заемных средств, которые привлечены в данном году. Для муниципальных образований такая величина не должна быть выше 15% суммы доходов местного бюджета без помощи финансового характера бюджетов, стоящих выше, и суммы заемных средств в данном го-ду .
Предельная величина расходов на обслуживание долга субъекта РФ или муниципального не должна быть выше 15% суммы расходов бюджета данного уровня бюджетной системы.
В РФ существует единого характера система учета и регистрации долга государства. Субъектами РФ и муниципальными образованиями регистри-руются их обязательства долгового характера в Минфине РФ, которым ве-дется государственная долговая книга.
Величина и структура российского внешнего долга отражаются в про-грамме российских внешних заимствований и предоставляемых РФ кредитов государства. Данного рода программа включена в состав документов, кото-рые предоставляются вместе с бюджетом на дальнейший финансовый год и период плана. В ней представлен перечень внешних займов на очередной финансовый год согласно видам с отражением объема разницы между раз-мером привлечения и объемом средств, которые направлены на погашение суммы основного долга согласно каждому виду обязательства; с указанием цели, источников и сроков погашения, а вместе с тем и величины заимствова-ний.
Правительством РФ могут осуществляться внешние займы, которые не включены в программу, если это ведет к снижению сумм расходов по обслу-живанию внешних заимствований. В нее включены соглашения о займах, ко-торые заключены в прошлые периоды, если такого рода соглашения еще не утратили свою силу в определенном порядке.
Размер предельного объема внешнего долга государства, пределы рос-сийских внешних заимствований на очередной год утверждают в федераль-ном законе о федеральном бюджете на данный год.
Объем предельной величины внешних заимствований государства не должен быть более объема платежей за год, направленных на обслуживание и погашение сумм внешнего долга РФ. При этом Правительством может быть превышен размер внешних заимствований в том случае, если это при-водит к сокращению величины расходов, направленных на обслуживание внешних обязательств долгового характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]: Информацион-ный банк. − М.: Гарант, 2021.
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в неко-торые акты Правительства РФ» от 30 апреля 2020 г. №619 // Гарант [Элек-тронный ресурс]: Информационный банк. − М.: Гарант, 2021.
3. Алиев, К.М. Анализ государственного долга и подходы к его ре-гулированию [Текст] / К.М. Алиев // Экономика. Бизнес. Банки. – 2020. - №3. – С.111-125.
4. Бабкина, Е.В. Состояние государственного долга в РФ [Текст] / Е.В. Бабкина, Е.Н. Ушмарова, В.В. Черяпина // Инновационная наука. – 2018. - №4. – С.90-92.
5. Бакшеев, В.В. Система управления государственным долгом в России [Текст] / В.В. Бакшеев, А.В. Нарышева, И.Е. Бурлаков, В.В. Костю-рин, Д.И. Поляков // Инновации и инвестиции. – 2020. - №8. – С.118-120.
6. Бичева, Е.Г. Состояние государственного долга РФ [Текст] / Е.Г. Бичева, А.С. Краснолуцкая // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. - №10. – С.466-469.
7. Борнякова, Е.В. Оценка эффективности современной долговой политики Российской Федерации [Текст] / Е.В. Борнякова // Роль финансов и учета в развитии финансовой системы: Сборник статей международной очно-заочной науч.-практ. конференции. – Ижевск: Удмуртский университет, 2018. – С.30-34.
8. Бурякова, А.О. Пути повышения эффективности управления гос-ударственным долгом России [Текст] / А.О. Бурякова, П.Д. Сенчакова // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №4. – С.178-181.
9. Внешние долги стран мира [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php.
10. Гиндес, Е. Г. Мировой опыт управления государственным долгом [Текст] / Е. Г. Гиндес, И. Н. Буценко // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №1 (26). – С. 123–128.
11. Горелова, Л.В. Внутренний и внешний государственный долг РФ и его влияние на экономическую безопасность [Текст] / Л.В. Горелова, Ю.А. Оболенская // вестник Екатерининского института. – 2018. - №2. – С.13-16.
12. Государственный долг. Официальный сайт Министерства финан-сов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/.
13. Драгун, А.В. Внешний долг России [Электронный ресурс] / А.В. Драгун. – Режим доступа: https://vkreditbe.ru/vneshnij-dolg-rossii/.
14. Ильясова, У.Н. Проблемы управления государственным долгом РФ [Текст] / У.Н. Ильясова, А.М. Габибова // Современная научная деятель-ность: теория и практика: Материалы междун. науч.-практ. конференции. – Саратов: Академия бизнеса, 2018. – С.65-67.
15. Косов, М.Е. Факторы роста эффективности управления государ-ственным долгом [Текст] / М.Е. Косов // Факторы роста эффективности управления государственным долгом // Вестник университета. – 2020. - №12. – С.5-11.
16. Котельникова, Е.А. Финансы. Курс лекций [Текст] / Е.А. Котель-никова. – М.: T8Rugram, 2017. – 315с.
17. Кузьмина, О.Ю. Государственные заимствования и их влияние на рост общественного благосостояния [Текст] / О.Ю. Кузьмина, М.Е. Конова-лова, А.В. Кравченко // KANT. – 2021. - №1. – С.37-41.
18. Курдова, М.А. Современное состояние государственного долга РФ и направления его регулирования [Текст] / М.А. Курдова, А.Р. Шишкина // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - №3. – С.86-89.
19. Куцури, Г.Н. Проблемы оптимизации оперативного управления государственным долгом [Текст] / Г.Н. Куцури // Самоуправление. – 2020. - №4. – С.361-364.
20. Липашова, С.Р. Роль государственного долга в развитии эконо-мики России [Текст] / С.Р. Липашова // Экономические науки: вопросы тео-рии и практики: сборник статей II Междун. науч.-практ. конференции. – Пен-за: Наука и Просвещение, 2021. – С.145-151.
21. Луцкая, Е.Е. Государственный долг США: причины бурного ро-ста, последствия для экономики и пути урегулирования [Текст] / Е.Е. Луцкая // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литера-тура. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. - 2019. - №3. - С. 99-104.
22. Лясникова, Ю.В. Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности [Текст] / Ю.В. Лясникова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016-№ 3 (27), С. 189-194
23. Малиновская, А.В. Государственный долг [Текст] / А.В. Мали-новская // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. - №5. – С.279-282.
24. Милета, В.И. Управление государственным долгом: зарубежная практика, возможности использования в России [Текст] / В.И. Милета, И.С. Ефремов // Аллея науки. – 2020. – Т.2. - №6. – С.776-781.
25. Мировой долг – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/mirovoy-dolg-2019/.
26. Михайлова, Я.О. Управление государственным долгом Россий-ской Федерации, повышение его эффективности [Текст] / Я.О. Михайлова // Самоуправление. – 2020. - №4. – С.361-364.
27. Нехороших, И.Н. Перспективы развития экономики Японии [Текст] / И.Н. Нехороших, И.Г. Перепелкин // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. - №1. – С.51-55.
28. Ноздрева, Р.Б. Государственный долг Японии: анализ особенно-стей и оценка перспектив [Текст] / Р.Б. Ноздрева // Вестник МГИМО-Университета. - 2019. - №12(5). - С. 114-133.
29. Орлов, А.В. Оценка управления государственным долгом в ас-пекте обеспечения экономической безопасности России [Текст] / А.В. Орлов // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. – 2021. - №2. – С.230-236.
30. Подъяблонская, Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов [Текст] / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблон-ская: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 303с.
31. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 348с.
32. Ревзон, О.А. Теория и практика управления государственным долгом России [Текст] / О.А. Ревзон // Вестник университета. – 2021. - №3. – С.119-122.
33. Смирнов, А. Д. Модель динамики государственного долга России [Текст] / А.Д. Смирнов // Вопросы теории. – 2020. – № 2. – С. 157–183.
34. Тихонова, Д.А. Оценка эффективности управления государствен-ным долгом РФ и его влияния на долговую устойчивость РФ [Текст] / Д.А. Тихонова // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2020. - №3. – С.159-166.
35. Третьяков, А.А. Экономическая безопасность предприятия как объект управления [Текст] / А.А. Третьяков, Ш.Н. Гатиятулин // В сборнике: Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы. Сборник науч-ных статей по материалам научно-практической конференции преподавате-лей и студентов. – М., 2020. - С. 604-606.
36. Фаляхов, В. Жизнь взаймы: как Россия платит по долгам [Элек-тронный ресурс] // Газета.ру. 8.11.2019. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2019/11/07/12800834.shtml.
37. Филина, С.Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика [Текст] / С.Ю. Филина // Финансовый журнал. - 2016. - №3. - С.89-97.
38. Финансы [Текст]: учебник / под ред. А. Дадашева. – М.: Инфра-М, 2016. – 257с.
39. Черненко-Фролова, Е.В. Влияние государственного долга на бюджетную политику РФ [Текст] / Е.В. Черненко-Фролова, А.С. Проскурина // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях рефор-мирования экономики: Сборник материалов междун. студенческой науч.-практ. конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2018. – С.176-178.
40. Широкова, О.В. Государственный долг и его влияние на эконо-мику России [Текст] / О.В. Широкова, А.А. Бушуева // Экономика и социум. – 2018. - №6. – С.1355-1357.
41. Buchanan, J. M. Public Debt in Democratic Society [Текст] / J. M. Buchanan // American Enterprise Institute for Public Research. Washington D. C. 20036. 2017.
42. Global Outlook on Financing for Sustainable Development 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-topics/Global-Outlook-on-Financing-forSD-2019.pdf.