Фрагмент для ознакомления
2
До второй половины XIX века политика раздробленности Германии исключала возможность появления германского флота на арене борьбы за господство в океане. Отдельные города, бывшие крупными торговыми центрами на побережье Северного и Балтийского морей, иногда вступали в союзы, чтобы защитить свою морскую торговлю от пиратских нападений. Для этого они вооружали корабли и отряды .
Самым грандиозным примером такого союза был Ганзейский союз, о возможностях которого Фридрих Последний раз сожалел:
"Как легко было Ганзейскому союзу в эпоху его господства над морями добиться, благодаря этому правилу, национального объединения, собрать под властью одного народа все земли, от Дюнкерка до Риги, и таким образом получить выгоду для немецкой нации и сохранить преобладание в промышленной торговле и морской мощи. Но отсутствие единой союзной державы и общих государственных задач не позволяло ганзейскому флоту выступать в качестве мощного конкурента в борьбе за морское господство, которую в течение трех столетий вели западные державы".
Подъем Пруссии, начавшийся в XVII веке, сопровождался первой попыткой создания военно-морского флота одним из германских государств. Фридрих Вильгельм, великий курфюрст Бранденбургский, отправился защищать свои берега от нападений шведов.
Но трудности (отсутствие побережья с созданием на нем баз и незнание прусским населением моря) не позволили ему выполнить задачу в полном объеме и вынудили его ограничиться наймом, при посредничестве гамбургских фирм, готового военного флота, состоящего из кораблей, купленных за границей, вооруженных и укомплектованных исключительно иностранцами. Флот Великого курфюрста сражался честно, но отсутствие прочного фундамента не придавало ему прочности. Не прошло и 30 лет после смерти Вильгельма, как он перестал существовать .
Только спустя полтора столетия вопрос о создании флота был вновь поднят. К 40-м годам XIX века завершилось превращение Германии из аграрной страны в индустриальную. Эта революция в народном хозяйстве вскоре заставила немцев искать рынки сбыта для продукции немецкой промышленности, что дало толчок развитию торгового флота. В 1847 году была основана компания Hamburg - America Line, которая положила начало огромному торговому флоту, появившемуся в Германии к началу XX века.
События вскоре показали немцам, что торговый флот и морская торговля нуждаются в защите: в войне 1848 года (Пруссия и Дания) небольшой датский флот блокировал немецкие порты на Балтике и в Северном море. Блокада деликатно разъяснила немецкому народу необходимость сильного военно-морского флота. В различных государствах Германского союза на многочисленных собраниях высказывались требования о создании флота достаточной силы. Аналогичное предложение, представленное федеральному собранию во Франкфурте, было воспринято весьма благосклонно.
Собрание немедленно выделило большие ассигнования, и в Пруссии была образована Военно-морская лига (“Флоттен Верейн”), которая сразу же активно вела военно-морскую пропаганду. Население охотно принимало их пожертвования на создание флота. Во главе всего движения стоял принц прусский Адальберт.
Сын принца Вильгельма, младший брат короля Фридриха Вильгельма III, в июне 1843 года был назначен генеральным инспектором прусской артиллерии, назначен председателем Морской комиссии и принимал активное участие в создании германского военно-морского флота.
В 1854 г. произведен в адмиралы.
В 1856 году в Средиземном море он обследовал побережье Рифа, где в 1852 году было захвачено прусское торговое судно. Он высадился с 65 моряками на берег, но, тяжело раненный пиратами, был вынужден вернуться на корабль .
В 1866-1871 гг. Адальберт стал командующим прусским флотом. Во время прусско-датской войны 1864 года он командовал Балтийской эскадрой. С созданием Германского союза (объединение страны) принц Адальберт стал главнокомандующим флотом. Он предложил первую германскую военно-морскую программу, основополагающими принципами которой были: отказ от конкуренции с первоклассными флотами Европы и ограничение задач защиты побережья и торговли.
Но ни приподнятость духа, ни наличие денег не дали Германии необходимого количества моряков: опять, как и полтора века назад, нужно было покупать корабли и искать офицеров и экипаж в других странах. Командование этим флотом принял на себя капитан греческой службы немец Карл Бромми, которому было присвоено звание адмирала.
Нежелание Англии допустить появление нового соперника ее военно-морской мощи положило скорый и позорный конец второй попытке создать флот. Воспользовавшись первым инцидентом – участием прусских военных кораблей в стычке с датчанами у острова Гельголанд, который тогда принадлежал Англии, британское правительство уведомило Союзное собрание о том, что оно не признает новый флаг и что суда, несущие его, будут признаны пиратами. Не в силах ответить на оскорбление, Ассамблея распустила свой вновь созданный флот. В 1853 году корабли были проданы на аукционе в Гамбурге.
Принц Адальберт не опустил руки. Сосредоточившись на развитии специального образования, он одновременно основал школы для подготовки офицеров и военно-морских специалистов и всеми мерами способствовал росту торгового флота и судостроения.
Отсутствие в Пруссии лиц из высшего военного командования, имевших достаточные знания и опыт, вынудило его обратиться к сухопутным генералам, которых поставили во главе комиссии для изучения вопроса “о значении морской мощи для Германии". В то же время принц Адальберт, полагая, что Германия может добиться уважения к себе, только имея сильный флот, выдвинул идею постепенного (10-летнего) строительства достаточно активного флота, более сильного, чем российский .
Действия этого флота больше не будут ограничиваться только пассивной обороной побережья: "Германия должна либо вообще не строить флот, либо иметь активные военно-морские силы. Все промежуточные направления-пустая трата денег и самообман, так как цель не достигнута" Однако его новая программа не нашла поддержки в комиссии.
Отсутствие просвещенных флотских руководителей отразилось на результатах работы генералов, которые смотрели на флот исключительно как на вспомогательный, целиком подчиненный интересам армии. Эта идея в корне отрицала самостоятельную активную роль флота и в течение 30 лет препятствовала его развитию.
В первые годы своего существования прусский флот, пришедший на смену так печально закончившемуся флоту Германского союза, опирался на Штеттин и Данциг, но в 1853 году Пруссия приобрела у герцогства Ольденбург участок площадью 5 квадратных миль на берегу Нефритового залива, где вскоре начала строить порт Вильгельмсхафен.
Через некоторое время разразившаяся война с Данией, победоносная для Германского союза, дала важное приобретение. Флот в 1864 году получил очень удобную Кильскую бухту .
В 1865 году Пруссия приняла новую морскую программу. Равенство с европейскими флотами второго класса больше не считается достаточным для Германского союза. Было признано, что в будущем необходимо иметь флот, равный самым крупным силам в Европе. Исключительный интерес немцев к военно - морскому флоту особенно проявился в горячей поддержке Либеральной партии. Выступление в парламенте в 1865 году "Железного канцлера" Бисмарка показало, что он также является сторонником строительства флота.
После войны с Австрией в 1866 году прусский флот стал известен как военно - морские силы Северогерманского союза, с верховным главнокомандующим как в мирное, так и в военное время в лице прусского короля. Только после этого мы предприняли конкретные шаги, которые положили начало созданию активного флота. В соответствии с третьей программой, принятой в 1868 году, ядро флота должно было составить 16 броненосцев.
В войне 1870 года с Францией ложное представление сухопутных генералов, лежавшее в основе германской доктрины, сказалось на действиях флота, который был обречен на пассивную роль в береговой обороне. Размещенный за минными полями и берегами, флот оставался бездействующим на протяжении всей войны, ожидая атаки французской эскадры и не подавая никаких признаков себя. Однако победа над Францией дала положительный результат. Взнос в размере пяти миллиардов долларов позволил Германии отказаться от практики покупки судов за рубежом и развивать собственное судостроение.
16 апреля 1871 года было создано Имперское морское министерство, а в 1872 году были созданы портовые адмиралтейства в Киле и Вильгельмсхафене, при которых были созданы морские экипажи и портовые мастерские. После французской войны и смерти принца Адальберта в 1873 году дальнейшим развитием германского флота последовательно руководили генералы от кавалерии Стош (в 1871-1883 годах) и Каприви (с 1883 года) .
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алафузов В. А. Учения германского флота. - М.: Воениздат, 1956. -190 с.
2. Алафузов В. А. Гросс-адмирал Тирпиц и его "Воспоминания" / / Тирпиц А. Воспоминания. - М., 1957. - С. 30-43.
3. Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. - Книга II. - М.: Изд-во "Русская разведка", ИИА " Евразия +", 1998. -608 с.
4. Астафьев И. И. Российско-германские дипломатические отношения 1905-1911 гг. (От Портсмутского мира до Потсдамского соглашения). - М.: Изд - во Московского университета, 1972. - 306 с.
5. Балобаев А. И. Образование и начало деятельности Немецкого флотского союза (1898-1900) / / Из истории межимпериалистических контрактов и буржуазной дипломатии в 1897-1949 гг. - Томск: Изд-во Томского университета, 1981. - С. 7-12.
6. Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война. Пролог XX века. - М.: Наука, 1998. - с. 504-515.
7. Бовыкин В. И. Очерки по истории внешней политики России конца XIX в. - 1917 г. - М.: Наука, 1960. - 340 с.
8. Виноградов К. Б. Кризисная дипломатия // Первая мировая война. Пролог XX в. - М., 1998. - с. 122-139.
9. Виноградов К. Б., Жданов Ю. В. Вильгельм II Гогенцоллерн и внешнеполитический курс кайзеровской Германии / / Новая и новейшая история. - 1988. - № 3. - с. 131-148.
10. Врангель Ф. Ф. Увеличение германского флота по законам 1898 и 1900 гг. / / Морской сборник. - 1901. - №8. - Неофициальный отдел. - с. 22 -34.
11. Галкин И. С. Создание Германской империи. 1815-1871 - М.: Высшая школа, 1986. - 175 с.
12. Хейдорн Г. Монополии, пресса, война. Исследование внешней политики Германии с 1902 по 1914 год. Роль прессы в подготовке Первой мировой войны. - М.: Прогресс, 1964. - 573 с.
13. Гришина М. И. Черноморские проливы во внешней политике России 1904-1907 гг. / / Исторические записки. - Т. 99. - М.: Наука, 1977. - С. 140-182.
14. Гуче В. А. Об ответственности германского империализма за развязывание первой мировой войны (основные тенденции буржуазной историографии Германии), Исследования по истории германского империализма начала XX века / Под ред. Б. А. ИСИНА, В. Гуча. - М.: Наука, 1987. - С. 35 - 51.
15. Деренговский Г. М. Франко-русская военно-морская конвенция 1912 года и англо-русские военно-морские переговоры накануне первой мировой войны // Исторические записки. - Т. 29. - М., 1949.
16. Иерусалимский А. С. Бисмарк как дипломат / / Бисмарк О. Мысли и воспоминания. - Т. 1. - с. V-XLVIII.
17. Иерусалимский А. С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 608 с.
18. Иерусалимский А. С. Германский империализм: история и современность. (Исследование. Журналистика). - М. Изд-во АН СССР, 1964. -664 с.
19. Зелев В. В. Германо-российские отношения в июле-ноябре 1903 г. / / Проблемы истории внешней политики империалистических государств. Сборник статей под редакцией С. С. Григорцевича. Томск, 1979, с. 63-71.
20. Золотарев В. А., Козлов И. А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье. - М.: Наука, 1988. -208 с.
21. Козенко Б. Д. Отечественная историография Первой мировой войны. 2001. № 3. с. 24-38.
22. Кучинский Ю. Очерки по истории германского империализма. - Т. 1. - М.: Изд - во иностранной литературы, 1952. - 367 с.
23. Лихарев Д. В. Адмирал Давитт Битти и британский флот в первой половине XX века. - СПб.: Изд - во "Корабли и сражения", 1997. - 240