Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость избранной темы состоит в нарастающей значимости массовых коммуникаций в современном мире. Развитие радио, телевидения, Интернета как возможности быстрой и массовой передачи информации, привнесли также и угрозы, связанные с использованием технологий манипулирования и управления массовым сознаниям.
Тема массовых коммуникаций и различных технологий рассматривается в литературе, монографиях и научных статьях. Исследователь М. Кастельс – один из основоположников коммуникатологии, в труде «Власть коммуникации» подчеркивает важность коммуникация для определения норм в обществе и применения их в обыденной жизни.
В качестве основополагающих трудов стоит также выделить ставший классическим труд Бейренса «Пропаганда», в котором автор указывает на важность пропаганды в качестве механизма, позволяющего обществу достичь согласованных действий по различным социально-правовым и экономическим вопросам. Автор делает акцент на том, что сам по себе термин «пропаганда» не имеет негативной окраски и получает ее только в зависимости от контекста или в случае использования манипулятивной, заведомо неправдивой информации.
Г. Лассуэл, американский политилог, в 1948 году разработал одну из первых и основополагающих моделей коммуникации. Разработка моделей производилась и другими исследователями.
В. Кафтан в своих трудах, в частности в учебнике «Теория и практики массовых коммуникаций», рассматривает коммуникацию как сложный многообразный механизм, который ввиду полярности его восприятия и постоянного усложнения требует тщательного изучения для составления всеобъемлющей «мета» картины явления.
Целый ряд исследователей коммуникации, среди которых политологи, юристы, психологи, культурологи, специалисты по семиотики и другие сделали вклад в развитие понимания коммуникации и в частности технологий манипуляции массовым сознанием.
Объектом исследования является система средств массовой информационной коммуникации в современном обществе.
Предмет исследования – информационно-коммуникативные технологи манипулирования и контроля общественного сознания; разновидности подобных технологий, их роль и оценка обществом.
Цель данной работы – исследовать структуру современного информационно-коммуникативного механизма, определяющего общественное мнение, а также определить методы, используемые в процессе формирования общественного мнения.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. Исследовать понятие массовой коммуникации, пропаганды;
2. Изучить историческую основу формирования средств массовой коммуникации и определить их роль в обществе;
3. Проанализировать особенности манипулятивных технологий массовой коммуникации и формирования общественного мнения;
4. Рассмотреть современные примеры ситуаций использования технологий манипуляции.
Методологическая основа исследования: анализ и обобщение теоретических положений, изложенных в трудах авторов, взятых за основу для подготовки данной работы; сравнение, наблюдение, индукция и дедукция, прогнозирование.
Новизна полученных результатов и практическая значимость заключается в исследовании современных технологий манипулирования массовым сознанием с позиции их специфического воплощения в различных социальных ситуациях современности.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Средства манипуляции массовым сознанием не являются определяющими в формировании индивидом (гражданином) своей позиции;
2) Средства массовой коммуникации будут развиваться в направлении отказа от использования технологий манипулирования.
Общая структура работы:
• оглавление,
• введение,
• основная часть, разбитая на 2 главы с выводами. Каждая глава содержит 2 параграфа;
• заключение,
• библиографический список.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы
Параграф 1.1 Теоретические основы понятия «информационно-коммуникативные технологии»
Изучение вопроса технологий манипулирования и управления массовым сознанием следует начать с рассмотрения теоретических основ понятия «коммуникация» и аналогичных понятий, используемых авторами–основоположниками.
В. Кафтан в книге «Теория и практики массовых коммуникаций» отмечает, что в процессе изучения коммуникации исследователи сталкиваются с трудностями, которые продиктованы многогранностью вопроса и большим полярным разнообразием оценок воздействия на социум.
Термин «коммуникация» произошел от латинского ‘communicatio’ – сообщение и ‘communicare’ – беседовать и означает «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и процесс взаимодействия в целом». [5, 10]. Коммуникация по своей сути лежит в основе человеческого общества и создает возможности для его существования. Без коммуникации и передачи информации отдельные люди, группы людей и целые сообщества не могли бы сформировать механизмы общественной координации действий, соответственно, не смогли бы перейти на стадии общественного труда, в результате которого создаются продукты гораздо более сложные, чем в рамках труда отдельного индивида.
Роль коммуникации для определения норм общественной жизни, их трансляции и поддержания отмечает М. Кастельс в своих трудах, в частности книге «Власть коммуникации». [4, 21] В данном случае подчеркивается социальная роль коммуникаций как способа построения гражданского общества с осознанием каждым членом общества своей значимости и с возможностью для каждого участвовать в общем механизме принятия общественных решений.
В. Кафтан отмечает при этом, что «коммуникация не может быть определена однозначно, это и общение, и процесс передачи сообщений (обмен информацией) и способ совместного созидания» [5, 15]. Также автор отмечает знаковую сущность коммуникации, которая состоит в созидании и преобразовании разнообразных социальных феноменов с помощью знаковых языковых, визуальных и прочих средств.
Большинство моделей коммуникации было разработано в начале XX века, когда значительно изменился информационный ландшафт, что было определено значительным скачком в развитии технологий передачи информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрены основопологающие теории массовой коммуникации, история вопроса, а также значение средств манипуляции массовым сознанием.
Целью исследования было рассмотрение совокупности идей других авторов, выделение классических подходов, а также рассмотрение современного состояния вопроса.
Проработка темы по данному вопросу достаточно глубокая, однако, систематических трудов, охватывающих все многообразие аспектов данного вопроса, не достаточно, чтобы можно было говорить о полном и максимально глубоком изучении вопроса. Учитывая то, что вместе с развитием средств коммуникации усложняются и методы использования технологий манипулирования, можно говорить о том, что в ближайшие десятилетия тема будет оставаться высоко актуальной.
В работе выделены работы основных авторов – Бейренса, Кафтана и других, исследования которых легли в основу современной теории коммуникации. Исследованием вопроса занимаются политологи, юристы, психологи, культурологи, специалисты по семиотики.
Технологии манипуляции являются отдельным направлением в рамках общего. Главным образом, на эти темы готовятся статьи, но достаточного объема учебных пособий и системно-охватывающих вопрос монографий нет.
В работе автором было определено, что понятие «коммуникация» имеет широкое значение, включающее в себя и передачу информации от одного индивида к другому и в более широком значении способы общественного созидания, формирования норм и правил, их трансляцию и контроль за их соблюдением.
Наличие коммуникации в человеческом обществе помогает ему развиваться, при этом постоянно усложняясь. «Пропаганда» – изначально одна из форм коммуникации, управления и формирования общественного сознания, не имеющего определенного негативного или позитивного окраса.
Начало XX века – время, в которое был осуществлен существенный прогресс в информационных технологиях, внесло значительные изменения в механизмы массовой коммуникации.
С этого времени коммуникации значительно усложнились. В период массовых войн и агрессий государств пропаганда приобрела манипулятивный характер, что далее закрепилось в значении этого термина.
На сегодняшний день манипуляции продолжают широко использоваться, однако, как полагает автор данной работы, учитывая тот факт, что человечество развивается в сторону все большего усложнения, более тонкой проработки любых механизмов, можно говорить о том, что манипулятивные технологии будут постепенно, хоть и не полностью, изживать себя. Компании будут вынуждены находить возможность прозрачного диалога, в задачу их будет входить нахождения такого пути решения, которое удовлетворит обе стороны отношений.
«Каким бы капиталом вы ни располагали, какие бы справедливые расценки ни предлагали, какие бы благоприятные условия обслуживания ни обеспечивали, без симпатизирующего вам общественного мнения вы обречены на провал». Это утверждение принадлежит Сэмюэлю Инсаллу, одному из крупнейших транспортных магнатов США» [2, 73]
Как отмечает Бейренс, коммуникационные технологии служат для того, чтобы аккумулировать общественное мнение, доносить его до правящих верхов и получать обратную связь в виде решений и контроля их исполнения.
Однако, манипулятивные технологии служат для получения выгоды одной стороной отношений, не предполагая при этом выгоды для второй стороны.
Автором данной работы был выдвинут тезис о том, что коммуникативные технологии, носящие манипулятивный характер, будут постепенно отмирать ввиду неприятия обществом и искажения желаний граждан. Также, как полагает автор, сама общественность будет становиться все более требовательной, научится отличать манипуляции и мошенничество в значительном числе случаев, а также будет ожидать от институций/государств/компаний открытого диалога с позиции win-win. Учитывая то, что в современных реалиях высока конкуренция между различными отраслями, компаниями, политиками – лидерам мнений жизненно важно будет освоить максимально честные, основанные на взаимной выгоде, методы пиара для построения долгосрочных отношений и поддержки электората.
«Задача политика, - говорит Джордж Бернард Шоу, - заключается в том, чтобы с математической точностью выражать волю народа».
Важно и то, что как замечает Бейренс, «Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути - современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос» [2, 166]
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бернейс Э. Кристаллизация общественного мнения: Пер. с англ. М.:ООО «И.Д. Вильямс», 2015.
2. Бернейс Э. Б Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. -176 с
3. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: учебник. / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М., НИЦ ИНФРА, 2018. – 276с.
4. Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016. С. 20-21
5. Кафтан В.В. Теория и практики массовых коммуникаций: учебник. М: КНОРУС, 2020. – 454с.
6. Горбачева В.И. Манипуляции общественным сознанием в экологическом конфликте в Куштау // Власть элиты. 2020, Т.7, №1, с. 204-231
7. Ковтун Ю.С. Цифровая манипуляция в фотожурналистике: технология и этика // вестник ФГАОУ, 2020, 20-27
8. Кулакова Я.О. О манипуляции массовым сознанием посредством СМИ // Бюллетень медицинских интернет-конференций., 2017. ТОМ 7 №6
9. Малыгина Л.Е. Геймификация телевизионного промодискурса: проблема манипуляции массовым сознанием аудитории // Национальный психологический журнал №1, 2019.
10. Неверов А.Я. Формирование исторической памяти как способ манипулирования общественным сознанием // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 134-139.
11. Тихомирова Е.И. Теория коммуникации и новые медиа // Вестник СПбГУ, 2019, 20-25
12. Шамис Е., Никонов Е, Манипуляции в информационном пространстве – психологическая проблема социализации. Необыкновенный Икс. [Электронный ресурс]. — Москва: Синергия, 2017. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=25275351
13. Щеглов А.В., Сандул Я.В. Кризис доверия в системе правосознания современного российского общества // Социально-гуманитарное обозрение: Межд. журнал. М., Юнити-Дана, 2016. № 2.
14. Щеглов А.В., Макарычев В.Н. Манипуляция общественным мнением. Вестник экономической безопасности. 2020; (1):285-8.
15. Щеглов А.В. Мифология современного бренда: манипулирование покупателем // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4.