Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Долг перед государством — первейший долг и Церкви: это обусловило ход и направленность церковной реформы Петра. И Церковь, по мнению монарха, прежде всего должна приносить пользу, при этом понимаемую как пользу земную, как служение Отечеству. Это, естественно, требовало сущностных трансформаций - и не только церковного управления, даже и не одной церковной жизни, в перестройке нуждалась вся русская культура. Процесс подобной перестройки был крайне труден; проходил он медленно, и был насыщен множеством драматических событий. Не касаясь вопроса о его итогах, о том — осуществились ли в конечном счете глубинные намерения царя (полагаю, все же, что единственно правильным должен быть здесь отрицательный ответ), остановлюсь на начальных этапах данного процесса.
Актуальность исследования состоит в том, что принципы «священство выше царства» был полностью отброшен Петром I. Церковная реформа петровского периода (в том числе, секуляризация, ликвидация патриаршества и т.д.) означала не только отчуждение государством церковных доходов, но и полное огосударствление Церкви, переход управления церковными делами к светской бюрократии.
1 ГЛАВА ДУХОВНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Прокопович
Архиепископ Псковский Феофан Прокопович принимал активное участие в разработке петровской церковной реформы (Приложение 1). Именно он предпринимает попытку теоретически обосновать новую триаду "Бог-государство-самодержец". Он также меняет обоснование цели государственной власти: от достижения царства небесного и вечного спасения к тому факту, что "у каждой верховной власти есть последняя вина за ее единственное установление - национальное благо."
По своему происхождению, образованию, кругу жизнедеятельности, социальному статусу - то есть по всему, что определяет внешность человека, - Феофан Прокопович представляется типичным представителем украинского ученого монашества, истинным соратником Святого Духа. Дмитрий и Стефан, только немного моложе по возрасту.
В 1706 году Феофан произнес речь, обращенную к Петру в Софийском соборе (5 июля), а три года спустя, 24 июля 1709 года, он приветствовал победоносного царя, только что вступившего в Киев после Полтавской победы, "Словом похвалы о славной победе над войсками Свейска". Вскоре префект академии укрепил свою репутацию у правителей России: когда в декабре 1709 года Киево-Печерскую лавру посетил тогдашний всесильный А. Д. Меншиков, и Феофан тоже полюбил его своим очередным "словом".
В 1711 году Феофан сопровождал царя в Прутском походе (1711) в качестве проповедника. По возвращении он был назначен настоятелем Киево-Братского монастыря, ректором Академии и профессором богословия. И в этой дисциплине Прокопович, вместо ученой католической схоластики, следует принципам критических и исторических методов, используемых протестантскими богословами. Он сразу же нашел противников, которые обвинили профессора в неправославии.
Петр зовет его в Петербург (1715). Здесь он составляет и произносит проповеди, поздравления царю и т. д. Ему вверен Псковский епископский престол. Возвышение Феофана сильно встревожило его противников: Феофилакта Лопатинского, ректора Московской академии, Гедеона Вишневского и других, по словам Феофана, “латинистов”, то есть сторонников католико-схоластического направления. Их поддержали братья Лихуды, Стефан Яворский. Донос Прокоповича с обвинениями в отступничестве от православия не убедил императора. Феофан стал епископом Псковским и Нарвским, и всем доносчикам во главе с Яворским пришлось испытать унижение, извинившись перед Прокоповичем.
Феофан тем временем, вместо того чтобы отправиться в Псков, остался в столице в качестве доверенного лица Петра в церковных делах. Он выполняет различные поручения короля: пишет проповеди и другие труды, издает указы и законы. Среди них - знаменитое Духовное постановление (1721), которым был учрежден Синод-высшее учреждение, по сути-одна из коллегий, управлявших Русской Церковью. Таким образом, патриархат в России был ликвидирован. Опасность патриархального достоинства, согласно откровенному признанию Правил, заключается в том, что простой народ может думать о его носителе: "Это второй государь, равный самодержцу или больший, чем он, и что духовный ранг-это другое и лучшее государство." Петр, участвовавший в составлении Устава и редактировавший его, хорошо усвоил уроки вражды своего отца с Никоном и более ранние примеры противостояния московских государей духовным пастырям
Русская Церковь в XVIII веке была поставлена под бдительный контроль светской власти через обер-прокурора Синода и его местных агентов-инквизиторов. Во всем этом Ф. Прокопович ревностно следовал идеям Петра I, став одним из убежденных идеологов русского абсолютизма. В трудах его и других церковных лидеров идеи осуществлялись в духе рационализма (критика библейских текстов, житий святых с их чудесами). Со староверами устраивались споры, в ходе которых их часто обвиняли в невежестве и суеверии.
1.2 Яворский
В соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I, после смерти патриарха Адриана (1700) главой церкви стал не новый епископ, а управляющий патриаршего престола Стефан Яворский, митрополит Рязанский. Они официально называли его "местоблюстителем и администратором патриаршего престола".
Среди русского духовенства новый человек (за несколько месяцев до назначения его перевели из Киева), он, не будучи сторонником полного подчинения церкви светской власти, вынужден был, скрепя сердце, делать все, что приказывал царь. Его функции были ограничены духовными вопросами. А те контролировались Монастырским приказом во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным.
Это учреждение было воссоздано в 1701 году, и его главной заботой является сбор доходов с церковных земель в казну, регулирование расходов духовенства. Указ Петра, один из многих, не жалел красок, рисуя жизнь и быт монашеской братии: "Сегодняшние монахи не только не кормят бедных своими трудами, но и сами едят чужие труды. Начальство впало в роскошь, а подчиненные пребывают в нужде; из-за вотчины происходят ссоры, убийства и много обид."
В монастырях власти устанавливали штат, монахов отправляли на государственную работу. Ценности были изъяты из монастырей для нужд войны. Деятельность служителей церкви рассматривалась как часть государственной службы, которая также была очень ответственной.
Среди духовенства значительное число выступило против нововведений Петра. Они, например, принимали участие в заговоре царевича Алексея. ” За стариков " в церковной и гражданской жизни стояли консерваторы из церковников и дворян, им симпатизировал тот же Яворский.
1.3 Воронежский
В 1722 году митрополит Воронежский и Елецкий Пахомий получил указ о строительстве школы для обучения детей духовных лиц. Это была первая попытка создать духовную школу в Воронеже. Однако строительство ее не было закончено. Но тогда уже с 1706 года существовала Новгородская архиерейская школа для детей из разных сословий. Эта школа стала образцом для других епархий. Синод приказал из каждой епархии в 1723 году послать в Новгород для обучения по три человека. Из Воронежа тоже были посланы три человека, но по возвращении работу они не получили, т. к. школа в Воронеже не была открыта.
Ю.В. Пыльнев в книге «История народного образования Воронежского края» пишет о том, что о школе в Воронеже позаботиться было некому, епископы часто менялись, и до 1728 года духовных школ в Воронежской епархии не было.
Вообще создание духовных школ в Воронеже продвигалось тяжело. Воронежские архиереи не признавали «латинского учения», да и сами они надолго не задерживались в Воронеже. В Синод отправлялись доклады об открытии духовной школы в Воронеже, а на самом деле ее не было.
Ю.В. Пыльнев в своей книге отмечает, что основание Воронежской духовной семинарии было положено воронежским архиереем Иоакимом Струковым в 1731 году. Но уже в декабре 1731 года учеников распустили по домам.
В 1737 году школа снова открылась, но работала кое-как, а к 1739 году совсем опустела.
В этом же году создается школа для детей священнослужителей при Воронежской Успенской церкви. Эта школа, как пишет в своей книге Ю.В.Пыльнев, существовала до 1744 года. Учителем был местный дьякон Георгий Родионов. Была еще школа при Пятницкой церкви. Она открылась в мае 1739 года. Учительствовал в ней дьякон Филипп Семенов. Эта школа в 1742 году была закрыта по распоряжению архиерейского приказа.
1.4 Ростовский
Незаурядной фигурой был митрополит ростовский Дмитрий, как и большинство крупных церковных деятелей той поры, также выходец из Малороссии. Он поддерживал преобразования Петра, особенно в первый период его царствования. Известен его ответ на вопрос ярых приверженцев старины, готовых умереть за свои бороды: “А что отрастет, отсеченная ли голова или сбритая борода?”. Вместе с тем Дмитрий осуждал стремление царя полностью подчинить себе церковь. Из-за этого митрополит к концу жизни (умер в 1709 г.) сблизился со сторонниками Алексея Петровича. Дмитрий ростовский прославился и как автор многих проповедей и других литературных произведений. В середине XVIII столетия он был причислен к лику святых.
Не подлежит сомнению, что и в XXI веке имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, является для каждого верующего человека современной России феноменом русской святости и просвещения. Отметим, что за весь синодальный период Российской Церковью было канонизировано всего четверо святых – и один из них – святитель Димитрий Ростовский.
Его феномен заключается в том, что святитель Димитрий был не просто духовно талантливым, образованным человеком, ученым-энциклопедистом, стремящимся к совершенству и духовной пользе для самого себя, но человеком, стремящимся к совершенству cебя и мира, а также, окружающих людей.
Святитель Димитрий своей жизнью во Христе, своими, в первую очередь агиографическими трудами, открыл русскому человеку целый мир духовности и святости, нравственной доблести и высокого богословского умозрения.
Это драгоценное наследие привлекало и продолжает привлекать к себе, на протяжении уже трех веков, не одно поколение русских людей.
Он был ученым-энциклопедистом, ученым с «большой буквы». Не ученым, исследования которого были направлены ради продвижения богословской науки ради науки, или прославления своего имени, открытия некоторых истин, могущих затем послужить просвещению людей, а ученым, цель которого состояла в служении, которое может исправить человека, привести его в соответствие с замыслом о нем Бога.
2 ГЛАВА ДУХОВНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Что за орган
В истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году
Государь Петр I после кончины в 1700 г. патриарха Адриана назначил местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского, а в 1701 г. вернул к жизни существовавший ранее Монастырский приказ, заведующий землями церкви.
Однако царь пошел дальше. По его желанию петровский сподвижник епископ Феофан Прокопович составил Духовный регламент, то есть устав нового задумывавшегося органа – Духовной коллегии. После процесса подписания регламента иерархами РПЦ в 1721 г. та была учреждена. Появление светского государственного органа, взявшего на себя функции церковного управления, означало окончательное упразднение патриаршества и подчинение церкви власти монарха. Со временем это подчинение только росло. В 1723 г. Синод был признан со стороны восточных патриархов – Константинопольского и Антиохийского.
Изначально главой Синода был президент, в 1721 г. им стал все тот же Стефан Яворский.
2.2 Для чего
Главенствующий Святейший Синод обладал в русской православной церкви всей властью, а также вел дела по вопросам, возникающим в заграничных православных церквях. Ему подчинялись остальные существующие в то время патриархаты. Известны и такие интересные сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим императором, который имел своего представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Российской империи было важным политическим шагом, поскольку эта организация являлась высшим государственным органом в административной власти церкви.
Синод имел право открывать новые кафедры и назначать иерархов, с согласия Императора. Духовное правительство наблюдало за церковным благочестием, очищая Церковь от всех порочащих ее элементов, регулировало брачно-семейные отношения, могло издавать указы, которые имели возможность приобрести силу законов, а также обладало высшей церковной судебной властью, в том числе и над членами самого Синода. Созданное Духовное правительство имело патриаршеские права во внешних сношениях Русской Православной церкви с иными церквями. Петр отмечал это свое желание в послании к константинопольскому патриарху: «по многому здравому рассуждению и совету, заблагорассудили уставить со властию равнопатриаршескою Духовный Синод, то есть высшее духовное Соборное Правительство».
2.3 Значение
Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.
Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.
С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:
«Рационализаторский взгляд на происходившие в ней [Церкви] процессы, непонимание ее сути приводили ко многим печальным последствиям, среди которых можно назвать попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами, отход от православия многих представителей образованной части российского общества».
2.4 Кто представлен
Первоначально орган состоял из различных категорий духовенства: архиереев, архимандритов (представителей рядового черного духовенства), протопопов (представителей белого духовенства). Позже в Синод стали допускаться только лица, имеющие епископский сан и носящие, соответственно, титулы епископа, архиепископа или митрополита. Вновь к участию в работе Синода церковнослужители, не являющиеся архиереями, стали допускаться только в начале XXв. Члены Синода назначались и отстранялись лично Императором.
Таким образом, высшее церковное правительство было поставлено в полную зависимость от верховной власти.
Вице-президентом был автор Духовного регламента Феофан Прокопович. В 1726 г. президент превратился в первенствующего члена (им стал Прокопович), остальные представители духовенства, заседавшие в Синоде (все они назначались государем), стали именоваться его членами (постоянными членами Синода были митрополиты Московский, Петербургский и Киевский) и присутствующими.
Представителем монарха в Синоде стал назначаемый им государственный чиновник – обер-прокурор (1722). Он был «оком государевым» среди церковников, управлял синодальной канцелярией и участвовал в заседаниях органа. На протяжении XVIII в. роль обер-прокурора не была особо велика, однако уже в начале следующего столетия ситуация начала меняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре.
Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью – Святейший Правительствующий Синод
Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автухович Т.Е. Прокопович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 488–496.
2. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2006. С. 125-130, 156-160.
3. Алексеева С.И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856-1904 гг. // Нестор. 2001. № 1.
4. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856-1904. СПб., 2003.
5. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. Феофан Прокопович. М., 2005. 40 Феофан Прокопович. Сочинения. С. 76.
6. Духовный регламент // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 6. 1720-1721. СПб., 1830. №3718.
7. Живов В.М. Из церковной истории времён Петра Великого. М., 2004. 5.
8. Жордания Ф.Д. Святейший Синод при Петре Великом в его отношении к Правительствующему Сенату. Тифлис: тип. А. Древига и А. Каландадзе, 1882. С. 73-101;
9. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1991. 6.
10. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М., 2000. 7.
11. Морозов А.А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Сб.
12. Николаев С.И. Феофан (Прокопович) // Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2003. С. 451–452.
13. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 184–226.
14. Паламарчук П.Г. Прямой наследник Патриархов // Стефан Яворский. Сказание об Антихристе. Догмат о Святых иконах. С. 5–28.
15. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973.
16. Панченко А.М. Церковная реформа и культура Петровской эпохи // XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991.
17. Подтергера И.А. Рецепция античности в русской культуре начала XVIII века // Русско¬европейские литературные связи: XVIII век. СПб., 2008.
18. Полунов А.Ю., Победоносцев К.П. Святейший Синод и архиереи в 1881-1894 гг. // Вестник МГУ. Серия 8. История. №4. М.: 194. С. 7-31.
19. Пумпянский Л.В. Об оде А. Пушкина «Памятник» // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000. С. 197–209.
20. Пути русского богословия / Прот. Георгий Флоровский; С предисл. Н. Лосского. – Москва : Институт Русской цивилизации, 2009. – 848 с. ISBN 978–5-902725–30–5
21. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. 211-29. Распечатать. стр. 215-219.
22. Святейший Синод в истории российской государственности: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. 2017.
23. Семашко А.Г. Синодальный XIX век в истории отношений государства и РПЦ // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 2.
24. Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917 гг. В 8 кн. Лейден, 1964.
25. Стефан Яворский. Сказание об Антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999.
26. Титов Ю.Н. Процесс огосударствления церкви в XVIII– XIXвв. // Вопросы научного атеизма, вып. 37. М.: Мысль, 1988. С. 174-184.
27. Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961. 16.
28. Феофан Прокопович и петровская эпоха Нарис iсторiї України: В 2 тт. Київ, 1991. Т. 1. 4.
29. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. 3¬е изд. Париж, 1983.
30. Цыпин В.А. История Русской православной церкви: синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2007.
31. Царские и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода. СПб.: Синодальная типография, 1838. С. 2.
32. Иванцов-Платонов А.М. О русском церковном управлении // 12 статей из №№ 1-16 газеты «Русь». СПб.: типография А.А. Пороховщикова, 1898.