Фрагмент для ознакомления
2
введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что участие государства и иных публично-правовых образований в гражданском обороте является объективно необходимым для решения стоящих перед ними социальных задач. В действующем Гражданском кодексе РФ публично-правовые образования определяются как один из субъектов гражданского права. При этом вопросы их участия в имущественных отношениях, являющихся предметом регулирования данной отрасли права, недостаточно четко регламентированы законодательством, что предопределяет необходимость их тщательного рассмотрения и дальнейшей теоретической разработки.
Вследствие масштабности и глубины участия публично-правовых образований в имущественном обороте возникают спорные моменты в их правовом регулировании, частота возникновения которых значительно больше, чем во многих иных правовых институтах. Российская правовая действительность продолжает бурное развитие, с чем неизбежно коррелирует реформирование государственного и муниципального сектора экономики. В этих процессах оказываются задействованными как отрасли публичного права, так и законодательство, касающееся участия публично-правовых образований в гражданском обороте.
Изучение публично-правовых образовании как участников гражданских правоотношений необходимо потому, что это будет способствовать выявлению пробелов в законодательстве и проблем, возникающих в ходе практической реализации норм гражданского права, посвященных деятельности данного особого субъекта правоотношений. Публично-правовые образования осуществляет свою гражданско-правовую деятельность за счет органов власти и местного самоуправления. Но нельзя забывать, что возможностей, в частности, у государства гораздо больше, чем у других субъектов гражданского оборота. Государство обладает полномочиями на создание, изменение или прекращение действия норм права, в том числе и гражданского. Однако, при его участии в гражданских правоотношениях, оно находится в равном положении с иными участниками данного правоотношения, а в месте с тем, должно в равно степени с другими соблюдать установленные правила
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере установления и осуществления гражданской правосубъектности публично-правовых образований.
Предмет исследования составляют: законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с установлением и осуществлением гражданской правосубъектности публично-правовых образований, правоприменительная практика, а также взгляды ученых по рассматриваемой проблематике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании особенностей гражданско-правового регулирования отношений с участием публично-правовых образований.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: исследовать правовую природу публично-правовых образований как участников отношений, регулируемых гражданским законодательством; рассмотреть содержание гражданской правосубъектности публично-правовых образований; проанализировать осуществление гражданской правосубъектности публичными образованиями в сфере вещных правоотношений; охарактеризовать осуществление гражданской правосубъектности публичными образованиями в сфере обязательственных и иных правоотношений.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования автор руководствовался как общенаучными, так и частноправовыми методами познания: историческим, нормативно-логическим, аналитическим, синтеза, системно-правовым и др.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачи и состоит из введения; двух глав, включающих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений: общая характеристика
1.1. Правовая природа публично-правовых образований как участников отношений, регулируемых гражданским законодательством
Особенность природы публично-правовых образований выражается, прежде всего, в том, что они обладают специальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут вступать только в те гражданско-правовые отношения, которые связаны с удовлетворением публичных нужд.
Согласно действующему законодательству, к понятию публично-правового образования относятся государственные и муниципальные административно-территориальные образования.
Между тем, публично-правовые образования – это, можно сказать, некие социальные организации, которые создаются для выполнения определенных функций либо для достижения определенных целей.
При этом признание возможности их участия в гражданских правоотношениях обуславливается объективной необходимостью и может быть рассмотрена исключительно в качестве одного из средств выполнения таких функций либо достижения поставленных им целей. Другими словами, гражданская правоспособность публично-правовых образований должна иметь специальный характер.
В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)1 (далее – ГК РФ) наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются и Российская Федерация, а также ее субъекты и муниципальные образования.
В юридической науке существует мнение, согласно которому перечисленные выше образования являются особыми субъектами гражданского права. Однако, большинство ученых склоняются к мнению, что употребление словосочетания «особые субъекты» не совсем соответствует природе перечисленных ранее субъектов. В связи с этим, более предпочтительным считается термин «публичные образования». Данный термин достаточно полно отражает особенности указанных выше субъектов.
Во-первых, очевидно, что особо заостряется внимание на то, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования были созданы искусственным путем, что кардинально отличается от природы физических лиц.
Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований как носителей публичной власти.
Несмотря на достаточную разработанность вопроса гражданско-правового статуса публично-правовых образований в цивилистической литературе, проблема объема их правосубъектности остается одной из наиболее дискуссионных.
Основные теории правосубъектности публично-правовых образований базируются на положениях гражданского законодательства о видах правоспособности юридических лиц. Представители первой теории – теории общей, универсальной правосубъектности публично-правовых образований2 – полагают, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут совершать любые гражданско-правовые сделки, иметь любые гражданские права и нести любые гражданские обязанности без каких бы то ни было ограничений (по аналогии с коммерческими организациями). Приведенная теория выглядит достаточно логичной и аргументированной, особенно в свете анализа принадлежащих публично-правовых образованиям в силу закона правомочий. Так, например, именно названные субъекты мог
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 3434.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.
7. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 4. – Ст. 251.
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
9. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.1997 № 139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18142/ (дата обращения: 13.05.2021).
11. Решение мирового судьи судебного участка № 4 г. Мичуринска Тамбовской области от 06.10.2017 по делу № 2-997/2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-mirovoj-sudya-sudebnogouchastka-4-g-michurinska-s/act-239536274/ (дата обращения: 13.05.2021).
12. Беспалая Л.С. Особенности гражданско-правовое ответственности публично-правовых образований // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 17(51). – С. 99-101.
13. Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований // Адвокатская практика. – 2009. – № 2. – С. 14-16.
14. Дмитриева Е.В. Вопросы участия и ответственности публично-правовых образований в гражданских правоотношениях // Актуальные проблемы современного законодательства. Сборник статей участников V Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. – М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. – С. 599-604.
15. Ершова Ю.В. О содержании категории «правовой режим» применительно к имуществу публично-правового образования // Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России. Коллективная монография. В 4-х томах. – М.: Проспект, 2020. – С. 274-282.
16. Кичик К.В. Принадлежность имущества публично-правовому образованию как критерий отнесения хозяйствующего субъекта к числу заказчиков в сфере государственных (муниципальных) или «корпоративных» закупок // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2020. – № 2. – С. 44-49.
17. Козлова В.Н. Теории гражданской правосубъектности публично-правовых образований // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. – М.: Перо, 2020. – С. 138-141.
18. Крылова Е.Б. Природа гражданской правосубъектности публично-правовых образований // Юридический мир. – 2010. – № 4. – С. 54-59.
19. Мазаев В.Д. Национализация в экономической политике субъектов Российской Федерации (конституционно-правовой аспект) // Журнал российского права. – 2020. – № 1. – С. 22-32.
20. Мариян В.Г. Некоторые проблемы правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. – 24 с.
21. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. – 2006. – № 9. – С. 15-19.
22. Молчанов А.В., Кузнецова О.Н. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и их деятельность // Публичное право сегодня. – 2021. – № 1. – С. 100-118.
23. Сергеев Д.Б., Побелянов П.В. Особенности природы публично-правовых образований как участников гражданского оборота // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 6(45). – С. 811-813.
24. Тимофеев Н.С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 10. – С. 44-46.
25. Хиле А.В. Некоторые вопросы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. – Кострома, 2020. – С. 171-173.
26. Шафеев Д.И. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях // Право и законность: вопросы теории и практики. Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. – Абакан, 2020. – С. 199-200.