Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший американский социолог Питирим Александрович Сорокин. В западной культурологи первой половины 20 века широко дискутировалась проблема культурного кризиса, высказывалась даже такая точка зрения, что европейская культура погибает, ее духовные возможности исчерпаны. Сорокин не разделял такую позицию, рассматривая кризис культуры как переходный этап на иной, более высокий уровень.
По Сорокину, культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и другие.
Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.
Цель исследования – изучить и рассмотреть теорию культуры П.А. Сорокина.
Задачи исследования:
1) рассмотреть биографию П. Сорокина;
2) изучить концепцию развития культуры П.А. Сорокина;
3) проанализировать теорию культуры П.А. Сорокина.
Предмет исследования – теория культуры.
Объект – П.А. Сорокин.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка литературы.
1 Биография П. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии. Сейчас это село входит в состав Княжпогостского района Республики Коми. Детство его прошло среди народа Коми или зырян, как он сам их называл. Именно здесь, среди первозданных лесов, прекрасной северной природы, прошли первые годы его жизни. Питирим Александрович очень красочно описывал свои воспоминания о живописной природе земли коми. Не обошел своим вниманием великий ученый и коми народ. Различным сторонам жизни зырян посвятил он несколько работ, которые и сегодня высоко ценятся среди исследователей. Многое восхищало его в коми народе, например, высокая взаимовыручка, практически полное отсутствие неравенства, равноправие мужчин и женщин, малое количество преступлений и т.д.
Но, несмотря на мир прекрасной природы, окружавший его, детство его не было легким. Семья П.Сорокина постоянно переезжала из села в село – отец его был церковных дел мастером, писал иконы и занимался изготовлением церковной утвари. П. Сорокин рано потерял свою мать. Она умерла, когда ему было около трех лет. С детства П. Сорокин познал недоедание, физические трудности. После смерти жены, отец П.Сорокина старался заглушить боль от утраты любимой женщины алкоголем, однажды после ссоры с ним Сорокин и его брат Василий решили начать самостоятельную трудовую жизнь и уйти от отца. Вместе с братом они переходили от села к селу, занимаясь реставрацией церквей, писали иконы, золотили канделябры и другую церковную утварь, изготавливали медные, серебряные и золоченые оклады для икон. Многие мастера долгие годы овладевали этим трудным искусством, Василию было в то время 14, а Питириму 10 лет. В таком юном возрасте они занимались сложной, а зачастую и опасной работой, в частности они белили высокие потолки, ремонтировали крыши церквей, занимались позолотой куполов. В таких нелегких условиях начинали братья свой трудовой путь. Несмотря на многочисленные трудности П.Сорокин с теплотой вспоминал про этот период своей жизни. Через несколько лет жизненные пути братьев разошлись…
Питирима Александровича ждала учеба. Где и как он выучился читать и считать неизвестно. Кочевая жизнь, которую вела их семья, не позволяла братьям Сорокиным регулярно посещать школу. Первым учителем Сорокина была простая крестьянка из с. Римья, которая учила нескольких деревенских детей читать, писать и считать
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше. - М.: Федер. ин-т развития образования, 2012. - 39 с.
2. Козер Л. А. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте / пер. с англ. Т. И. Шумилиной. - СПб.: Нестор-История, 2013. -463 с.
3. Лазебная К.П. Теория символического в творчестве П.А. Сорокина: историко-социологический анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Специальность 22.00.01 – Теория, методология и история социологии. ВШЭ. Москва. – 2013. - 182 с.
4. Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценности П.А. Сорокина. Статья. Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2012. - №1. - С. 182-194.
5. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ.– М.: Наука, 1997.– 351 с.
6. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427–504.
7. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования.– 1998. – № 12.– С. 3–14.
8. Сорокин Питирим, Тойнби Арнольд. Диалог из 1960-х: А. Тойнби - П.А. Сорокин. Социологические исследования. — 2004. — № 10. — С. 14-26.
9. Станкович Б. (ред.). Русская диаспора и изучение русского языка и русской культуры в инославянском и иностранном окружении. - Белград: Славистическое общество Сербии, 2012. — 336 с.
10. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Искусство, 1993. - 298 с.
11. Биография Питирима Сорокина. - http://rksorokinctr.org/index.php/2016-03-22-07-25-52/2016-03-22-07-31-01.html
12. Концепция культуры п. Сорокина. - https://studfiles.net/preview/2359187/page:11/
13. Социальная философия П. А. Сорокина. - http://poisk-istini.com/literatura/russkaya-filosofija-nevleva/socialnaya-filosofiya-p-a-sorokina