Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выдающиеся историко-культурные памятники, удостоенные статуса Всемирного наследия, можно найти практически в любой стране мира и во всех регионах Земли, кроме Антарктиды. Однако распределены они весьма неравномерно. Особенно много их выявлено в Западной Европе и Юго-Восточной Азии, а также в Центральной Америке. Сравнительно мало их приходится на страны Центральной Азии, США и Канаду, Африку и Австралию.
Испания обладает тремя дестинациями: пляжи, фестивали и праздничные мероприятия, объекты Всемирного наследия Юнеско.
Размышляя об архитектуре Испании, понимаешь, что она во многом ассоциируется с таким явлением, как каталонский модерн, возникший в конце XIX в. в испанском городе Барселоне. Повышенная экспрессивность, свобода использования пластичной архитектурной формы, активное сочетание цвета и света – его наиболее характерные черты. Замечательной идеей была интеграция искусства в культуру и архитектуру. Это разрушило изоляцию предметов искусства, ввело их в повседневный быт. Успехи в области промышленности способствовали расцвету архитектуры в конце XIX – начале XX в. Целая плеяда испанских зодчих творила и создавала неповторимый каталонский модерн – яркое и оригинальное явление в мировой архитектуре.
Самым необычным и своеобразным архитектором каталонского модерна считается Антонио Гауди (1852–1926). Его мысль свободно проникает в мир природных форм, который он не копировал, а трансформировал и превращал в элемент архитектуры и орнаментальной структуры. Архитектура Гауди предельно информативна. Она включает надписи, композиции на евангельские сюжеты, аллегорические изображения, самые различные символы. Гауди подходил к строительству как к органическому созидательному процессу. Камень в его руках превращался в живую форму; орнамент и резьба вырастали из него, как листья и ветки из дерева. Гауди объявил беспощадную «войну» прямой линии и переселился в мир криволинейных поверхностей.
Первый камень в основание собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) был заложен в 1882 году, и, по прошествии более чем 130 лет, постепенно становятся видны окончательные черты этого грандиозного сооружения. Собор наконец предстает перед нами в том виде, в котором его спроектировал, наверное, самый гениальный архитектор XX столетия Антонио Гауди. Сейчас это одна из самых популярных туристических достопримечательностей столицы Каталонии.
1. История заложения и возведения Саграда-Фамилия
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 г. в г. Реус (провинция Таррагона) в семье медника Франсиска Гауди-и-Серра и Антонии Корнет-иБертран. Мальчик с детства помогал отцу в его мастерской. Он много времени посвящал изучению природы, так как не мог участвовать в играх со сверстниками из-за врожденного ревматизма ног. Уже будучи студентом, он проявлял нестандартное мышления и редкую одаренность. Оригинальность и смелость решений, поразительных для его небольшого тогда еще опыта, он продемонстрировал уже в первых своих работах. 15 марта 1878 г. Гауди получает диплом архитектора и начинает знакомство с архитектурными памятниками Каталонии. 3 ноября, по предложению Жоана Мартореля, Гауди был назначен главным архитектором строительства собора Саграда Фамилиа. Он сменил на этом посту Франсиско де Паоло дель Вильяр-и-Лозано. К 1893 г. были завершены крипта и стены апсиды собора. В 1914 г. Антонио полностью сосредоточился на строительстве собора Саграда Фамилиа. В 1925 г. он даже переехал в мастерскую, возведенную рядом со строительной площадкой.
Идея возведения собора в Барселоне родилась в 1866 г. Она принадлежит владельцу старинного книжного магазина и основателю Общества почитателей святого Иосифа Жозефу Мари Бокабелья-и-Вердагеру (1815–1892). Он также возглавлял миссию Общества защиты и распространения ценностей христианской семьи. Побывав в аналогичном храме в итальянском городке Лоретто, Ж.М. Бокабелья решил возвести базилику Святого Семейства в Барселоне. Архитектор Франсиско дель Вильяр (1828–1901) убедил Жозефа отказаться от идеи повторить в Барселоне копию итальянской базилики. Он предложил собственный проект трехнефной церкви, имеющей в плане форму латинского креста. Квадратная в плане башня с восьмискатной кровлей должна была венчать средокрестие храма, сочетавшего элементы романского и готического стилей. Однако в 1883 г. из-за разногласий с заказчиком зодчий отказался от реализации своего проекта. Заказ был передан Жоану Марторелю, который рекомендовал на эту роль своего лучшего ученика – Антонио Гауди. В 1882 г. молодой специалист возглавил строительные работы.
Следует отметить, все архитекторы эпохи модерна стремились придавать архитектурным конструкциям природную живописность. Но такого органичного синтеза искусств, как в работах Гауди, мало кто добивался: «Архитектор – мастер синтеза. Он может представить себе вещь целиком еще до того, как она будет создана; он умеет для каждой вещи подобрать форму и место. Это особый род интуиции, которая позволяет почувствовать цвет и композицию будущего творения…» .
У испанцев есть поговорка «Ничто не берется из ничего». Несмотря на то, что произведения Антонио Гауди стоят особняком в мировой архитектуре, в его творчестве, как и в музыке, слышны отголоски многих эпох и стилей. Его отношение к готическому стилю в архитектуре весьма своеобразно: «Традиционная готическая система – мертвая система. Ее можно сравнивать с человеческим существом, скелет которого, вместо того, чтобы удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода…» . В творении Гауди готические стрельчатые арки преобразовались в параболические, традиционные контрфорсы были заменены более изящными «уступами», выполнявшими те же функции.
Вот что пишет по этому поводу Дж. Гилл: «Проектируя Саграда Фамилия, он хотел исправить изъяны готической архитектуры, он ненавидел аракбутаны, называя их костылям, одной из его задач было разместить прихожан ближе к богу, как в прямом, так и переносном смысле» . Для лучшего распределения нагрузки наклонные колонны стали «ветвится», как крона деревьев. Гауди также придал спиральную форму внутренним колоннам, что придало храму визуальную легкость.
1.1 Судьба и перспективы Собора на сегодняшний день
Неоготика явилась связующим мостиком от готики к модерну. Ярким примером «пламенеющей готики» и неоготики является собор Дуомо в Милане (1386–1965 гг.). В живописных полотнах мастеров эпохи Возрождения, хранящихся в фондах музея Туссен-Борнемицца или музея Прадо в Мадриде, можно обнаружить самые различные религиозные, архитектурные, природные мотивы и прообразы, которые, возможно, были реализованы на фасадах и в интерьере этого храма: «В основу украшения храма положена идея о святых, возносящихся на небо, и ангелах, спускающихся с небес. Всякий найдет в храме понятный образ: крестьяне увидят кур и петухов; ученые – знаки Зодиака, богословы – генеалогическое древо Иисуса, но подлинный смысл откроется только посвященным, и не надо его делать доступным для всех…» .
Собор Святого Семейства у многих людей вызывает неоднозначные чувства, но не признавать его магическую силу и величественность невозможно. А происшествие, случившееся в день освящения собора 28 ноября 2000 года, только добавило мистики и загадочности главному храму столицы Каталонии. Именно в этот день в Барселоне разразился мощнейший ураган и с одной арки оконного проема ветром сорвало верхушку, которая с ужасным грохотом рухнула на строительную площадку. Вероятно, это событие можно было рассматривать, как дурное предзнаменование, но барселонцы оказались несуеверными людьми и собор был освящен.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бергос, Ж. Гауди. Личность и творчество. – Барселона: Библион, 2003. – 310 с.
2. Воличенко О.В. Концепции нелинейной архитектуры // Архитектон: известия вузов. 2013. № 44. С. 2.
3. Гауди. Крипта колонии Гуэль. Условия доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ 4095164/post174788996/
4. Гилл, Дж. Антонио Гауди. – М.: Астрель, 2008 – 144 с.
5. Джордано К., Пальмисано Н. Парк Гуэль. Антонио Гауди (Полный путеводитель) / пер. с исп. К. Дмитриевой. Барселона: Dos de arte ediciones S. L., 2007. 52 c.
6. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1 (54). С. 9–19.
7. Игнатьева В.О. Категории фигуративного слоя и тектоническое построение в объектах А. Гауди // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 4 (41). С. 54–67.
8. Игнатьева, В.О. Образный язык архитектуры Антонио Гауди: к истории исследования // Архитектон: известия вузов. – 2011. – №34. – Июль. – Приложение. – 7 с.
9. Калимова Е.В. Синтез искусств в Парке Гуэль архитектора А. Гауди // Научные труды. 2009. № 9. С. 51–61.
10. Куприянов С.В., Пиликина Н.Н. Элементы художественного синтеза в парковой архитектуре Антонио Гауди // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3. С. 146–150.
11. Лексина О.И. Линейчатые поверхности Гауди в проектной культуре модерна // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2014. № 4. С. 329–349.
12. Надеждин, Н.Я. Антонио Гауди «Воздушные замки Каталонии». – М.: Майор Осипенко, 2011 – 192 с.
13. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Творческое наследие Жузепа (Хосепа) Пуч-и-Кадафалка (1867–1956) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 2 (55). С. 9–27.
14. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Творческое наследие Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 3 (56). С. 9–27.
15. Прибылова Е.С. Архитектурно-инженерная мысль в творчестве Антонио Гауди // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. № 3. С. 127–131.
16. Рикард Регас, Даниэль Р. Карунчо, Карлос Джордано и Николас Пальмисано. Базилика Святого Семейства: Doc de arte ediciones, 2013. – 192 с.
17. Стессель С.А. Предпосылки развития идей нелинейности в современной архитектуре // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2016. Т. 16. № 3. С. 5–11.
18. Хайт, В.Л. Антонио Гауди и архитектура Запада ХХ в. / В.Л. Хайт, Х.Б. Нонель. – М.: Стройиздат, 1986 – 208 с.
19. Mireia Freixa. Nationalism and architecture of Catalonia Modernisme. – Catedràtica d'Història de l'Art, Universitat de Barcelona – 6 с.
20. URL: http://100grt.ru/unikalnye-drevnosti/svyashhennaya-chasha-graalya
21. URL: http://roarandrainbow.tumblr.com/post/61381242791/atlasobscura-sagradafamilia-barcelona.
22. URL: http://www.russian-globe.com/.
23. URL: httр://wikiquote.org/wiki/Антонио_Гауди.