Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, начатые в Китае в конце 70-х годов ХХ века по инициативе Дэн Сяопина, неоднозначны. Продолжаются дискуссии о том, будет ли их конечным результатом вовлечение страны в капиталистический мир американо-европейской модели, или же Китай, как подчеркивают его лидеры, сможет благодаря реформам доказать триумф социалистического мира идеи и реализовать идеалы марксизма, рухнувшего в СССР и Восточной Европе.
Одно остается очевидным фактором: социально-экономические изменения в Китае не укладываются ни в рамки классического марксизма, ни в буржуазные представления о развитии общества.
В Китае процесс реформ интенсивно ищет собственный путь национального развития. Реформы, инициированные Дэн Сяопином, продолжаются немногим более 25 лет. Исторически сложилось так, что это недолго, но за это короткое время Китай трансформировался, положив конец многим уродливым чертам прошлого. Благодаря его усилиям по реформированию лицо Китая резко изменилось.
Дэн Сяопин умер 19 февраля 1997 года. До последних дней своей жизни он имел решающее влияние на дела Китайской Народной Республики.
Даже когда он был серьезно болен и едва мог вмешиваться в процесс принятия решений, лидеры КПК, предпринимая определенные действия, всегда смотрели на него, обдумывая возможную реакцию с его стороны. Хотя он официально не занимал никаких постов в руководящих органах партии, в армии и в государстве, он оставался в своей жизни идейным и политическим лидером китайской нации.
Смерть Дэн Сяопина вызвала волну различных мнений о характере проводимых им реформ, их перспективах и оценках его деятельности. Согласно национальной (и не только китайской) традиции, полная объективная, всесторонняя оценка деятельности того или иного политического деятеля может быть дана только после его смерти. «Суд выносится только после того, как крышка гроба будет закрыта», - так говорят в Китае. И суждения начались.
Разноречивость в оценках Дэн Сяопина (от хвалебных до резко отрицательных) объясняется во многом тем обстоятельством, что одни рассматривают предпринятые им реформы с точки зрения их воздействия на перспективы развития Китая по социалистическому пути (укрепляет ли, улучшает ли они его или ослабляют, ухудшают), другие же судят о реформах потому, насколько они приближают Китай к рынку и демократии, характерны для стран, традиционно именуемых капиталистическими.
Некоторые утверждают, что реформы Дэн Сяопина помогают найти новый тип социализма, отличный от сталинско-маоистского. Другие хвалят (или осуждают) реформы как средство восстановления капитализма. Есть также ученые, для которых проблема знака, определение системы, которая формируется в процессе реформ, рассчитанных на несколько поколений, кажется неуместной, потому что речь идет не о типе общества, а о силе и богатстве общества.
Оценки реформ Дэн Сяопина, которые я представил, показывают, что независимо от вердикта той или иной стороны по его делу, все согласны с тем, что его влияние на политическую и социально-экономическую жизнь Китая было значительным. Правы те, кто указывает на радикальные изменения в истории страны, произошедшие благодаря ее реформаторской деятельности. Ни его сторонники, ни его противники (а многие из них были его поклонниками) не могут отрицать принципиально новую судьбу китайцев, которую представил Дэн Сяопин, заставив (или дав им шанс) увидеть окружающий мир в его сложной реальности.
Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Являясь территориальным соседом Казахстана, он может быть примером преобразования экономики. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение, и применение опыта механизмов преобразования соседних стран должно иметь отражение во внутренней и внешней политике Казахстана.
Целью курсовой работы является систематизация и анализ периода конца 70 - нач. 90-х гг. Рассмотрение и определение значений реформации «социализма с китайской спецификой».
Задачи курсовой работы:
- теоретически обосновать предпосылки проводимых Д. Сяопином реформ
- раскрыть основные направления и начало реформ
- охарактеризовать реализацию реформ в различных сферах экономической жизни КНР
Историография данного периода широко освящена в научной литературе советского периода, важным аспектом является специфика исторической мысли теоретиков советского периода. Она представлена в работах В.Я.Романюка "Красные иероглифы", У. Цзинляня "Экономическая реформа в КНР", М.Л.Титаренко, а так же во всеобщей истории.
При идеологической фильтрации в позициях авторов можно заметить положительную личную оценку происходящим событиям. Более объективный характер имеют издания постсоветского периода. Прежде всего, это периодические журналы: «Континент», «Эхо планеты», «Вестник Каз.НУ», в истории Китая освящены с новых исторических позиций.
Большое значение для историографии имеют труды самого Дэн Сяопина. Большой вклад для истории этого периода можно отнести аналитический труд Делюсина Л.П. «Дэн Сяопин и реформация китайского социализма».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
1.1 Исторические предпосылки проведения китайских реформ
Вначале при формулировании форм и методов реализации китайских реформ сильно сказывалась обычная фразеология, например, необходимость «полагаться на собственные силы», «искать внутренние резервы» и т.д.
Идея открыться миру выражалась как бы постепенно. Задача была серьезно изучить и заимствовать опыт других стран, как в процессе революции, так и в процессе строительства» была предложена Дэн Сяопином в своем выступлении на XII съезде КПК. В то же время он предостерег от слепого копирования чужого опыта и чужих образцов для подражания.
Здесь самым внимательным образом изучены и методы трансформации в странах Запада, Японии, а также в бывших социалистических странах. Интерес к методам управления Японии и Южной Кореи, которые послужили мощным раздражителем и своеобразной моделью для Китая, возник в конце 1970-х годов, в то время, когда лидеры бывшего Советского Союза продолжали упорно «игнорировать» процессы в этих странах, сводя все к «империалистической экспансии транснациональных монополий» и усилению «процесса» эксплуатации народов.
Одним из основных политических мотивов ускорения, инициированного Дэн Сяопином, было соперничество с Тайванем.
Но наиболее важные уроки были извлечены из национальной практики и истории: первые попытки модернизировать Китай с использованием передовой европейской науки, технологий и оружия были предприняты во второй половине XIX века. Интерес к проблеме модернизации еще более возрос в связи с формированием новых социальных слоев, связанных с современными формами общественной жизни, расширением и развитием национальных революционных сил, а также по мере знакомства китайской интеллигенции с достижениями западной цивилизации.
На рубеже XIX и XX веков учение китайских реформаторов уже не ограничивалось простым заимствованием западных научно-технических достижений, оно также включало в себя проекты широких преобразований в экономике, политической системе, в сфере государственного управления государственное образование, в создании новой культуры, то есть в преобразовании всех основных аспектов жизни китайского общества с целью, в конечном итоге, формирования современной индустриальной цивилизации.
В конце XIX века лидеры реформаторского движения Кан Ювэй и Лян Цичао выступили с широкой программой обновления Китая. В начале ХХ века Сунь Ятсен разработал подробную программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Прежде всего, он поставил задачу добиться полной национальной независимости китайской нации от господства маньчжурской династии, а затем и из-под полуколониальной зависимости от ведущих империалистических держав (принцип «национализма») как основное главное условие нормального развития страны.
В 1930-х годах Чан Кайши попытался внедрить в Китае «тоталитарную модель модернизации» по образцу нацистской Германии, что привлекало его отношениями с государством как высшим существом над всеми гражданами обладая абсолютной властью над ними, олицетворяя интересы нации.
По примеру нацистской партии были созданы политические институты для поддержки и защиты правящего авторитарного режима Гоминьдана, активно продвигалась фашистская идеология, и устанавливались тесные военные связи с «Третьим рейхом». Как и в