Фрагмент для ознакомления
2
Современный педагог занимается различными видами профессиональной деятельности: педагогической, воспитательной, научной, методической, управленческой. Он имеет различные возможности использования компьютера или информационных технологий для получения, передачи, систематизации, обработки информации, а также для общения между коллегами, учениками, их родителями и т.д.
Информатизация образования выдвигает требования соответствия профессиональной подготовки учителей. Поэтому одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка учителей, готовых и способных применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования.
Использование ИКТ в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и предоставляет необходимый научно-методический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИКТ оказывают значительное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, мониторинг, прогнозирование и т. д.).
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все еще отстает от современных требований, поэтому формирование системы знаний, умений и навыков использования информационно - коммуникационных технологий в образовании является актуальной задачей, для выполнения которой необходимо иметь:
- умение обобщать, анализировать и воспринимать информацию;
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;
- умение работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- умение понимать сущность и важность информации в развитии современного информационного общества, понимать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;
- умение разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей учебного процесса, задач воспитания и развития личности.
Профессия учителя становится более сложной, многогранной, но и более интересной с точки зрения раскрытия способностей и самореализации. Преподаватель должен разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии на основе стремительно развивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей с учетом современных научных и производственных технологий, что требует глубоких знаний в области педагогики, психологии, информатики и др., овладение методиками научного знания, сформированного исследовательского типа мышления.
Создать успешно функционирующую и своевременную модель профессиональной подготовки будущего специалиста можно только на основе постоянного внедрения педагогических новшеств в практику образовательного процесса. Инновация в образовательной деятельности - это широкое использование, прежде всего, новых технологий обучения и организации учебного процесса в ВУЗе для получения результатов в виде образовательных услуг, отличающихся социальным и рыночным спросом.
В традиционной технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: учитель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также управленческую функцию средства обучения [4].
Педагогическое мастерство учителя заключается в подборе необходимого содержания, применении лучших методов и средств обучения в соответствии с программой и педагогическими задачами. Современный педагог в своей деятельности постоянно решает следующие задачи:
- использовать теоретические и практические знания для проектирования, реализации и методического обеспечения педагогического процесса;
- отбирать и анализировать информацию;
- самостоятельно или в соавторстве создавать на ее основе новую информацию;
- использовать информационные технологии в педагогическом процессе, в собственной исследовательской деятельности, при организации исследовательской деятельности студентов;
- разрабатывать учебно-методические комплексы с использованием информационных технологий;
- проводить экспериментальные работы и тому подобное.
- разрабатывать и реализовывать образовательные и обучающие программ разной направленности и разного уровня;
- использовать различные методы для оценки достижений учащихся и т.д.;
- использовать различные средства общения для общения с коллегами и студентами (электронная почта, социальные сети, Интернет, мультимедиа и т. д.);
- обобщение собственных достижений и проблем, поиск новых путей их решения;
- ориентироваться в социокультурной ситуации, используя ее возможности для обеспечения качества образования;
- нести ответственность за качество обучения и результаты деятельности студентов.
Новые требования общества к уровню образования и личностного развития уже привели к изменению технологии обучения. Сегодня инновационные технологии позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентации личности студента на его интересы, склонности и способности. Среди них ведущее место принадлежит таким видам, как проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно¬модульное обучение, проектное обучение, кейс-метод, многоуровневое обучение.
В результате их реализации кардинально меняются функции как учителя, так и ученика.
На сегодняшней день не существует общей и целостной системы образования, позволяющей в полной мере разносторонне развивать личностные качества и интеллектуальные способности обучающихся. Однако использование средств мультимедиа при обучении может позволить:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке.
Во многих учреждениях образования уже есть полноценные компьютерные классы, проекторы, интерактивные доски и прочее оборудование, которое необходимо для более успешного внедрения процесса информатизации обучения. Одним из инструментов, который довольно широко используются, является технология мультимедиа.
Мультимедиа - область компьютерных технологий, которая помогает преобразовывать различную (текстовую, графическую, звуковую) информацию с помощью компьютерных средств. Зачастую, правильное преобразование материала позволяет сделать информацию более наглядной, запоминающейся.
Проведение уроков с использованием мультимедийных ресурсов - это сильнейший стимул в обучении учащихся. Посредством таких уроков усиливаются психические процессы обучающихся: внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Благодаря использованию презентаций, преподаватель может хорошо структурировать материал. Современные приложения для создания презентаций поддерживают большое количество различного функционала: создание анимации по страницам, использование звуковых эффектов, вставка картинок, таблиц, форматирование текста, использование диаграмм. Немалым достоинством презентации является то, что её можно легко распространять и обучаемый всегда будет иметь хорошо структурированный материал, который всегда под рукой. Зачастую такой материал легче читается, чем рукописный текст, к нему легко получить доступ, а система поиска по содержимому помогает экономить уйму времени. Более того, если обучаемый заболел, то он всегда сможет просмотреть пройденный материал и не упустить необходимые знания [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Л. В Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя / Л. В. Алиева // Научно-методический сборник по итогам ОЭР Вып. 3. - М. : Департамент образования Москвы, ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, 2019.
2. Алиева, Л. В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества : учебно-методическое пособие / Л.
В. Алиева. - М. : ИТИП РАО. - 2017.
3. Арзуманова, Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Н.В. Арзуманова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- sov-remennyh-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse
4. Божович, Л. И.. Познавательные интересы школьников и пути их изучения // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. - М.: АПН РСФРС. - 2018.
5. Бойченко, И.В. Дополненная реальность: состояние, проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / И. В. Бойченко, А. В. Лежанкин // Доклады ТУСУРа. - 2010. - № 1 - Режим доступа: http://old.tusur.ru/filearchive/reports-magazine/2010-1-2/161-165.pdf
6. Большакова, Д. Н. Воспитание у школьников интереса к учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. - 2018. - 18 с.
7. Вергун, Т. В. Инновационные средства обучения в системе образования [Электронный ресурс] / Т. В. Вергун // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8 - С. 99-100. - Режим доступа: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5017
8. Волгина, Н. А. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе [Электронный ресурс] / Н.А. Волгина. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/525529/
9. Вострикова, Е. А. Дистанционные образовательные события в
сетевом сообществе как средство профессионального развития педагогов / Е. А. Вострикова, Н. П. Макарова // III Международной научно-практической конференции «Технологии информатизации и управления : сб. науч. тр. URL: http://depository.bas-net.by/EDNI/Deposits/Details.aspx?Id=457
10. Вострикова Е. А. Проектные технологии в образовательном процессе : подготовка педагогов к внедрению ФГОС // Учитель Кузбасса №1 (36) - 2018 г. - с.59-66