Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Политическая активность населения является одой из важнейших составляющих политической жизни государства. За последние десятилетия происходит существенное изменение в плане способов преобладающего влияния на политическую активность населения путем всё большего проникновения Интернета в различные сферы повседневной жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Уже стали избирателями те, кто никогда не жил без интернета, и таких людей становится всё больше, а простота технологий делает их доступными даже для лиц старшего возраста. Постепенно привычный вектор общения в обществе смещается с вертикального иерархического на горизонтальный, когда любой пользователь Интернета может напрямую обратиться к любому политику или чиновнику, и ожидает быстрого обоснованного ответа на своё обращение, если не лично, то от соответствующей пресс-службы или официального представительства. Это приводит к тому, что с политической арены вымываются представители, с которыми человек не может общаться так или иначе на горизонтальном уровне.
В связи с этим использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях влияния на политическую активность населения становится процессом не только актуальным, но и неизбежным.
Целью написания данной курсовой работы является изучение механизмов и средств влияния на политическую активность населения с помощью сети Интернет.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие политической коммуникации;
Проанализировать различные способы политического воздействия в ретроспективе 30-50 лет;
Выделить факторы, влияющие на политическую активность населения;
Выделить факторы, влияющие на политическую активность в сети и при использовании сети интернет.
Объектом исследования учебные и научные издания, статьи на бумажных и электронных носителях.
Предметом исследования является перечень фактически используемых в интернете способов взаимодействия элит с народом в целях повышения лояльности и политической активности.
Источниковая база КР. В ходе работы были проанализированы и использованы научная и учебная литература, периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы на русском и английском (с автоматическим переводом) языках.
Степень изученности проблемы. Исследуемая проблема является в целом хорошо изученной, большой перечень доступных источников представлен как на русском, так и на английском языках. Разработками в изучаемой области занимались ученые из различных областей – политтехнологи, психологи, социологи, технические специалисты. Но, несмотря на большой объем исследований и достаточно глубокую проработку, в открытом доступе не существует на сегодняшний день ни одной полной и актуальной теоретической проработки вопроса использования телекоммуникационных технологий для повышения политической активности.
Новизна данной КР заключается не только в изучении классичех технологий политической коммуникации и влияния, но и в получении списка и анализе фактически существующих и используемых в Интернете технологий.
Практическая значимость КР. В работе получен открытый перечень пунктов и видов сетевой активности, которым необходимо сегодня следовать любой публичной персоне, компании, организации, политическому деятелю и др., чтобы показывать заинтересованность в своих последователях или потребителях своих товаров и услуг.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав (по три и два параграфа соответственно), заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 58 наименований.
Глава 1. Политическая коммуникация
1.1 Теоретические основы политической коммуникации.
Уже нет смысла говорить о том, как развивался интернет с момента своего появления, и даже в 10-летней ретроспективе изменения настолько глобальны, что лучшим решением будет оценивать изменения за последние 2 - 3 года и результаты, к которым изменения привели.
По данным Mediascope1 число активных пользователей Интернета в России в 2021г. выросло на 5,1% (+6 млн чел.) и достигло 124 млн. чел., что составляет почти 85% всех жителей страны. Количество активных мобильных устройств достигло 228,6 млн шт. (многие пользователи имеют более одного мобильного устройства), а соцсетями пользуется 67,8% населения России, или 99 млн чел. Аудитория мобильного интернета в России насчитывает 86,2 млн человек или 70,5% населения страны, а эксклюзивная аудитория - 34 млн человек.
При этом распределение пользователей Интернета (Рис. 1) по возрасту показывает, что подавляющее число жителей среднего возраста (или абсолютно все за редким исключением – в крупных городах) и половина людей старшего возраста являются пользователями сети.
Рис. 1. Численность пользователей Интернета в зависимости от возраста.
Такие показатели обязывают любых публичных людей, в том числе политиков и политические организации, учитывать влияние Интернета, создавать и тратить ресурсы на достойное поддержание своих представительств в различных соцсетях и на личных сайтах.
Происходит также смещение фокуса внимания с печатных СМИ на онлайн-площадки при сохраняющейся популярности телевидения. Это показало исследование «Медиапотребление в России – 2020» Исследовательского центра компании «Делойт»2 (Рис. 2).
Рис. 2. Изменение структуры потребления медиауслуг.
В этой связи необходимо исследовать и применять не только традиционные способы политической коммуникации, но и осваивать новые. Проанализируем существующие теории и идеи в области политической коммуникации, чтобы сделать обоснованные выводы о направлении развития политической коммуникации в современном обществе и влиянии на неё современных телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет.
Идея политической коммуникации как отдельного научного направления появилась в западной политической науке в середине XX века. Способствовало этому два фактора: появление телевидения, как нового канала массовой коммуникации, и развитие в научной среде идеи о том, что для стабильности политической системы требуется не только прямая коммуникация, но и эффективная обратная связь. А также в целом в академической среде просто возник интерес к исследованию коммуникации вообще, не только лишь к политической коммуникации.
На начальном этапе огромное влияние на развитие концепций коммуникации оказали работы Н. Винера3, где он утверждает, что почти все явления окружающего мира можно объяснить информационным обменом. Современный человек всё больше опирается на информацию, поступающую извне, нежели на анализ своих внутренних чувств и ощущений. Таким образом важнейшее значение приобретает коммуникация, которая позволяет человеку реагировать на события во внешнем мире. В значительной степени это касается и социально-политической сферы. Винер также заключил, что для полноценной жизнедеятельности в современном мире человеку необходим значительный уровень информационного обеспечения в разных сферах. Иинформация разного рода: социально-экономическая, политическая, экологическая, научно-техническая, - критически важна как для граждан, так и для общества в целом.
Аналогичные мысли высказывал российский ученый М.С. Вершинин. Согласно его мнению, низкая адаптивность социально-политической системы является следствием неразвитой политической коммуникации в обществе. При этом степень развития косвенно можно оценить простым пересчетом средств и каналов коммуникации, а также объемом политической коммуникации, независимостью (статистической) каналов и целевой направленностью коммуникации4
Прицельно вопрос о развитости политических коммуникаций исследовал американский политолог Л. Пай5. Провалы политических кампаний в 40-50-х г.г. он связал с использованием единственного подхода, практиковавшегося до появления и распространения телевидения, - в основном на пропагандистских методах коммуникации. Ученый установил провальность этого подхода на волне появившейся возможности сбора обратной связи от населения с использованием СМИ, технических средств связи (например, соцопросы по телефону – безумно раздражающие сегодня, в 80-х г.г. были прорывной технологией, осознанно демонстрировавшей внимание элиты к мнению общества).
Примерно в то же время, что и появление телекоммуникационных технологий, произошло открытие двухступенчатой коммуникации – идея была сформулирована П. Лазарсфельдом6. Смысл двухступенчатой коммуникации состоит в том, что между информацией, подаваемой СМИ, конечный потребитель получает совсем не равнозначную. По пути следования информация фильтруется через «социальные фильтры» - это прежде всего накопленные человеком социальные нормы и правила, моральные установки, но также оказывают влияние и «лидеры мнений». Лидерами мнений называют людей, мнение которых значимо для конечного получателя информации, с этими людьми каждый обсуждает своё видение информации, или же воспринимает информацию через призму публичных комментариев от этой значимой личности
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы.
1. Аудитория интернета в России в 2020 году // Электронный документ. URL: https://mediascope.net/news/1250827/
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999.
3. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
4. Грачев М. Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2003. № 4.
5. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004.
6. Иванов В.Г. «Естественный уровень образования» как фактор стабильности политического режима. Часть I // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия. Политология. – 2011. – № 4. – С. 5-28.
7. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.Синергетическая парадигма политики. Уч. пособие: – М.: Флинта, 2014. – 227 с.
8. См. Крамник В. В. Социально- политические механизмы политической власти. — Л., 1991. С. З7-З8.
9. Липсет М. Политический человек: социальные основания политики/ пер. с англ. Е.Г. Генделя, В.П. Гайдамака, А.В. Матешук. – М.: Мысль, 2016. – 612 с.
10. Медиапотребление в России – 2020 // Элекронный документ. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html
11. Шеремет, А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Дисс. канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2003.
12. Lasarsfeld P., Berelson B., Guadet H. The People's Choice. How Voter Makes up His Mind in a Presidential Campaign. – New York-London, 1969.
13. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford – New York, 1987.
14. Шварценберг Р. Ж. Политическая социология: В 3т. – M., 1992.
15. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age // New Media Society. 2005. Vol. 7. №. 2. P. 177 - 198.