Фрагмент для ознакомления
2
Концепция автоматизированного управления в АУК.2М осталась неизменной в сравнении с таковой в АУК.1М.
В АУК.2М управление конвейерной линией может осуществляться также в режиме автоматического управления от технологических датчиков контроля уровня заполнения бункера. Работа конвейерной линии в этом режиме происходит циклично: включение - при достижении горной массы в бункере ниже датчика нижнего уровня, а отключение - при достижении уровня горной массы датчика верхнего уровня.
В конце линии (под лавой) расположен кнопочный пост, с помощью которого оператор механизмов лавы при необходимости замыкает и блокирует кнопку «Стоп», выдавая сигнал запрета работы конвейерной линии. При деблокировке упомянутой кнопки выдаётся сигнал разрешения работы конвейерной линии; запуск осуществляется при условии, что исправны все датчики системы автоматического контроля, а от датчиков бункера выдаётся команда на включение ПУ. Аналогично описанному процессу автоматического управления от технологических датчиков бункера в АУК.2М предусматривается режим автоматического управления линией от сигналов датчика контроля работы магистральной конвейерной линии. В этом случае к ПУ участковой линии подключается датчик контроля скорости ДС, который устанавливается на конвейере магистральной линии.
При работе магистральной линии сигнал от датчика ДС подаёт команду включения участковой линии, она включается и работает до тех пор, пока не отключится магистральная линия, либо не поступит сигнал отключения от датчиков средств контроля и защиты.
Для обеспечения возможности включения участковой линии вне зависимости от работы магистральной, например, при ремонтах и наладке, предусматривается деблокировка, осуществляемая с прибора-указателя пульта (ВПУ).
Комплекс автоматизированного управления конвейерными линиями УКЛ.1 предназначен для централизованного управления разветвлёнными и неразветвлёнными конвейерными линиями угольных шахт, в том числе опасных по газу и пыли, с числом конвейеров в линии до 30 и числом ответвлений до 6, обеспечивает также автоматизированное управление отдельными конвейерами, не входящими в состав конвейерной линии. Устанавливается в конвейерных выработках или в диспетчерской.
Комплекс состоит из пульта управления ПУ, источников питания ИП-1 и ИП-2, блока управления конвейером БК, генератора сигналов ГС, линейного усилителя ЛУ, микротелефона МТ, громкоговорителя ГР и стенда для проверки блока управления.
Комплекс УКЛ.1 обеспечивает выполнение следующих функциональных требований:
управление разветвлёнными и неразветвлёнными конвейерными линиями, а также отдельными конвейерами;
местное автоматизированное управление конвейером, осуществляемое с блока управления;
централизованное автоматизированное управление конвейерной линией, осуществляемое с пульта управления;
пуск конвейерной линии (части линии) по командам от оператора или технологических датчиков в последовательности, исключающий завал мест перегрузок и осуществляемый путём включения каждого подающего конвейера только после установления рабочей скорости смежного принимающего (пуск против грузопотока);
оперативный останов конвейера, осуществляемый по управляющим командам от оператора, обслуживающим персоналом на месте или от технологических датчиков путём наложения тормозов при скорости ленты ниже 0,5 м/с;
аварийный останов конвейера при скорости ленты ниже 0,5 м/с и защитных отключениях;
экстренный останов с наложением тормозов одновременно с подачей команды на отключение привода конвейера при защитных отключениях;
останов конвейерной линии (части линии) по сигналам от оператора или технологических датчиков.
Кроме того, комплекс обеспечивает:
автоматическую подачу предупредительного звукового сигнала длительностью не менее 5 с перед запуском конвейера (конвейерной линии);
запрет исполнения пусковой команды в случае отсутствия воспроизведения предупредительного сигнала звуковым сигнализатором, расположенным у приводной головки;
выбор вида управления (местное, автоматизированное, централизованное) на блоке управления конвейером;
автоматический контроль исправности цепей датчиков завала, схода ленты, экстренного останова, ограждения, а также цепи ретрансляции пуска при сопротивлении линии связи до 160 Ом;
регулируемую выдержку времени на останов конвейера в пределах от 1 до 6 с при срабатывании датчиков контроля завала или схода ленты; контроль номинальной скорости в диапазоне скоростей ленты конвейера от 1 до 5 м/с.
Комплекс также обеспечивает сигнализацию на пульте управления, блоке управления конвейером с много двигательным приводом путём подачи сигналов на поочередное включение двигателей и диагностики схемы пульта управления от встроенного устройства контроля; выполнение всех функций по управлению конвейерной линией при сопротивлении утечки между жилами не менее 12 кОм; двухстороннюю телефонную связь с селективным вызовом между оператором и пунктами установки блоков управления конвейерами и устройствами звуковой сигнализации и др.
Принцип работы комплекса УКЛ.1 не отличается от принципа работы заменяемой им аппаратуры типа ЦИКЛ.
В результате повышения надёжности источников питания и перевода питания цепей датчиков с автоматическим контролем линии связи с 4 на 50 Гц существенно повышена эксплуатационная надёжность комплекса УКЛ.1. Внедрение комплекса УКЛ.1 по сравнению с существующими комплексами управления конвейерными линиями позволяет расширить области применения и функциональные возможности, увеличить пропускную способность конвейерных линий за счёт сокращения времени простоев, что является основными источниками его экономической эффективности.
Однако, внедрение УКЛ связано с дополнительными затратами, связанными с конструктивной несовместимостью оболочек корпусов АУК и УКЛ.
2.2 Техническая характеристика привода
2.2.1 Выбор электродвигателя
1. По принятым исходным данным определяем мощность привода, т.е. мощность на выходе:
Р_вых=(F_t∙V)/〖10〗^3 =(34,68∙〖10〗^3∙0,08)/〖10〗^3 =2,77 кВт
где Ft = 34,68 кН – окружное усилие на барабане;
V = 0,08 м/с – скорость ленты.
2. Общий коэффициент полезного действия:
η_общ=η_(кл.р.п.)∙η_р∙η_(ц.п.)∙η_(пр.в.)
где η_(кл.р.п.) – КПД клиноременной передачи;
η_р – КПД редуктора;
η_(ц.п.) – КПД цепной передачи;
η_(пр.в.) – КПД приводного вала.
η_общ=0,95∙0,8∙0,95∙0,99=0,71
3. Мощность электродвигателя:
〖Р'〗_(э/д)=Р_вых/η_общ =2,77/0,71=3,9 кВт
По таблице типовых электродвигателей определяем, что Рэ/д = 4 кВт; nэ/д = 750 мин-1; d1 = 38 мм; двигатель АИР132S8:
АИ – серия;
Р – вариант привязки мощности к установочным размерам;
132 – высота оси вращения;
S – установочный размер по длине станины;
8 – число полюсов.
4. Частота вращения приводного вала:
n_3=(V∙6∙〖10〗^4)/(π∙D_б )
где D_б – диаметр барабана [мм].
n_3=(0,08∙6∙〖10〗^4)/(π∙250)=6,11〖 мин〗^(-1)
Общее передаточное число:
U_общ=n_(э/д)/n_3 =750/6,11=122,7
Передаточное число цепной передачи принимаем равным U_(ц.п.)=2.
Передаточное число клиноременной передачи принимаем равным U_(кл.р.п.)=2.
2.2.2 Определение мощности, крутящего момента и частоты вращения каждого вала привода
1. Определим мощности: Р_0=Р_(э/д)=4 кВт:
Р_1=Р_(э/д)∙η_(кл.р.п.)=4∙0,95=3,8 кВт
Р_2=Р_1∙η_р=3,8∙0,8=3,04 кВт
Р_3=Р_2∙η_(ц.п.)∙η_прив=3,04∙0,95∙0,99=2,86 кВт
где Р_0,Р_1,Р_2,〖 Р〗_3 – мощность на валах электродвигателя, редуктора, быстроходного, тихоходного и приводного валов;
η_(кл.р.п.),〖 η〗_р,η_(ц.п.),η_прив – коэффициенты полезного действия клиноременной передачи, редуктора, цепной передачи и приводного вала соответственно.
2. Определим частоту вращения:
n_0=n_(э/д)=750 〖мин〗^(-1)
n_1=n_0/U_(кл.р.п.) =750/3=250 〖мин〗^(-1)
n_2=n_1/U_р =250/20=12,5 〖мин〗^(-1)
n_3=n_2/U_(ц.п) =12,5/2=6,25 〖мин〗^(-1)
где n_1,n_2,〖 n〗_3 – частота вращения на быстроходном, тихоходном валах редуктора и приводного вала;
U_(кл.р.п.) U_(р.) U_(ц.п.) – передаточные числа клиноременной передачи, редуктора и цепной передачи соответственно.
3. Определим крутящие моменты:
T_0=9550 P_0/n_0 =9550∙4/750=50,9 Н∙м
T_1=9550 P_1/n_1 =9550∙3,8/250=145,2 Н∙м
Т_2=9550∙Р_2/n_2 =9550∙3,04/12,5=2101,6 Н∙м
Т_3=9550∙Р_3/n_3 =9550∙2,86/6,25=4210,1 Н∙м
где 〖Т_0,Т〗_1,Т_2,Т_3 – крутящие моменты на валу электродвигателя, быстроходного и тихоходного валов редуктора, приводного вала.
Результаты расчётов сводим в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Мощность, частота вращения и крутящий момент для каждого вала
Вал Мощность P,кВт Частота вращения n,об⁄мин. Крутящий момент T,Н⋅м
0 4 750 50,9
1 3,8 250 145,2
2 3,04 12,5 2101,6
3 2,86 6,25 4210,1
2.3 Кинематическая схема привода ленточного конвейера
Рисунок 2.1 – Кинематическая схема привода:
1 – электродвигатель; 2 – редуктор червячный; 3 – барабан; 4 – цепная передача; 5 – клиноременная передача
2.4 Расчеты, подтверждающие работоспособность и надежность конструкции
2.4.1 Определение диаметров валов
Крутящий момент в поперечных сечениях валов:
быстроходного Tб = 131,12 Hм;
тихоходного Tт = 2098,22 Hм.
Предварительные значения диаметров (мм) различных участков стальных валов редуктора определяют по формулам:
Для быстроходного:
d_1≥(7…8)∙∛(Т_б )=8∙∛131,12=39,6≅40 мм
Принимаем: d = 40 мм.
Для тихоходного:
d_2≥(5...6) ∛(Т_Т )=6⋅∛2098,22=64,01≅70 мм
Принимаем: d = 70 мм.
Диаметр dст ступицы вычисляется по формуле:
d_ст=(1,50...1,55)∙d_3
где d_3 – диаметр вала под колесо.
d_ст=1,55⋅80=124 мм
Длину ступицы:
l_ст=1,31⋅80=105 мм
2.4.2 Конструирование корпусных деталей и крышек
Плоскости стенок, встречающиеся под прямым или тупым углом, сопрягают дугами радиусом r = 0,5·δ = 0,5·10 = 5 мм; R = 1,5·δ = 1,5·10 = 15 мм.
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор «a» (мм):
a≈∛L+3
где L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм.
L=1,5∙d_ae2=1,5∙278,678=418,02 мм
a≈∛418,02+3=10,5 мм≅11 мм
Для редукторов толщину стенки, отвечающую технологическим требованиям технологии литья, необходимой прочности и жесткости корпуса:
δ=1,3∙∜T≥6 мм
где Т – вращающий момент на тихоходном валу.
δ=1,3∙∜2098,22=9,13мм≅10 мм
Крышки подшипников изготовляют из чугуна марки СЧ-15. Определяющим при конструировании крышки является диаметр отверстия в крышке под подшипник, и все остальные параметры принимают по таблице 2.12 [1] после определения этого параметра.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авсеев Г.М. и др. Сборник задач по горной электротехнике. – М.: Недра, 1988.
2. Дзюбан В.С. и др. Справочник энергетика угольной шахты. – М.: Недра, 1983.
3. Колосюк В.П. Техника безопасности при эксплуатации рудничных электроустановок. – М.: Недра, 1987.
4. Машины и оборудование угольных шахт. / под ред. В.Н. Хорина. – М.: Недра, 1987.
5. Озерной М.И. Электрооборудование и электроснабжение подземных разработок угольных шахт. – М.: Недра, 1976.
6. Правила технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт. – М.: Недра, 1976.
7. Правила безопасности в угольных и сланцевых шахтах. – М.: Недра, 1986.
8. Руководство по ревизии, наладке и испытанию подземных электроустановок шахт. / под. ред. В.В. Дегтярева, Л.В. Седакова. – М.: Недра, 1989.
9. Светличный П.П. Выбор и эксплуатация электрооборудования участка угольной шахты. – М.: Недра, 1980.
10. Справочник по электроустановкам угольных шахт. / под ред. В.В. Дегтярева и др. – М.: Недра, 1988.
11. Цапенко Е.Ф. и др. Горная электротехника. – М.: Недра, 1986.
12. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов, «Конструирование узлов и деталей машин», Москва, «Высшая школа», 1985 г.
13. Д.Н. Решетов, «Детали машин», Москва, «Машиностроение», 1989 г.
14. М.И. Анфимов «Редукторы. Конструкция и расчет», 1982 г.
15. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов, Л.П. Варламова «Допуски и посадки», Москва, 1984 г.
16. Р.И. Гжиров, «Краткий справочник конструктора», «Машиностроение», Ленинград, 1983 г.
17. Атлас конструкций «Детали машин», Москва, «Машиностроение», 1980 г.
18. А.О. Спиваковский, С.М. Брежезовский «Транспортирующие машины», Москва, 1971 г.
19. Л.Я. Перель, А.А. Филатов, справочник «Подшипники качения», Москва, «Машиностроение», 1992 г.
20. А.В. Буланже, Н.В. Палочкина, Л.Д. Часовников, методические указания по расчёту зубчатых передач редукторов и коробок скоростей по курсу «Детали машин», часть 1, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1980 г.
21. В.Л. Гадолин, «Методические указания по расчету клиноременных передач», Москва, 1981 г.
22. А.В. Буланже, «Подбор и расчет цепных передач», Москва, 1981 г.
23. В.Н. Иванов, В.С. Баринова, «Выбор и расчёты подшипников качения», методические указания по курсовому проектированию, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1981 г.
24. А.А. Вайнсон «Подъемно-транспортные машины строительной промышленности», 1983 г.
25. Научные основы автоматизации в угольной промышленности: опыт и перспективы развития: монография / В.Г. Курносов, В.И. Силаев; Международный институт независимых педагогических исследований МИНПИ – ЮНЕСКО, ОАО «Автоматгормаш им. В.А. Антипова». – Донецк: издательство «Вебер» (Донецкое отделение), 2009. – 422 с.
26. Гаврилов П.Д., Гимельшейн Л.Я., Медведев А.Е. Автоматизация производственных процессов. – М.: Недра, 1985. – 215 с.
27. Датчики для автоматизации в угольной промышленности. Под ред. В.А. Ульшина / В.А. Ульшин, Г.И. Бедняк, В.П. Довженко и др. – М.: Недра, 1984. – 245 с.
28. Технические средства автоматизации в горной промышленности: Учебное пособие / В.И. Груба, Э.К. Никулин, А.С. Оголобченко; под общ. ред. д.т.н., проф. В.И. Грубы. – К.: ИСМО, 1998. – 373 с.
29. Автоматизация производства на угольных шахтах / Г.И. Бедняк, В.А. Ульшин, В.П. Довженко и др. – К.: Техника, 1989. – 272 с.