Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование вопросов связанных с проблемами становления и развития малого и среднего предпринимательства в России является актуальным для российской экономики вот уже более тридцати лет. Возникновение предпринимательской деятельности еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, связано, прежде всего, с развитием малого и среднего предпринимательства, будь то кооперативы или другие организации. Деятельность таких организаций в период трансформации российской экономики от централизованного планового управления к становлению рыночных экономических отношений было начальным этапом становления малого и среднего предпринимательства в России. Деятельность российских организаций малого и среднего предпринимательства напрямую зависима сегодня от экономического состояния экономики Российской Федерации и косвенно зависит от состояния мировой экономики.
Ситуация, которая складывается сегодня в экономике Российской Федерации, требует ответов на множество вопросов, связанных с внешними и внутренними вызовами, существующими в современной мировой экономике, необходимости проведения анализа тенденций дальнейшего экономического развития. Рост количества экономических кризисов за последние десятилетия, значительная политизированность процессов в мировом хозяйственно-экономическом управлении, использование политического давления со стороны развитых западных стран и применение экономических санкций в рамках недобросовестной международной конкуренции, волатильность цен на нефть и рост курса доллара негативно отражаются на российской экономике. Разрыв хозяйственно-экономических связей между партнерами, вызванных остановкой экономики в период пандемии COVID-19, а также многофакторная неопределенность в предпринимательской деятельности, отрицательно отразились на хозяйственно-экономической деятельности организаций малого и среднего предпринимательства. Пострадала организационная система поддержки деятельности таких организаций. Негативные изменения в экономической ситуации, вызвавшие финансовые потери в организациях малого и среднего предпринимательства и даже банкротство ряда из них, поставили в ряд актуальных сегодня вопросов необходимость государственной поддержки организаций малого и среднего предпринимательства. Выработки в короткие временные сроки эффективной консолидированной экономической политики в этой области, которая способствовала не только поддержке таких организаций, но и их дальнейшему развитию. Для этого важным представляется понимания причин существующих экономических проблем, поиск путей выхода из сложившейся сегодня кризисной ситуации.
Понимание современной экономической ситуации с малым и средним предпринимательством, актуализирует задачи, от решение которых зависит дальнейшего существования организаций малого и среднего предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Финансовая, информационная и имущественная поддержка государством малого и среднего предпринимательства за последний период времени способствовала выживанию таких организаций в условиях пандемии, помогая им в буквальном смысле сохранить предприятия и работников при сокращении объемов реализации товаров, работ и услуг. Это позволило добиться снижения последствий негативных тенденций в сфере малого и среднего предпринимательства в экономике России.
Актуальность данной темы исследования связано с рассмотрением деятельности российских организаций малого и среднего предпринимательства с точки зрения перспектив развития. Направление современных исследований в этой области позволяет отметить, что сегодня роль, место и значение малого и среднего предпринимательства недостаточно изучена, не обозначена его взаимосвязь с другими экономическими объектами и его место в современной российской экономике. Не определены направления развития. Ситуация в данной сфере сегодня неоднозначна, это подтверждается результатами проверки Счетной палаты России деятельности Корпорации малого и среднего предпринимательства, которая была признана не эффективной. И дело здесь не столько в компетенциях государственного управления, сколько в отсутствии единой концепции понимания сегодня места и значения малого и среднего предпринимательства в экономики России. Его позиционирования в экономической среде во взаимодействии с естественными природными монополиями, крупнейшими организациями, составляющими олигополию. Ролью организаций малого и среднего предпринимательства в постоянно меняющейся экономической среде.
Вопросы, касающиеся исследований в области малого и среднего предпринимательства, неоднократно рассматривали в своих работах известные российские и зарубежные ученые. К ним можно отнести следующих известных зарубежных исследователей: Дж. К. Гелбрейт, П. Дукер, Д.М. Кейнс, Дж. Б.Кларк, М. Питерс, Дж. Стиглиц, Р. Хизрич, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, М. Фридман. А также российских экономистов: Л. И. Абалкин, А.Г.Аганбегян, И.К. Бабст, А.В. Брузгалин, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, Р.С. Гринберг, А.Л. Гапоненко, О.В. Иншаков, Л.В. Кантарович, С.В. Мокичев, И.Т. Посошков, С.С. Шаталин, Е.М. Примаков, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, В.А. Мау, Р.М. Нуреев, Р.А. Фатхутдинов, Н.П. Федоренко, Ф.И. Шамхалов, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин и другие.
Актуальность выбранной темы исследований заключается в том, что в условиях роста негативного влияния мировых экономических кризисов, негативно отражающихся на экономической деятельности малого и среднего предпринимательства определить вероятные причины и точки роста организаций этой сферы деятельности. Выявить возможные формы и меры поддержки малого и среднего предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением частных инвестиций. Эффективность управления средой малого и среднего предпринимательства, не зависимо от сферы деятельности, становиться наиболее значимой частью процесса оздоровления российской экономики и основой корпоративного функционирования совместно с организациями крупного бизнеса. Для этого важно рассмотреть не только законодательные основы функционирования малого и среднего предпринимательства. Проанализировать их эффективность и их соответствие современным временным вызовам, а также позиционировать малый и средний бизнес в современной структуре экономики, определив его место с точки зрения экономической эффективности его существования. Существующие в современной экономике проблемы требует сегодня применение новых подходов к оценке экономики малого и среднего предпринимательства, основанных на анализе разработанных новых современных подходов государственного управления такими процессами. Это связано с необходимостью выхода за установленные традиционно параметры оценки значения малого и среднего предпринимательства, возрастанию роли компетентности в управлении малым бизнесом, как составляющего элемента экономики России.
В связи с этим, сложившиеся сегодня теоретическая и методологическая база знаний в этой области в целом требует актуализации и развития в соответствии с новыми экономическими вызовами.
Научная новизна данного исследования заключается в определении основных условий становления и развития МСП. В соответствии сопоставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- определить теоретическое понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, его типологию;
- рассмотреть основные критериальные характеристики, признаки и организационную классификацию малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать институциональную конструкцию малого и среднего предпринимательства в существующей законодательной структуре;
- позиционировать малое и среднее предпринимательство в структуре российской экономики;
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства, перспективы его функционирования;
- рассмотреть вопросы развития малого и среднего предпринимательства в современной экономической ситуации.
Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования как общенаучные методы познания, к которым мы относим сравнение, аналогию, дедукцию, синтез, индукцию, аналитическое моделирование и ряд других. Автором были также применены методы экспертных оценок, группировок, системного анализа, аналитическо-расчетный метод, который позволяет в интегрированной форме представить полученные в данном исследовании результаты.
Данное исследование имеет практическая значимость, которая заключается в возможности использования в качестве методических рекомендаций результаты, полученные в процессе исследования в государственном управлении и планировании, управлении организацией с целью совершенствования процесса экономического развития, в практической деятельности образовательных структур. Полученные в процессе исследования результаты могут быть переданы для использования в процессе управления организациям малого и среднего предпринимательства.
Эмпирической базой исследования послужили научные труды классических и современных отечественных и зарубежных экономистов, ученых, занимающихся вопросами экономики, управления, финансового анализа, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные научных исследований по теме управления организацией, применимые для исследования.
Глава I Теоретическое определение понятия и сущности малого и среднего предпринимательства
1.1. Понятие малого и среднего предпринимательства, его сущность и типология
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07. 2020 года)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №146-ФЗ
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ)
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ
8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
9. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006
10. Закон СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР»
11. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
12. Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
13. № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
14. Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
15. № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»
16. Постановление Правительства Российской Федерации о 4 апреля 2016 года № 256 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
17. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Раздел: О реестре; URL: https://ofd.nalog.ru/about.html 4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Раздел: Статистика; URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
18. . Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. https:// fedresurs.ru/
19. Федеральный закон № 943-I от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»;
20. Численность постоянного населения на 1 января. Витрина статистических данных. Росстат.; URL: https://showdata.gks.ru/report/278928
21. Jean-Baptiste Say. A Treatise on Political Economy. — 2017-07-28. — doi:10.4324/9781351315685.
22. Абрамов В.Н. Оценка основных показателей развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, Из-во Тамбовского филиала АНО ВО «РосНОУ», Тамбов. 2020
23. Антонов М.П.,Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. РАНХиГС. Издательское дело.М.,2020
24. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. www.spbgasu.ru.
25. Агеева О. ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса // РБК, 21.03.2020. URL: https://www.rbc.ru/econo mics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d
26. Абрамов В.Н. Статистический анализ динамики числа субъектов малого предпринимательства в России. // Проблемы и перспективы развития молодежного малого предпринимательства в России: материалы IX Международной научно-практической конференции – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2020.
27. Быковская Ю.В. Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития. Вестник Евразийской науки №5 Том 10 2018
28. Вольчик В.В. Институциональная структура экономики, URL http://www.edu-zone.net
29. Гафуров И.Р., Садыртдинов Р.Р., Гильванов Ш.Р. Оценка развития малого предпринимательства в городах-миллионниках России // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 10. – С. 12-17; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42557
30. Zemtsov S., Barinova V., Semenova R. The Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia //Форсайт. – 2019. – Т. 13. – №. 2 (eng)
31. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса// Мониторинг экономической ситуации в России/ №20 (112) 2020
32. Земцов С.П., Смелов Ю.А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018.
33. Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация,URL http://www.kirdina.ru
34. Федоров В.В. Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике// Инновации и инвестиции. №5.2018
35. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Малое и среднее предпринимательство в России, Статистичекий сборник. 2019