Фрагмент для ознакомления
2
Инновационный университет был основан в 1994 году как Институт экономики, управления и права. В 2016 году институт получил статус университета. Казанский инновационный университет является крупнейшим в Поволжском регионе России научным центром, в котором осуществляются системные исследования в различных областях знаний.
В университете и филиалах имеется разветвленная инфраструктура для проведения научных исследований. В вузе функционирует множество уникальных научно-исследовательских институтов по направлениям противодействия коррупции, педагогическим инновациям и инклюзивному образованию, социальной философии, вопросам регионального социально-экономического. Внедрена система коммерциализации результатов научных исследований.
В 1994 году в вузе было создано собственное издательство «Познание». Где за 25 лет выпущено порядка 4 тысяч монографий, сборников научных трудов, материалов конференций, образовательных комплексов, учебных и методических пособий. О высоком уровне качества издаваемой продукции свидетельствуют многочисленные победы в таких авторитетных конкурсах издательского мастерства, как «Гуманитарная книга» и «Университетская книга».
На рисунке 1 приведена схема организационной структуры ВУЗа.
Рисунок 1 – Схема организационной структуры ВУЗа
Как показано на рисунке 1, организационная структура ВУЗа включает:
- Руководство в лице ректората;
- Факультеты;
- Экономический отдел;
- Общий отдел;
- Колледж;
- ИТ-отдел.
Основными направлениями использования информационных технологий в ИТ-отделах в рамках оказания технической поддержки пользователям являются [7]:
- оказание технической поддержки пользователям;
- мониторинг состояния ИТ-инфраструктуры предприятия;
- мониторинг функционирования прикладного программного обеспечения;
- мониторинг отработки заявок пользователей.
Рассмотрим общие требования к функционалу данного типа программного обеспечения, проведем анализ его характеристик.
К основным задачам служб технической поддержки специалистами ИТ-подразделений относят [2]:
- вопросы ремонта и обслуживания компьютерной техники отдельных подразделений и служб предприятия;
- вопросы установки, настройки программного обеспечения на рабочих станциях специалистов отдельных подразделений и служб предприятий
- вопросы функционирования локальной сети предприятия;
- вопросы обеспечения информационной безопасности;
- вопросы функционирования прикладного ПО.
Рассмотрим порядок обращения сотрудников в службу технической поддержки ИТ-подразделения предприятия.
При неисправности оборудования, прежде всего, необходимо проверить правильность его подключения и наличие электропитания. Далее необходимо позвонить в сервисную службу ИТ-отдела предприятия и описать проблему, либо составить служебную записку на имя начальника ИТ-подразделения, в которой указать [8]:
1. причину обращения;
2. номер помещения, где находится рабочая станция;
3. фамилия контактного лица и телефон;
4. дату составления;
5. подпись руководителя подразделения или его заместителя.
Специалисты службы технической поддержки, выяснив проблему, определяют пути решения (либо дистанционно – с использованием средств удалённого доступа, либо непосредственно на рабочем месте пользователя или путем направления технического средства в сервисный центр.
Рассмотрим документооборот в процессе направления техники в ремонт.
Специалист ИТ-подразделения определяет характер и причины неисправностей, составляет акт о выходе из строя оборудования и направляет его в сервисный центр. При получении его из ремонта проводит диагностику и в случае устранения неисправности, вводит в эксплуатацию.
В случае, если проблема неустранима, производится подготовка документов для списания оборудования согласно принятым стандартам бухгалтерского учета на предприятии.
Поддержка функционирования программного обеспечения предполагает следующие направления [9]:
- поддержка системного ПО (в рамках которой решаются вопросы, связанные с функционированием операционных систем, драйверов оборудования, системных утилит и др.);
- поддержка функционирования прикладного ПО в части прикладного функционала (в случае возникновения проблем, например, с некорректными результатами расчетов или других ошибок пользовательского функционала);
- поддержка ПО общего назначения (вопросы, связанные с работой офисного, почтового ПО);
- вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности (вопросы разграничения доступа к системе, файловым ресурсам, системы антивирусной защиты).
Таким образом, основными этапами работы службы технической поддержки являются [11]:
- предварительный прием обращения;
- определение профиля обращения;
- направление обращения к специалистам согласно профилю проблемы;
- устранение проблемы;
- оформление документации.
Сервисное обслуживание компьютерной техники может проводиться как по заявкам пользователей, так и в случае возникновения неисправности.
ИТ-отдел имеет следующие полномочия в менеджменте компании:
- определение объемов закупок программных и аппаратных средств;
- определение политики по управлению ИТ - инфраструктурой;
- разработка планов стратегии развития ИТ - инфраструктуры предприятия
Значение ИТ-отдела в деятельности Казанского Инновационного Университета сложно переоценить, так как от правильности определения видов программного и аппаратного обеспечения будет зависеть работа специалистов, а также затраты на поддержание функциональности информационной системы.
Начальник ИТ-отдела проводит экспертизу документов, касающихся вопросов функционирования ИТ-инфраструктуры.
Основными бизнес-целями компании являются: достижение максимальной прибыли, расширение рынков сбыта продукции, оптимизация расходов. правильный выбор стратегии развития информационной системы позволит [14]:
- проводить решение прикладных задач, получать аналитическую отчётность, на основании которой принимать управленческие решения в области развития бизнеса компании;
- сокращать время обслуживания клиентов;
- внедрять системы электронного документооборота;
- выполнять требования по защите информации.
Правильно организованная система защиты данных, проектируемая сотрудниками ИТ-отдела, минимизирует вероятность простоев организации за счет потери данных вследствие нарушения требований по защите.
Своевременно проводимые работы по профилактике компьютерного оборудования также минимизируют вероятность простоев системы, что сокращает затраты, связанные с необходимостью закупки нового оборудования, а также в связи с потерями в клиентской базе.
Основными видами документации ИТ-отдела являются:
Паспорт информационной системы;
Паспорт функций отдела;
Должностные инструкции специалистов.
Начальник ИТ-отдела имеет право подписи на документах:
Ведомость инвентаризации;
Акты приемки и сдачи выполненных работ в области использования ИТ;
Контракты на поставку оборудования;
Приказы руководства в области работы ИТ-технологий.
Одной из главных проблем при проектировании архитектуры информационной системы компаний является сложность в проведении оценки влияния ИТ-проектов на достижение бизнес-целей, а также их важности и ценности для организаций, что представляет собой один из важнейших факторов в процессе принятия решения по реализации и финансировании ИТ - проектов, а также представляет собой обязательную составляющую его технико-экономического обоснования.
Существует большое количество различных методик оценки ИТ-проектов, как чисто финансовых, вероятностных, так и качественных. Но они имеют достаточно локальный характер и не позволяют полностью проводить оценку степени влияния ИТ - проектов на цели организаций, в которых отсутствует формализованная ИТ-стратегия. В случае с финансовыми методами, это обусловлено тем, что трудоемким является процесс выделения из общих финансовых потоков компании непосредственно финансового эффекта, который мог бы оказать именно данный проект внедрения ИТ-решения, и таким образом, и дать объективные выводы о степени его ценности для компании [13]. Кроме того, зачастую ИТ-проекты могут оказывать положительный нематериальный эффект, который в принципе невозможно выразить экономическими категориями. Вероятностные методы оценки, в свою очередь, имеют тесную связь с различными методами по анализу рисков и выявлению новых возможностей, а также с использованием различных финансовых способов оценки инвестиций. Очевидно, что значительным недостатком указанного метода является сложность при проведении оценки вероятностей событий, а также неточности в прогнозировании в силу различных обстоятельств производственных реалий. В силу того, что вероятностные методы в значительной степени опираются на финансовые, они также содержат в себе недостатки, имеющиеся у финансовых методов, упомянутые выше. Еще одним способом оценки результатов ИТ-проектов является качественный, который ориентирован на цели компании, ее приоритеты и показатели по ним. Как правило, он базируется на системе сбалансированных показателей и является в некоторой степени абстрактным. Также, обязательным требованием для использования данного метода является наличие в организациях формализованной стратегии развития в целом и ИТ-стратегии, если речь идет о проектах по внедрению ИТ-решений, что в настоящее время не так часто встречается.
На сегодняшний день, все вышеперечисленные способы по оценке ИТ-проектов детально изучены и хорошо описаны во множестве научных трудов и практических рекомендациях их использования. В них рассматриваются фундаментальные теоретические аспекты вопроса и практические примеры применения этих методов. Множество из них опираются на такие известные и авторитетные научные организации, как ISO и ISACA. Однако, в них отсутствуют четкие рекомендации о том, как например, выделить из финансовых потоков компании именно экономический эффект от проекта, или как, количественно оценить качественные показатели результатов ИТ проекта в условиях отсутствия формализованной ИТ стратегии. Таким образом, не смотря на то, что данная тема обладает высокой степенью научной разработанности, отсутствие отработанных методик количественной оценки качественных показателей ИТ проектов, обуславливает необходимость и целесообразность разработки подхода к анализу влияния таких проектов на бизнес предприятия [20].
В компетенцию отдела информационных технологий входят вопросы, связанные с обеспечением деятельности ИТ-инфраструктуры предприятия. Далее рассмотрим вопросы деятельности ИТ-отдела более подробно.
Основными задачами отдела являются:
- Формирование, использование и защита информационных ресурсов, а также организация доступа к ним специалистов.
- Обеспечение бесперебойного функционирования ИТ-инфраструктуры предприятия;
- Обеспечение функционирования программного обеспечения специального производственного оборудования;
- Обеспечение функционирования онлайн сервисов и поддержка функционирования сайта Университета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. GLPI. Основные возможности системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oslogic.ru/glpi/
2. Сайбель Н. Ю., Аракелян К. Р. Преимущества применения автоматизированных систем управления // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 852-855. — URL https://moluch.ru/archive/114/29864/ (дата обращения: 10.01.2019).
3. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
4. Поночевный Д. А., Владимирова Е. В. Автоматизация бизнеса: учебное пособие / Д.А. Поночевный, Е.В. Владимирова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2016. - 74 с.
5. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 c.
6. Лубянская Э.Б. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Э.Б. Лубянская, Е.Н. Лукаш. - Воронеж : ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2017. - 140 с.
7. Горячев, А.В. Особенности разработки и администрирования приложений баз данных: учебное пособие / А. В. Горячев, Н. Е. Новакова. Санкт-Петербург : Издательство СПбГЭТУ, 2016. - 68 с.
8. Селяничев, О. Л. Администрирование информационных систем: учебное пособие / О. Л. Селяничев, Е. В. Майтама. - Череповец: ФГБОУ ВО "Череповецкий государственный университет", 2017. - 99 с.
9. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем: учебное пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
10. Королев Е. Н. Администрирование операционных систем : учебное пособие / Е. Н. Королев. - Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2017. - 85 с.
11. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем : учебное пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
12. Дадян, Э.Г. Современные базы данных. Часть 2: практические задания: Учебно-методическое пособие / Дадян Э.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 68 с
13. Гвоздева, В.А. Базы и банки данных [Электронный ресурс] / В.А. Гвоздева. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2015, - 76 с.
14. Гофман, В.Э. Работа с базами данных в Delphi: Пособие / Хомоненко А.Д., Гофман В.Э., - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб:БХВ-Петербург, 2014. - 628 с.
15. Колдаев, В.Д. Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное пособие / В.Д. Колдаев. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
16. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.
17. Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: РАП, 2013. - 180 с.
18. Коряковский А.В. Информационные системы предприятия: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
19. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике/ 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
20. Боровская Е.В. Программирование в среде Delphi - 3-е изд., (эл.) - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 241 с.
21. Медведев М.А. Разработка информационных систем. Учебное пособие. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 64 с.
22. Шипулин Л. В., Сазонова Н. С. Базы данных : учебное пособие. - Челябинск : ЮУрГУ, 2016. - 96 с.
23. Гришин, В.Н. Профессиональные информационные системы[Текст]/ В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
24. Данелян, Т.Я. Управление проектами в ИТ-разработках [Текст]/ Т.Я. Данелян. - М.: Ленанд, 2015. - 232 c.
25. Данелян, Т.Я. Экономичкеские информационные системы[Текст]/ Т.Я. Данелян, А.Ф. Ахметшин. - М.: Ленанд, 2015. - 344 c.
26. Дарков, А.В. Теоретические основы информатики [Текст]/ А.В. Дарков, Н.Н.Шапошников.-СПб.:Лань,2016.-448c.
27. Емельянов, С.В. Информатика и вычислительные системы [Текст] / С.В. Емельянов. - М.: Ленанд, 2012. - 96 c.
28. Есаулова, С.П. Педагогические информационные системы [Текст] / С.П. Есаулова. - М.: Дашков и К, 2012. - 152 c.
29. Ефремова, А.А. Информационные системы в образовании [Текст] / А.А. Ефремова. - М.: КноРус, 2012. - 264 c.
30. Згадзай, О.Э. Правоваяинформацтика[Текст] / О.Э. Згадзай и др. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 335 c.
31. Тельнов, Ю.Ф. Информационные системы и технологии[Текст]/ Ю.Ф. Тельнов. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 c.